Загадка имени «Русь».

Mar 02, 2016 00:06



«Дикость, подлость и невѣжество не уважать прошлаго, пресмыка́ясь предъ однимъ настоящимъ». (А. С. Пушкинъ).
   Къ нашему Національному стыду, Рускій Народъ, своимъ геніемъ, труда́ми и кро́вью создавшій Величайшее Государство и богатую самобы́тную культуру, еще и понынѣ не знаетъ истиннаго происхожденія своего Родоначальника - племени Руси.
   Незнаніе своего прошлаго ставитъ Великій Рускій Народъ въ положеніе «Ивана, не по́мнящаго родства́», и даетъ сильное оружіе противъ него въ ру́ки его враговъ. Безъ исторіи можетъ существовать толпа, но не можетъ жить Народъ, не возможно Національное сознаніе, и безъ яснаго и твердаго Національнаго сознанія легко потерять сознаніе ну́жности и само́й Росіи, - пусть берутъ, дѣ́лятъ, кто хочетъ - «мы волого́дскіе, была́ бы цѣла́ только наша во́лость да колоко́льня». Предлагаемая вниманію читателя замѣтка, оставляетъ въ сторонѣ вопросъ историческаго происхожденія Рускаго племени и даетъ лишь перечень научно-разработанныхъ теорій, а еще больше остроумныхъ, но научно не обоснованныхъ и не доказанныхъ предположеній о происхожденіи загадочнаго имени Руси́.       

Съ стремленіемъ раскрыть значеніе этого имени мы встрѣчаемся уже въ старину. Такъ, одинъ изъ книжниковъ середины 17-го вѣка писалъ: «Нѣ́ціи ска́зоваху Ро́совъ отъ городка́ Ро́си, недале́че Великаго Но́вгорода лежа́ща, друзíи отъ ру́сыхъ волосо́въ, съ яковы́ми и ны́нѣ вездѣ много суть Руси́.. Но па́че всѣхъ тѣхъ подо́бій достовѣ́рнѣе и прили́чнѣе отъ россѣ́янія своего, ро́сы имя то отъ древнихъ временъ себѣ стяжа́ша». Нужно сознаться, что даже болѣе позднія попытки объяснить имя Руси носили нерѣдко такой же случайный характеръ. Много путаницы внесло и пристрастіе нѣ́которыхъ изслѣдователей къ выводамъ на основаніи лишь простого сходства имени Руси со слова́ми, принадлежащими другимъ языкамъ. Къ подобному ко́рнесло́вію охотно прибѣгали уже наши предки, передѣлывая имя Кара-бега въ Карабли́нова, Косъ-фонъ-Да́лена въ Козода́влена или названіе Стокгольма въ Стеко́льну. Противъ такого способа научныхъ выводовъ возставалъ еще нѣмецко-рускій историкъ Шлецеръ: «На Днѣпрѣ находится слово нѣсколько похожее на другое, употребляющееся въ Ара́віи. Вдругъ составляютъ оба вмѣстѣ и объясняютъ одно другимъ. Если слово это не имѣетъ замѣтной съ другимъ созву́чности, то его поднимаютъ на этимологи́ческую ды́бу и мучаютъ до тѣхъ поръ, пока оно, какъ будто отъ боли, не закричитъ и не дастъ такого звука, какой хочется жестокому сло́вопроизводи́телю».
       Произнося имя Русь, Росія, эти са́мыя близкія, са́мыя дорогія нашему сердцу имена, мы невольно стремимся проникнуть въ тайный смыслъ его. Къ сожалѣнію, наши усилія остаются пока тщетными. Несмотря на существованіе множества теорій, предположеній, догадокъ, вопросъ о происхожденіи имени Руси остается неразрѣшеннымъ. Спо́ры эти то затихаютъ, то поднимаются снова, и каждый разъ съ новой силой и новыми ви́доизмѣне́ніями, но терминъ «Русь» продолжаетъ быть загадкой. «До сихъ поръ не объяснено́ удовлетворительно ни историческое происхожденіе, ни этимологи́ческое значеніе этого загадочнаго слова», признается профессоръ Ключевскій.
       Исходя́ изъ многочисленныхъ данныхъ о Руси, мы приходимъ къ заключенію, что всѣ Восточно-Славянскія племена́ въ цѣломъ были извѣстны подъ именемъ «Руси», то-есть Рускаго Народа. Въ болѣе узкомъ смыслѣ, этимъ именемъ назывались Южно-Рускія племена́, и въ первую очередь племя Поля́нъ, «я́же нынѣ зово́мая Русь». Тѣ же данныя объясняютъ, почему нашъ первый Рускій лѣтописецъ связываетъ начало Рускаго Государства не съ Но́вгородомъ, а съ Кіевомъ: «Отку́ду есть пошла́ Руская Земля, кто въ Кіевѣ нача́ пе́рвѣе Кня́жити, и отку́ду Руская Земля ста́ла есть». Уже одно такое заглавіе лѣ́тописи свидѣтельствуетъ, что призваніе Рю́рика въ Новгородскую землю лѣтописецъ не считалъ еще началомъ Рускаго Государства.
       Синонимомъ имени «Рускій» есть названіе «Ру́синъ» (удареніе на звукѣ «у»). Множественное число отъ него не «ру́сины», а «Рускіе» или собирательное племенное «Русь». Названіе «Ру́синъ» такъ же дре́вне, какъ и «Русь», и «Рускій», а въ договорѣ Князя Олега всѣ три имени упоминаются безразлично одно вмѣсто другого. Существовало еще на средневѣковой латы́ни названіе «ру́тенъ» для Ру́сина или, вообще, Рускаго, и употреблялось по анало́гіи съ ру́тенами, Народомъ Га́лльскаго происхожденія съ берего́въ Ро́ны и Гаро́ны. Подъ этимъ уродливымъ именемъ было извѣстно не только «Ру́тенское Княжество» (Гали́ція), но и другія Рускія Земли. Этимъ же именемъ на́званъ былъ металлъ изъ группы пла́тины «руте́ній», то-есть «рускій», найденный на Уралѣ въ 1845 году.
       Имя «Русь», какъ Государственное, впервые укрѣпилось за Кіевскою областью, которая въ теченіе долгаго времени составляла собою Рускую Землю, и только съ захватомъ Кіева Олегомъ начинаютъ объединяться разрозненныя дото́лѣ племена Восточныхъ Славянъ, и намѣчается территорія будущаго Російскаго Государства. Шли вѣка́. Кіевская Русь настойчиво превращается въ необъятный Рускій океанъ, кати́вшій свои волны по всѣмъ направленіямъ: къ Бѣлому, Балтійскому и Черному морямъ, а позже докатившійся до Тихаго океана. Такъ, державной волей Рускихъ Царей, молитвами Рускихъ Святи́телей и Угодниковъ, кровью ра́тныхъ людей, трудомъ и разумомъ всего Рускаго Народа выросла изъ небольшого Кіевскаго Княжества Великая Росія, объединившая въ себѣ Малую и Бѣлую Русь.
       Терминъ «Великая Росія» впервые встрѣчается у Византійскаго Императора Іоанна VI-го Кантакузена шестьсотъ лѣтъ тому назадъ въ 1347 году. Подъ этимъ именемъ разумѣ́ются Рускія Земли, призна́вшія въ то время Верховную Власть Московскаго Князя Симео́на Ивановича (1341-1354 гг.) и его ближайшихъ предшественниковъ, строго державшихся титула Великаго Князя всея́ Руси. Терминъ «Великая Росія» былъ оффиціально введенъ въ Царскій титулъ въ 16-мъ вѣкѣ подъ греческимъ вліяніемъ, взамѣ́нъ прежнихъ терминовъ «Русь», или «Ру́сія». Послѣ возсоединенія съ Москвою Малоро́сіи (1654 г.) Царь Алексѣй Михайловичъ сталъ именоваться Самодержцемъ всея́ Великія и Малыя Росіи, а по возсоединеніи съ Росіей въ 1655 году Ви́льны этотъ титулъ былъ пополненъ включеніемъ въ него и «Бѣлыя Росіи».
       Что же касается названія Малой Росіи, то наиболѣе раннимъ документомъ, гдѣ Южная Русь именуется такимъ образомъ, является Грамота 1355 г. Га́лицко-Волы́нскаго Князя Юрія II-го. Въ ней этотъ Князь именуетъ себя титуломъ «Dux totius Russiae Minora», то-есть «Княземъ всей Малой Русіи». Отсюда ведутъ свое начало термины Малоросія и малоросы, которые изъ всѣхъ Рускихъ могутъ считать себя наиболѣе Рускими. Именно Юго-Западъ Росіи былъ сердцемъ ея́, такъ какъ изъ Кіева «Руская Земля стала есть». Но укра́инцы «наплюва́ли въ о́чи ріднымъ ба́тькови и матери». Самая́ мысль о существованіи «Укра́инскаго Народа» была выдвинута только въ концѣ 18-го вѣка польскимъ писателемъ Пото́цкимъ, - пишетъ В. Шульги́нъ, - поэтому, когда современные укра́инцы говорятъ о томъ, что Богданъ Хмѣльницкій боролся за «Укра́инскій Народъ», или когда они называютъ Кіевскую Русь «Укра́иной» и Кіевскихъ Князей «Укра́инцами», они сѣютъ по свѣту Великую ложь. Отрекаясь отъ ба́тьковщины, отъ отца съ матерью, отъ ро́да-племени, они дѣлаютъ историческое святотатство. На этомъ обманѣ не можетъ создаться ничего прочнаго. «Ложью свѣтъ пройдешь, да назадъ не вернешься», - говоритъ малоросійская пословица. Великій Ге́тманъ по́нялъ, что не можетъ быть иного прочнаго и благотво́рнаго соединенія, кромѣ союза Рускихъ съ Рускими. И теперь, въ 20-мъ вѣкѣ, на опытѣ убѣдившись въ пра́вильности взятаго Богданомъ Хмѣльницкимъ устремленія, мы должны благоговѣ́йно повторить молитву нашихъ предковъ: «Боже, утверди, Боже, укрѣпи, чтобы мы всегда еди́ны были!»
       Тѣ же пожеланія слѣдуетъ вы́сказать и въ отношеніи бѣлорусовъ. Нѣтъ особаго «Бѣлорускаго Народа», языка, исторіи, - это могутъ отрицать только невѣ́жды или   о с о б ы е   «патріоты». Наименованіе «Бѣлая Русь» впервые исторически засвидѣтельствовано въ 14-мъ вѣкѣ. Происхожденіе этого термина до сихъ поръ не ясно. Полагаютъ, что названіе «Бѣлая Русь» появилось въ подражаніе терминамъ «Великая Русь» и «Малая Русь». А. Потебня полагаетъ, что слово «бѣлый» здѣсь употребляется въ значеніи «вольный», какъ это имѣло мѣсто въ названіяхъ «бѣло-харва́ты», «бѣлые у́гры», «бѣлопа́шцы» и т. д. Академикъ Е. Ка́рскій объясняетъ эпи́тетъ «Бѣлая Русь» внѣшнимъ видомъ ея́ населенія: въ большинствѣ случаевъ бѣлорусы одѣваются въ бѣлыя сви́тки или бѣлые ко́жухи, носятъ бѣлыя маге́рки (шапки). Впрочемъ, это обстоятельство не помѣшало тому, что Бѣлая Русь въ нѣ́которыхъ актахъ именовалась «Черною». Названіе это не слѣдуетъ смѣшивать съ именемъ «Черной Руси» - областью въ восточномъ углу Гро́дненской губерніи и въ сосѣднемъ углу Минской между верхо́вьями При́пети и Нѣма́на, съ городами Новогру́докъ, Сло́нимъ и Волковы́скъ.
       Названіе «Русь», какъ названіе племени, уже и́здавна стало предметомъ настойчивыхъ этимологи́ческихъ изыска́ній. Многочисленные изслѣдователи пытали на «этимологи́ческихъ ды́бахъ» имя Руси́ са́мымъ жестокимъ образомъ, причемъ, каждый изъ нихъ претендовалъ на непорочность своихъ научныхъ выводовъ. Названіе Руси́ производили отъ рѣкъ (Росъ - въ Азіи, Рось - южнѣе Кіева, Русса - впадающая въ озеро Ильме́нь); отъ разныхъ народовъ (Сарма́тси, Народъ роксола́ны, Ке́льты, Руте́ны, Фри́зы); отъ финскаго названія шведовъ - ру́отси; отъ ру́саго цвѣта волосъ и т. п. Помимо великаго множества всевозможныхъ, ничѣмъ не подтвержденныхъ предположеній и догадокъ, существуетъ нѣ́сколько научно разработанныхъ теорій (школъ), однако, по слова́мъ академика Ша́хматова, «происхожденіе имени Руси́, несмотря на настойчивыя старанія ученыхъ, остается темнымъ».
       Норма́нская (скандина́вская) школа, существующая со второй половины 18-го вѣка, связываетъ имя Руси́ со шведск. «родсъ» - гребецъ, мореплаватель. Отсюда произошло названіе береговой полосы Ро́дслагъ въ шведской провинціи Упла́ндъ. По теоріи нормани́стовъ, отсюда вышла Варя́жская Русь (Родсъ), будучи призвана Славянскими и Финскими племенами: «И идо́ша за морѣ къ варя́гамъ, къ Руси́; еще́ бо тíи зва́хуся варя́зи Русь. Рѣко́ша Руси́ Чудь и Слове́ни, и Кри́вичи, и Весь: земля наша вели́ка и обильна, а порядка въ ней нѣтъ, да при́дѣти Кня́зить и володѣ́ть на́ми». Имя «ро́дсовъ» перешло къ славянамъ не непосредственно, а черезъ финновъ, въ произношеніи которыхъ оно должно было принять форму «руотси», «руосси», «росси», откуда и произошло, будто бы, славянское «рось», «русь». Однако финны, до настоящаго времени называющіе шведовъ именемъ «руотси», «руотсалайненъ», никогда не давали рускимъ этого имени. Для рускихъ у нихъ существуетъ весьма́ древнее названіе «венелейненъ», «венелайзетъ», то-есть «венеты», «венды».
       Среди нормани́стовъ далеко еще не достигнуто полнаго соглашенія по вопросу о происхожденіи термина «Русь». Его производятъ не только отъ «родсъ», но также отъ шведск. «дретсменъ», то-есть «Княжескіе дружинники» («дротъ» - Князь). Входя́ въ подробности дѣла, сторонники норма́нской теоріи неоднократно вноси́ли если не новую мысль, то, во всякомъ случаѣ, новыя поправки и новыя соображенія. Одной изъ послѣднихъ поправокъ этой школы явился трудъ проф. Н. Т. Бѣля́ева «Roric of Yutland and Ruric of the Russian Chronicles» («Ро́рикъ Ютла́ндскій и Рю́рикъ Рускихъ лѣ́тописей»). Авторъ его приходитъ къ выводу, что въ образованіи Норманской Державы въ Новгородѣ при́няли участіе не одни лишь норманы, но и фри́зы - Народъ германскаго происхожденія, первоначально обитавшій на западномъ побережьѣ Шлезвига, а затѣмъ распространившій свое владычество до Зюдерзеѣ. По мнѣнію Н. Бѣляева, Фри́зскій вождь Ро́рикъ былъ Рю́рикомъ нашихъ лѣ́тописей, а фри́зы (въ финскомъ произношеніи «росъ») дали свое имя Руси́.
       Въ подобныхъ сло́вопроизво́дствахъ нормани́стовъ чувствуется большая натяжка. Проще при разрѣшеніи вопроса о началѣ Руси́ обсуждать отдѣльно другъ отъ друга разныя его сто́роны: вопросъ объ имени «Русь» и вопросъ о Норма́нской Династіи, тѣмъ болѣе, что лѣтопи́сное преда́ніе, признавъ Русь за одно изъ Варя́жскихъ племенъ, сдѣлало, повидимому, историческую ошибку, и притомъ весьма существенную. «Въ само́й «По́вѣсти временны́хъ лѣтъ», изъ подъ поправокъ ея́ редактора въ духѣ его Варя́жской теоріи, я́вно проступаетъ старый, первоначальный взглядъ, по которому имя Руси́, явилось иско́ннымъ и собственнымъ именемъ Поля́нъ», пишетъ Груше́вскій («Украинскій Народъ въ его прошломъ и настоящемъ», 1914 г.). Позже, въ 1921 году, тотъ же Груше́вскій писалъ: «Догадка нашего стараго лѣтопи́сца, будто имя Русь принесено изъ Швеціи Варя́жскою дружиною, не подтверждается: въ Швеціи такого Народа не знаютъ и шведовъ у насъ этимъ именемъ не называли».
       Скептики вообще отрицаютъ призваніе варяговъ и Руси́. По ихъ мнѣнію, это легенда, сочиненная при сыновьяхъ и внукахъ честолюбивой Ингиге́рды, супруги Ярослава Мудраго и дочери Шведскаго конунга О́лафа. Ея́ дочь Елизавета была замужемъ за Королемъ Норвегіи Га́ральдомъ, внукъ былъ женатъ на Ги́дѣ, дочери Англійскаго Короля Га́рольда; правнукъ Мстисла́въ - на Хрісти́нѣ, дочери Шведскаго конунга И́нга. Въ честь Норманской родни́ Кіевскихъ Князей и была́, будто бы, со́здана легенда о Рю́рикѣ, Синеу́сѣ и Труво́рѣ, какъ позже была сдѣлана вставка о происхожденіи Московскаго Великокняжескаго Дома отъ «Августа Кесаря».
       На этомъ основаніи сторонники туземнаго происхожденія Руси́ самымъ рѣшительнымъ образомъ отказываются искать ея́ родину за моремъ въ Скандина́віи. Они указываютъ, что у насъ съ незапа́мятнаго времени сохранилось много географическихъ названій отъ древняго корня «русь», «рось»: Русь, Руса, Порусье, Поруса, Рось, Роса, Роська, Росава и др. С. Гедео́новъ въ своемъ классическомъ трудѣ «Варяги и Русь» (1876 г.) указывалъ, что «отъ Волги-Рось и до Куришга́фской Ру́сны все пространство земли, занимаемое славянами и родственными имъ по языку Литовскими племенами, покрыто рѣками, носящими названія Рось, Русь, Роса, Руса». По его словамъ, наименованія эти явно указываютъ на иско́нное значеніе термина «рось» - вода, рѣка вообще. Отсюда, будто-бы, названіе Руси, русла, русалки, ручья́.
       Однако отечественное ко́рнесло́віе не имѣло успѣха. Оказалось, что на Руской территоріи имѣется великое множество рѣкъ съ Финскими названіями, весьма близкими къ названію «Русь», «Рось» или прямо созвучными и, несомнѣ́нно, одинаковыми по корню. Таковы́: Дусь, Кусь, Усь, Гусь, Сось, Рось и др. Тогда «жестокіе сло́вопроизводи́тели» обратили сугу́бое вниманіе какъ на Финскіе языки такъ и на языки всѣхъ тѣхъ Народовъ, для которыхъ Росія служила на протяженіи столѣтій вре́менной стоянкой: Киммерíйцевъ, Ски́ѳовъ, Сарма́тъ, Го́товъ, Язы́говъ, Роскола́нъ, Гу́нновъ, Ала́нъ, Угровъ, Баста́рновъ, Да́ковъ и т. д.
       Такъ возникла «Го́тская школа». «Происхожденіе Рускаго Государства уже породи́ло школы Норманскую и Славянскую. Кто знаетъ, можетъ быть, мы присутствуемъ при рожденіи школы Го́тской?» писалъ проф. Е. Шмурло. Какъ извѣстно, Царство Восточныхъ Го́товъ занимало въ 3-4 вѣка территорію Южной Росіи отъ Дона до Днѣпра и заполня́ло такъ называемый Го́тскій періодъ Руской Исторіи. Память о Го́тахъ была жива́ у Рускихъ еще въ концѣ 12-го вѣка. Въ «Сло́вѣ о полку И́горевѣ» упоминаются «Го́тьскыя кра́сныя дѣ́вы», которыя «въспѣша́ на бе́резѣ (на берегу) си́нему морю, звоня́ ру́съскымъ зла́томъ».
       Одинъ изъ основателей «Го́тской школы», проф. Ку́нинъ, указалъ на возможность свя́зи между именемъ «Русь» и эпи́ческимъ прозвищемъ готовъ hreldhogotar, для котораго онъ, однако, возстанавливаетъ форму brothigutans, что значитъ - слава. Но го́тское broth можетъ быть поставлено въ связь съ именемъ Русь только въ томъ случаѣ, если признать, что посре́дствующимъ звеномъ служило уже знакомое намъ Финское названіе «руотси», «руосси». «А при такой постановкѣ дѣла, - говоритъ проф. Браунъ, - вопросъ скорѣе осложняется, чѣмъ выясняется». Во всѣхъ подобныхъ толкованіяхъ было столь много фантастическаго и неправдоподобнаго, что историкъ Карпаторо́съ Вене́линъ вынужденъ былъ признаться, что «рускіе досе́лѣ не знаютъ, съ какой Руси́ начинать Рускую Исторію».
       Мы должны разъ и навсегда отказаться отъ предвзя́той мысли, что появленіе Варяговъ въ Но́вгородѣ въ 862 году было начальнымъ событіемъ Руской Исторіи. Русь стала извѣстна ранѣе лѣтопи́снаго начала Рускаго Государства, благодаря своей торговлѣ съ Арабами, Болгарами и Византійцами, а позже своими походами на Греческія колоніи и Царьградъ. Еще до призва́нія Рю́рика и его Норма́новъ, въ Константинополь пришла вѣсть о томъ, что къ Сѣверу отъ Чернаго моря образовалось большое Государство Рось, а уже въ 840 году въ Византіи появились Рускіе купцы́ изъ Кіева. Спустя же 20 лѣтъ, челны́ вои́нственной Руси́ входили въ Босфо́ръ, наводя́ своимъ видомъ ужасъ на царьградцевъ. Въ житіи Св. Георгія Амастри́дскаго, написанномъ до 842 года, мы находимъ упоминаніе о томъ, что «Русь - Народъ, всѣмъ извѣстный», опустошилъ малоазіа́тскій берегъ Чернаго моря. Изъ житія Св. Стефа́на Су́рожскаго мы узнаемъ, что больша́я Руская Рать подъ предводительствомъ Князя Бравли́на покорила въ концѣ 8-го вѣка страну отъ Корсу́ня до Ке́рчи. Черное море уже тогда носило названіе Рускаго, и по свидѣтельству Арабскихъ писаталей, никто, кромѣ Руси́, по нему не плавалъ. Магометанскіе писатели 9-го и 10-го вѣковъ называли Русь «славянами изъ славянъ», а Кіевская Земля была извѣстна имъ какъ «Страна Русовъ».
       Уже въ незапамятное время имя Руси́ мы находимъ также и на Карпа́тахъ, и въ Гали́ціи. Между тѣмъ, сюда никогда не заходилъ ни Норма́нъ, ни Фризъ, ни Финнъ. По сей день коренное населеніе Черве́нской или Черво́нной Руси́, - Гали́чины, Букови́ны и У́горской или Подкарпа́тской Руси́, именуетъ себя Руси́нами, Русна́ками или Русня́ками въ зависимости отъ го́вора. Во времена́ са́мыхъ тяжелыхъ историческихъ испытаній Черво́нная Русь не переставала сознавать свое Руское происхожденіе, считать себя частью Великаго Рускаго Народа, называть свой край Руской Землей. Даже вдохновитель и я́рый поборникъ такъ называемаго укра́инскаго движенія профессоръ Грушевскій долженъ былъ признать, что «въ Гали́ціи удержа́лась досе́лѣ традиція Рускаго имени, именно тутъ и Поляки, и Руси́ны называютъ «Рускимъ» языкъ и племя укра́инское». Первоначальное устройство Страны имѣло столько общихъ чертъ съ Кіевскою Русью, что тогда не могло быть и вопроса объ   о с о б о й   Галицко-Руской народности. Но съ половины 14-го вѣка все измѣнилось. Разслабленное внутренними смутами и Татарскимъ нашествіемъ Княжество погибло. Польскій Король Казиміръ воспользовался пресѣче́ніемъ Князей Рюрикова Дома и завладѣлъ древними Черве́нскими городами. Польскіе обычаи, языкъ и образо́ванность замѣнили Рускую жизнь между боярами и среднимъ сословіемъ. Однако сельское населеніе осталось вѣрнымъ Руской Народности.
       Согласно древней Хорва́тской легендѣ, которая повторяется у различныхъ Славянскихъ лѣтописцевъ, Русь пришла на Карпа́ты изъ древней Славянской Придуна́йской области Паннонíи, нынѣшней Хорва́тіи. Эта легенда совершенно по новому освѣщаетъ происхожденіе Руси́. Въ Хорва́тіи еще и понынѣ живетъ преданіе о трехъ братьяхъ Князьяхъ Чи́хѣ, Ле́хѣ и Ру́сѣ, которые во второй половинѣ 3-го вѣка выселились со своими племенами изъ Крапины (въ 40 верста́хъ отъ нынѣшняго За́греба) на Сѣверъ въ Карпа́ты. Хорва́тскій Народъ съ любовью хранилъ преданіе о трехъ Князьяхъ. Г. Януше́вскій въ своемъ трудѣ, посвященномъ «Началу Исторіи Рускаго Народа» (1934 г.), разсказываетъ, что и поны́нѣ въ Хорва́тіи можно найти заздра́вный ку́бокъ «Чехъ-Лехъ-Русъ» изъ трехъ ча́рокъ на общемъ основаніи. Чарки такъ соединены по дну, что нельзя пить только изъ одной, не выпивая въ то же время изъ двухъ другихъ. По толкованію Хорватовъ, дно кубка - Хорваты, а чарки - Русы, Чехи и Поляки.
       Карпатскій край служилъ стоянкой для вы́ходцевъ изъ Хорва́тіи въ теченіе долгаго времени, вплоть до 7-го вѣка. Ава́ры дали толчокъ дальнѣйшему движенію Славянъ въ Среднюю и Восточную Европу, гдѣ очистилось много мѣстъ, покинутыхъ различными Народами подъ натискомъ Гу́нновъ. Старожилами же Карпатъ является нынѣшнее населеніе Га́личины, Букови́ны и У́горской Руси́. Они прямые потомки Хорва́товъ или Бѣлохорва́товъ Карпа́тской Земли. Легко допустить, что имя Руси́ впервые зароди́лось именно здѣсь, а затѣмъ вмѣстѣ съ переселе́нцами распространилось до Чернаго моря, на Востокъ до Днѣпра и на Сѣверъ до болотъ и лѣсовъ по рѣкѣ При́пети.
       Историкъ Соловьевъ, осно́вываясь на лѣ́тописи Не́стора, говоритъ: «Восточные Славяне двинулись отъ Хорва́товъ, изъ нынѣшней Галиціи, прямо на Востокъ до Днѣпра. То были Древля́не и Поля́не». А проф. Василевскій («Труды», С.П.Б., 1908 г.) пишетъ: «Наши Рускіе ученые и изслѣдователи, гоняясь за призраками, пропустили безъ вниманія фактъ громадной важности: свидѣтельства цѣлаго ряда Славянскихъ хроникъ, въ томъ числъ и нашу лѣ́топись Не́стора, о происхожденіи Руси съ Дуная». Дѣйствительно, изъ всѣхъ извѣстныхъ намъ пи́сьменныхъ свидѣтельствъ о подобномъ происхожденіи Кіевской Руси, са́мое древнее имѣется у нашего лѣтопи́сца Не́стора. Подъ 898 годомъ у него имѣются совершенно ясныя и точныя указанія о томъ, что Иллирія, то-есть древняя Паннонія, а нынѣ Харватія, первоначальное мѣсто осѣ́длости Славянъ: «Ту бо есть Илюрикъ... ту бо бѣ́ша Слове́ни первое... Отъ него же Язы́ка (то-есть Народа) и мы е́смо Русь»... И далѣе: «бѣ бо единъ Язы́къ (то-есть Народъ) Слове́нескъ: Слове́ни, и́же сѣдя́ху по Дуна́еви, и Мора́ва, и Че́си, и Ля́хови, и Поля́не, я́же ны́нѣ зово́мая Русь».
       Позже и другіе Славянскіе лѣтопи́сцы Богухвалъ Гаекъ, Раткай, Слобода, Кляичъ подтверждаютъ, что названіе «Русь» произошло отъ Панно́нскихъ выходцевъ, переселившихся нѣ́когда на Карпаты, а затѣмъ въ Кіевскую землю. Арабскій же писатель Аль-Макадесси, разсказывая про походъ Кіевской Руси на Хаза́ръ въ 985 году, опредѣляетъ ее такъ: «Народъ изъ Рума, который называется Русь». У магометанскихъ Народовъ, какъ извѣстно, подъ именемъ «Румъ» разумѣется Римъ и Римскія владѣнія. Въ эти владѣнія въ 235 году была включена Иллирія послѣ долгой и упорной борьбы со Славянами, что повлекло за собою выселеніе предковъ Рускаго Народа сначала на Карпатскія горы, а затѣмъ въ Сре́днеднѣпро́вьѣ. Но Русь никогда не забывала о своей древней Родинѣ и продолжала бережно хранить память о широкомъ Дунаѣ, сложивъ древнюю былину о «Тихомъ Дунаѣ, сынѣ Ивановичѣ». Въ своихъ старинныхъ пѣсняхъ Рускій Народъ и поны́нѣ вспоминаетъ: «Мой Дунай, мой широкій Дунай»...
       Происхожденіе Народа имѣетъ громадное значеніе въ его жизни; какъ у едини́чнаго лица́, такъ и у Народа есть свой ликъ и своя душа. Поэтому, Славянская школа, устана́вливающая Славянское происхожденіе племени Русь, полнѣ́е всего отвѣчаетъ нашему Національному сознанію. Народъ представляетъ собою Націю или Государство лишь посто́льку, поско́льку онъ чувствуетъ и принимаетъ свою Исторію, какъ неотъемлемую часть своего существованія. Въ противномъ случаѣ, онъ является лишь сырымъ этни́ческимъ матеріаломъ.
       Создатели «С О В Ѣ Т С К О Й   Н А Ц І И» заинтересованы въ подобномъ сыромъ матеріалѣ. Если Російскіе сло́вопроизводи́тели терза́ли «Русь» на «этимологи́ческой ды́бѣ» изъ побуждѣній научнаго свойства, то совѣтскія «изыска́нія» преслѣдуютъ ины́я цѣли. Укравъ у насъ Священное имя «Росія» и приказавъ намъ говорить «Союзъ Совѣтскихъ Соціалистическихъ Республикъ» [нынѣ «Российская Федерация»], они сейчасъ направляютъ всѣ усилія, скрытыя и я́вныя, къ одной цѣли - сознательно исказить прошлое Рускаго Народа. Въ этомъ цѣнную услугу оказали большевикамъ нѣ́которые совѣтскіе ученые, которые подвергли рѣзкой критикѣ «буржуазные» методы своихъ предшественниковъ и вскрыли ихъ «классовые корни». Среди нихъ наиболѣе усердствовалъ академикъ-большевикъ Н. Марръ, выдвинувшій совершенно новыя положенія для разработки «марксистской лингви́стики». Его теорія, получившая названіе «яфети́ческой», перешла постепенно къ коренному отрицанію «буржуазной науки» и стала въ концѣ концовъ на почву діалектическаго матеріализма. Яфети́ческая школа совершенно отказывается отъ рѣшающаго значенія э́тноса въ развитіи языко́въ. Нѣтъ ра́совыхъ языко́въ, нѣтъ такъ называемыхъ языковы́хъ семе́й, они лишь ста́діи діалекти́ческаго развитія еди́наго языковаго процесса [сечасъ ихъ послѣдователи, ло́вкостью у́стъ, превращають вѣковое антируское богоборческое иго въ одну изъ стадiй Исторiи Государства Росiйскаго, которая закончилась 4 (17) Iюля 1918 года, въ полуподва́льномъ помѣщеніи Ипатьевскаго дома въ Екатеринбургѣ: «Не стало Рускаго Царя, не стало и Росіи, - пишетъ Первосвятитель нашей Руской Зарубежной Церкви Блаженнѣйшій А́вва-Митрополитъ Антоній (Храпови́цкій), - и вотъ ея уже нѣтъ [100] лѣтъ, и только слѣпой или сознательный обманщикъ не пойметъ, что   е я   и   н е   б у д е т ъ   пока она не   п о ж е л а́ е т ъ   быть   С в я т о ю   Р у с ь ю   съ Помазанникомъ Божіимъ во Главѣ и съ Православнымъ Первосвященникомъ блюсти́телемъ Его сердца»... и то, что сейчасъ называютъ «Россией» не имѣетъ ни какого отношенiя къ 900-лѣтнему Историческому Православному Рускому Государству, созданному Св. Вел. Кн. Владимiромъ, такъ же совѣтская, неообновленческая Московская лже-патрiархiя (созданная НКВД въ 1927 году) не имѣетъ ни какого отношенiя къ тысячелѣтней Росiйской Православной Церкви, - прим. iеромонахъ Серафiмъ https://vk.com/ierom.seraphim].
       Въ само́мъ племенно́мъ наименованіи «Русь», «Рускій» Марръ усмотрѣлъ «отложеніе древняго термина, восходя́щаго къ терминологи́ческой группѣ этрусковъ-расеновъ». Къ подобнымъ «этрусци́змамъ» совѣтскій ученый относитъ также слова «рѣчка», «лѣсъ», «рогъ», «рожь», «рука», сравнительную сте́пень «лучше», «тризна», «краса» и др. Между тѣмъ, всѣ ученые лингвисты и палео́графы, радикально расходящіеся въ вопросахъ о происхожденіи этрусковъ, тусковъ или разеновъ, этихъ таинственныхъ аборигеновъ древней Италіи, неизмѣнно сходятся на одномъ: что этотъ Народъ совершенно чуждъ индоевропейцамъ по языку, кро́ви, физическому обличію и духовному развитію. Но зато въ руско-этрускомъ сту́днѣ академика Марра можно найти все, что въ точности отвѣчаетъ спасительнымъ методамъ діалектическаго матеріализма и вкусамъ совѣтской цензуры. А потому крикливыя рекламы широко́ вѣща́ли міру, что яфети́ческая теорія Марра является достиженіемъ пролетарской революціи, новымъ этапомъ въ развитіи міровой науки.
       Источникъ: Владимiръ Конкордовичъ Абданкъ-Коссовскій († 19 Апрѣля 1962 г. Грасъ, Францiя). «Загадка имени Русь». // «Православная жизнь» (Orthodox Life). (Приложеніе къ «Православной Руси»). - Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1988. - № 1 (457). - С. 1-11.

Желающимъ оказать мнѣ финансовую поддержку см. по ссылкѣ: Оказать поддержку.

Интернетъ-сайтъ Руской Зарубежной Церкви: http://www.roca-sobor.org/

Исторiя, О Руси Росiи и Рускомъ Народѣ

Previous post Next post
Up