Всѣмъ вѣрнымъ ча́дамъ,
въ Оте́чествѣ и въ разсѣ́янiи су́щимъ. Весьма́ цѣнный и до нынѣ актуальный документъ, показывающій духовную деграда́- цію постъ-совѣтской личности, даже находя- щуюся, на тотъ моментъ въ Ло́нѣ
Истинной Руской Православной Церкви и носящую духов- ный санъ. Для бо́льшей ясности добавлены фами́ліи и вы́дѣленны нѣ́которые мѣста́.
Возлюбленные о Господѣ братья и сес- тры, живущiе въ Отечествѣ Рускомъ и за его предѣлами!
Послѣднiе го́ды нашу Церковную жизнь часто возмущаютъ нестрое́нiя, происходящiе въ нашихъ приходахъ, находящихся въ Росiи. Возникновенiе этихъ приходовъ было продиктовано заботой о возрожденiи Истиннаго Православнаго духа въ Росiи и переживанiемъ за нашихъ соотечественниковъ, живущихъ въ ней. Откликаясь на настойчивые просьбы священнослужителей, монашествующихъ и простыхъ мiря́нъ, которые не хотѣли, вѣрнѣе, по своей Хрiстiанской совѣсти не могли болѣе подчиняться iерархiи Московской Патрiархiи,
Архiерейскiй Сνнодъ Руской Православной Церкви Заграницей счелъ возможнымъ принимать ихъ въ свою юрисдикцiю, руководствуясь духомъ братской любви и Церковными Канонами (правила: Апост. 45, 65; Лаод. 33, 37; Двукр. 15; Карф. 57, 68).
Руская Зарубежная Церковь никогда не захва́тывала приходовъ Московской патрiархiи, а только принимала подъ свой омофо́ръ вѣрующiй Народъ, чу́вствующiй въ Ней единственный выходъ изъ тупика, въ который заводятъ Церковь
сергiа́нство и
экуменизмъ.
Прiемъ въ Зарубежную юрисдикцiю не предполагалъ и не предполага́етъ разрушенiя ни одной Церковной дисципли́ны. Напротивъ, Iерархiя РПЦЗ и́скренне вѣрила и вѣритъ, что всѣ, и́щущiе покровительства Зарубежной Церкви, руководствуются желанiемъ имѣть Церковное устройство своей Церковной жизни въ полномъ соотвѣтствiи съ Догма́тами и Кано́нами Православiя.
Къ сожалѣ́нiю, обостре́нное чувство патрiотизма, состраданiя къ соотечественникамъ, живущимъ подъ мучительствомъ безбожной коммунистической власти, притупи́ли чувство взыска́тельности къ священству, которое просилось подъ омофоръ Зарубежной Церкви. Было сдѣлано много снисхожденiй къ братiямъ, живущимъ въ коммунисти́ческомъ аду́. Кроме того, свободные отъ тоталитарнаго атеизма Православные Архiереи не представляли глубины́ духовнаго измѣненiя хрiстiанъ, живущихъ въ Росiи, происше́дшаго подъ влiянiемъ не только совѣтскаго воспитанiя, но и лжи́вости, пропита́вшей Московскую патрiархiю.
Только это и послужило причиной прiема въ Зарубежную Церковь священнослужи́телей, которые пря́тали подъ личи́ной покаянiя свои корыстные и карьери́стскiе цѣли. За спиной ихъ дѣ́йствовали тайные силы, враждебные Хрiстiанству, которые руками различныхъ Церковныхъ и «околоцерковныхъ» группировокъ, внѣ́шне совершенно различнымъ по своимъ направленiямъ, пытались и пытаются дѣлать одно дѣло - разложить Рускую Православную Церковь Заграницей и не допустить сохране́ннаго Е́ю духа Истиннаго Православiя въ Росiю.
Обнару́живъ, что дѣ́йствiя рукоположенныхъ для Росiйской паствы Архiереевъ Лазаря [Журбе́нко] и Валентина [Русанцо́ва] наносятъ ущербъ дѣлу Православiя и Церковной дисциплине, Архiерейскiй Сνнодъ почи́слилъ ихъ на поко́й, надѣясь на то, что отвѣтомъ будетъ покаянiе въ ошибкахъ и обращенiе къ Зарубежной Iерархiи, отъ которой они получили свой Архiере́йскiй санъ, за назиданiемъ и за совѣтомъ: какъ исправить создавшееся положенiе.
Такъ же Архiерейскiй Сνнодъ обратилъ свое вниманiе на неправильные дѣйствiя Епископа Ка́нскаго Варнавы, который былъ направленъ въ Росiю. Ему было запрещенно впредь вмѣшиваться въ Церковную жизнь всѣхъ Росiйскихъ приходовъ.
Но отвѣтъ Преосвяще́нныхъ Лазаря и Валентина на врачу́ющiе дѣйствiя Архiерейскаго Сνнода не соотвѣтствовалъ Церковному созна́нiю. Грѣховное чувство оби́ды и горды́ня стали ихъ руководствомъ и, приду́мавъ себѣ псевдоканони́ческiе оправданiя, они дерзко нарушили свои Архiерейскiе прися́ги и вѣрность Церковному Богоустано́вленному единству. Ими было организо́вано Временное Высшее Церковное Управленiе, я́кобы на основанiи Указа №362 Святителя Тiхона, Патрiарха Московскаго, и́зданнаго въ 1920 году. Такое обоснова́нiе ими беззаконiя совершенно извраща́етъ самы́й духъ Патрiа́ршаго Указа, направленнаго ко всемѣ́рному сохраненiю Церковнаго единства, а не къ оправданiю раско́льническаго безобра́зiя.
То, что такiе дѣйствiя Преосвяще́нныхъ въ Росiи не повлекли́ за собой закономѣ́рнаго немедленнаго запрещенiя отъ Архiерейскаго Сνнода, вновь было продиктовано братскимъ состраданiемъ къ Росiйской паствѣ.
Послѣ долгихъ уговоровъ на Архiерейскомъ Соборѣ въ Лѣ́снинской Оби́тели во Францiи казалось, что Владыка Лазарь и Владыка Валентинъ пришли къ смиренному признанiю ошибочности своихъ дѣя́нiй. Въ Зи́мнемъ храмѣ Лѣ́снинской Оби́тели, въ присутствiи 15 Архiереевъ Зарубежной Церкви, передъ тремя Чудотво́рными Иконами: Ку́рской-Коренно́й, И́верской, источающей мν́ро, и Лѣ́снинской, Архiепископъ Лазарь и Епископъ Валентинъ подписа́ли Актъ, прекращающiй расколъ и возстана́вливающiй Церковное единство.
Были земные покло́ны, а нѣ́которые Архiереи плакали отъ Пасха́льной радости прощенiя обидъ и обрѣта́емаго союза въ ду́хѣ любви.
Однако, возвратившись въ Росiю, Архiепископъ Лазарь и Епископъ Валентинъ совершили неслы́ханное клятвопреступле́нiе: не соблюда́я отдѣльные пункты подпи́саннаго ими А́кта, они подве́ргли критикѣ всѣ его пункты, стали распространять ложь объ обстоятельствахъ его подписа́нiя, доходя́ до абсу́рдныхъ утвержденiй, что Актъ ими не былъ изученъ до подписанiя, что Епископъ Валентинъ подписалъ его въ полуо́бморочномъ состоянiи [], что участники Собора соглаша́лись съ возможностiю измѣненiя Акта послѣ подписанiя. Эту неправду они повторяли даже въ присутствiи Епископовъ Венiами́на [Русале́нко] и Евти́хiя [Ку́рочкина], участниковъ Собора и свидѣтелей покая́нныхъ словъ и увѣре́нiй въ сыно́вней пре́данности Архiереевъ Лазаря и Валентина.
Но въ этотъ разъ Архiерейскiй Сνнодъ РПЦЗ не находитъ ино́го средства врачева́нiя продолжающагося столь длительное время лука́вства своихъ собратiй, какъ совершенно запретить въ священнослуженiи Архiепископа Лазаря и Епископа Валентина, а въ случаѣ неповиновенiя этому запрету - лишить их священнаго сана (правило Св. Апост. 25), [впослѣдствiи Еп. Валентинъ былъ лишенъ сана и умеръ въ расколѣ простымъ мона́хомъ, такъ же и Архiеп. Лазарь умеръ
въ своемъ послѣднемъ расколѣ].
Подо́бному преще́нiю подвергаются́ и незаконно рукополо́женные ими во Епископы священнослужители Ѳео́доръ, Агаѳа́нгелъ [Пашко́вскiй] и Серафiмъ, вина которыхъ заключается въ томъ, что они дали согласiе на свои хирото́нiи отъ Архiереевъ, находя́щихся на покоѣ и ушедшихъ въ расколъ. Архiерейскiй Соборъ въ Актѣ примиренiя предусма́тривалъ кра́йне снисходительные мѣры и готовъ былъ узако́нить ихъ въ Архiерейскомъ санѣ за покаянiе Архiереевъ Лазаря и Валентина, но это покаянiе оказалось неискреннимъ. Кромѣ того, священнослужители Ѳео́доръ, Агаѳа́нгелъ и Серафiмъ поддержа́ли нарушенiе Акта, хотя и ссылаются при этомъ на волю своихъ пра́вящихъ Архiере́евъ.
Озна́ченнымъ священнослужи́телямъ предло́жено подчини́ться Опредѣле́нiю Архiерейскаго Сνнода: воздержа́ться отъ священнослуженiя при любой реакцiи на это Архiереевъ Лазаря и Валентина; обратиться къ законному правящему Епископу Зарубежной Церкви, находящемуся въ Росiи и, получивъ его Указъ, приступить къ пастырскому служенiю. Ихъ дальнѣ́йшая судьба подлежитъ обсужденiю Архiерейскаго Собора и Сνнода.
Священнослужители, монашествующiе и мiря́не, ра́нее подчиня́вшiеся Архiепископу Лазарю и Епископу Валентину, освобождаются отъ этого подчиненiя; духовное попеченiе о нихъ беретъ на себя Владыка Первоiерархъ - Митрополитъ Виталiй [возглавлялъ РПЦЗ съ 1985 по 2006 гг., - прим.]. Непосре́дственная забота и административное руководство этой па́ствой поручается Епископу Иши́мскому и Сиби́рскому Евти́хiю.
Архiерейскiй Сνнодъ РПЦЗ обращается ко всѣмъ вѣрнымъ своимъ чадамъ въ Росiйскомъ Отечествѣ и зарубежомъ съ призывомъ въ страхѣ Божiемъ и че́стности соблюдать Церковный миръ и вѣрность Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Не нужно заниматься самообма́номъ и искать оправданiя своимъ неразумнымъ дѣ́йствiямъ, наруша́ющимъ Церковные Законы: беззаконникъ плѣня́ется собственнымъ беззаконiемъ и страдаетъ отъ него самъ, впада́я въ я́му грѣхо́вную, вы́копанную имъ сами́мъ. Свята́я Церковь - это нашъ Спасительный Корабль, и пребывающiй въ Ней въ любые бури и невзгоды спасетъ свою душу.
Руководствуясь симъ спасительнымъ Кораблемъ, Священноiерархiя РПЦЗ упова́етъ на молитвы и вѣрность своихъ чадъ, живущихъ во вся́комъ благочестiи, чистотѣ и прямодушiи.
Благодатiю Своею Богъ да помилуетъ и спасетъ всѣхъ насъ. Аминь.
Предсѣдатель Архiерейскаго Сνнода: ✟Митрополитъ Виталiй,
✟ Члены Сνнода: подписи,
✟ Епископъ Иларiонъ, за секретаря Архiерейскаго Сνнода. 11(24) Февраля 1995 г.