Мои встречи. Томахин Г.Д.

Jan 07, 2024 18:09


  Едва ли найдется учитель английского языка, ни разу не слышавший имени Геннадия Дмитриевича Томахина и не знакомый с многочисленными работами  этого ученого-энциклопедиста в области лингвострановедения и культуры англоязычных стран. Мне посчастливилось общаться и  сотрудничать с ним несколько лет.

Начну немного издалека. Свою кафедру английского языка в МОПИ мы сами часто называли «бабьем царством» или «женским монастырем», поскольку единственным преподавателем-мужчиной на кафедре в течение ряда лет был ее заведующий Георгий Сергеевич Клычков.

Среди студентов и аспирантов преобладали девушки. Затем стали появляться юноши, аспиранты Г.С. Клычкова. Одним из первых, начавший учиться в аспирантуре и одновременно преподавать, был привлекательный, не женатый, молодой человек лет двадцати семи-тридцати - Доборович  Валентин Александрович.

Его появление в 1982 г. вызвало некоторое волнение молодых преподавательских сердец и вздыхали по нему не менее трех преподавателей. Обаяние Валентина Александровича усиливалось тем, что он родился и вырос в Англии, говорил на прекрасном английском языке. Мы впервые общались с билингвом -  человеком, выросшим в Великобритании, учившимся в английской школе и практически одинаково владевшим русским и английским языками. Я не знаю, каким образом его родители, белорусы по национальности, очутились в этой стране во время войны  и почему, прожив там ряд лет, вернулись на родину.



У нас же появилась бесценная возможность задавать вопросы о непонятных нам реалиях английской, тогда страшно далекой от нас жизни. Валентин Александрович выступал с докладами на заседаниях кафедры и можно было в любую перемену подойти к нему и попросить разъяснить что-то, чего мы не понимали и не могли найти описания в существовавших тогда учебниках. Мы много узнавали от него о повседневной жизни в Англии, в том числе и о детских играх.

До сих пор помню, как Валентин Александрович рассказывал, что такое детская игра Conker (Игра с каштанами), распространенная в Англии и неизвестная в нашей стране. В Англии даже проводится Всемирный чемпионат по этой игре. Он рассказывал о довольно сложной подготовке каштана, который для того, чтобы они стал прочнее, сначала вымачивали в уксусе, а затем на полторы минуты помещали в сильно разогретую духовку. Ему давали остыть, просверливали в нем отверстие, продевали веревку и завязывали узлом.  С  такими каштанами два игрока становятся друг против друга и по очереди бьют ими, пока не останется один.

Доборович В.А. написал под руководством Г.С. Клычкова кандидатскую диссертацию.   При обсуждении на кафедре  он сказал, что защита состоится в Военном институте и что одним из оппонентов будет Геннадий Дмитриевич Томахин.

К этому времени я была хорошо знакома с публикациями Геннадия Дмитриевича в журнале «Иностранные языки в школе» и  несколькими его книгами. Как и многие учителя и преподаватели восторгалась ими, познавательными, живыми.

Когда В.А. Доборович сказал, что приглашает преподавателей на свою защиту и нам выпишут пропуск в военный институт, я обрадовалась,

Поехала на защиту и, поборов стеснительность, сама подошла к Геннадию Дмитриевичу, выразила искреннее восхищение его публикациями и коротко поделилась своими научными планами.

Мне хотелось узнать его мнение о том, что я уже написала. Геннадий Дмитриевич   пригласил к себе домой и позже мы с мужем несколько раз бывали у него дома, общались с ним и его женой, удивительно просто, радушно встречавшими нас. Когда мы пришли к Геннадию Дмитриевичу в первый раз, он открыл нам дверь, одетый по-домашнему - в спортивные брюки и майку-алкоголичку. Отдыхал от официального костюма, застегнутости на все пуговицы.

С самого начала и беседовать, и рассказывать ему о своих научных проблемах было легко и просто. Это был удивительно отзывчивый, скромный,  трогательный человек, Вместе с ним и его женой жила его старенькая, ослепшая теща, которую он носил на спине в ванную и туалет.

Это был ученый, абсолютно погруженный в свои исследования, статьи, книги, удивительные словари, необыкновенно трудолюбивый, плодовитый. Достаточно вспомнить, что список его научных трудов насчитывает  более 200 названий!

Геннадий Дмитриевич - доктор филологических наук, профессор, ученый,  заложивший основы нового тогда научного направления - лингвострановедения, член экспертного совета Министерства образования Российской Федерации, член редколлегии журнала «Иностранные языки в школе», награжденный орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие», десятком других медалей.

Он рассказывал, что в 1943 г., в возрасте 12 лет поступил в Сталинградское суворовское военное училище, которое окончил с золотой медалью, затем была  учеба в Военном институте иностранных языков, куда он без экзаменов поступил на педагогический факультет.

Его словарь «США. Лингвострановедческий словарь» - первый двуязычный англо-русский словарь серии язык и культура. Однажды я встретила Геннадия Дмитриевича в издательстве «Русский язык» с сумкой на колесиках, полной карточек для словаря. Сейчас почти невозможно себе представить, что по требованию редакции для каждой словарной статьи от руки составлялась карточка, в которую вносилось слово или словосочетание на английском языке, транскрипция, пояснение на русском языке. Работа над составлением словаря - это был не только творческий процесс (разработка концепции, отбор лексических единиц, продумывание и составление описательной части), но и огромный физический труд по составлению, многократной переделке карточек.

Примерно в это же время наш коллектив из пяти человек работал над созданием лингвострановедческого «Словаря Австралия и Новая Зеландия». В результате неимоверных усилий нам удалось создать довольно скромный по объему словарь, а Геннадий Дмитриевич в одиночку составил внушительный том. Он написал очень много и многое из задуманного не успел воплотить в жизнь.

Наше знакомство переросло во многолетнее сотрудничество. Когда я в 1995 г. возглавила кафедру иностранных зыков в ИПК и ПРОНО МО, одной из моих заслуг перед учителями Московской области было то, что  мне удалось пригласить его на полставки профессора и таким образом дать им возможность вживую слушать лекции и общаться с такой величиной, как Г.Д. Томахин.

Сам Геннадий Дмитриевич с удовольствием входил в учительскую аудиторию, буквально ловившую каждое его слово.

Для всех нас была неожиданностью  и огромной потерей его смерть на пороге  семидесятилетия.

записки, ученый, Ощепкова

Previous post Next post
Up