Стрижка по-польски

Jan 26, 2024 11:36


Впервые за границей я побывала в конце апреля - начале мая 1966г. Меня премировали поездкой в Польшу, как активную комсомолку. Это не значит, что поездка была бесплатной.

Конечно, стоимости путевки я не помню. Помню только, получив в бухгалтерии ГИГХСа (Государственного института горно-химического сырья) зарплату и премию к Первому мая, я сунула деньги в карман курточки, пересекла двор от главного здания к корпусу, где была наша лаборатория, полезла в карман и обнаружила, что денег там нет. Значит, путевку оплатить нечем, поездки не будет! Я сидела в оцепенении, когда в нашу комнату вошел мужчина и спросил: "У вас здесь денег никто не терял?". Он нашел мои деньги, выпавшие из мелкого кармана или положенные мимо него, и принес. Так что поездка состоялась.

Мы, группа комсомольцев и молодых коммунистов в основном из Москвы и Московской области, добирались из Москвы в Варшаву поездом. Нас встречал и затем был с нами всю поездку молодой, бойкий парень, непрерывно сыпавший прибаутками, пословицами, анекдотами.

О достопримечательностях своей страны рассказывал он живо, интересно и без излишнего пафоса. Основное его занятие в жизни - купля-продажа. В целом, оказалось, что в Польше вполне открыто и легально этим занимаются многие. В нашей стране в то время продажа и перепродажа жестко осуждались, назывались спекуляцией и  преследовались по закону.



От гида мы узнали много любопытного, например: в Польше число 112 считается счастливым; если встретишь трубочиста (а мы видели их пару раз на варшавских улицах), то надо подойти к нему и коснуться пуговицы на удачу.

Варшава еще не совсем восстановилась после войны, видны были разрушенные здания, но знаменитый крупнейший в городе парк Лазенки был полностью реконструирован и радовал своими дворцами, озером и, конечно, необычным бронзовым памятником Фредерику Шопену в виде фигуры композитора, сидящего под ивой.

Как мы узнали, во время войны памятник был варварски уничтожен гитлеровцами, уничтожены все копии, с огромным трудом была обнаружена одна, чудом сохранившаяся, и памятник был любовно воссоздан.

Видели многострадальное сердце Ф. Шопена, замурованное в колонне варшавского костела Святого Креста.

В Варшаве мне исполнилось 20 лет. Утром в день рождения, когда мы шли по улице, я увидела в окне парикмахерской девушку с замечательной стрижкой. Войдя  в парикмахерскую, попросила постричь меня так же. Стрижка меня преобразила, Я стала стильной и ощутила возросшее внимание мужской части нашей группы.

Чуть позже в этот же день мы, несколько человек из группы, стоя на одной стороне улицы,  увидели, что Юра, парень из нашей же группы с букетом цветов для меня, переходит улицу и внезапно падает на трамвайные рельсы в эпилептическом припадке.

Я вспомнила, что отец когда-то рассказывал, как спас человека при таком же припадке. Отец говорил, что очень важно не допустить, чтобы у человека «запал» язык, т.е. отклонился назад и закрыл дыхательные пути. Мы пришли ему на помощь, вскоре появился врач. Припадок довольно скоро прекратился, а Юра, очевидно, очень стесняясь этого случая, держался от меня на расстоянии.

Проезжая по территории Польши мы часто видели еще не полностью восстановленные после войны деревни и обязательно перед каждой небольшую часовенку «Матка Боска» (Матерь Божья).

Побывали мы в нескольких городах Польши, особенно мне понравился и запомнился Краков, прекрасный королевский дворец Вавель рядом с площадью Рынок. Большая часть города была разрушена во время войны и искусно восстановлена после (сейчас центр Кракова внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО).

Весь город необыкновенно красив. Мы были в мае, было довольно тепло, на улицах города шумела, веселилась молодежь. В целом, я помню ощущение того, что поляки жили веселее и были раскованнее, чем мы в то время.

Из Кракова мы отправились осматривать главную достопримечательность страны - Соляные пещеры Величка, расположенные в десяти километрах от города. Это   месторождение каменной соли, которое разрабатывалось более семи веков (с XIII по XX века). В полутьме длинных петляющих подземных коридоров и галерей   можно было заблудиться.

Жуткое впечатление оставило страшное место самого массового уничтожения мирных людей за всю историю человечества - расположенный в 60 км от Кракова Освенцим (или «Аушвиц»), комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, узники которых были освобождены войсками первого Украинского фронта, где воевали и мои родители.

Вернувшись в Москву, я отправилась к своему парикмахеру Лене в гостинице Москва показать стрижку и спросила ее, сможет ли она постричь меня так же, когда обрасту. "Где тебя стригли?" - спросила она. "В Варшаве".  "Подумаешь! Конечно, смогу" - ответила она.

Я оттягивала визит в парикмахерскую насколько могла, но, в конце концов, вынуждена была стричься.  Лена остригла большую часть моих прекрасных волос, я стала почти лысой и в течение нескольких недель ходила исключительно в косынке, чего терпеть не могла.

Записи, Путешествие, Ощепкова

Previous post Next post
Up