Троянский конь. Священник Валерий Рожнов о ереси киприанизма и о размежевании с ней в 2001 году

Mar 29, 2016 19:39



Удивительно, какое ясное изложение мыслей о киприанизме было у священника РПЦЗ Валерия Рожнова еще в 2001 году!

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

Священник Валерий Рожнов (РПЦЗ)

В 1994 году стараниями Архиепископа Лавра на Соборе епископов РПЦЗ было принято решение открыть двери нашей Церкви для евхаристического общения Киприану Митрополиту Оропосскому и Филийскому со следующим пояснением: "Синод Митрополита Киприана всецело держится тех же экклезиологических и догматических принципов, как и наша Русская Православная Зарубежная Церковь".

В 2001 году (26 окт./8 ноября) Архиерейский Синод Русской Православной Церкви в Изгнании под Председательством Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦИ определяет заявить: "О прекращении необдуманно установленного Собором РПЦЗ в 1994 г. евхаристического общения с Синодом Противостоящих под Председательством Митрополита Оропосского и Филийского Киприана, из-за его неправославного учения о Церкви (о больных и здоровых членах Церкви в области "правильного понимания веры") и признания Таинств новостильников действительными (см. Митр. Киприан «Экклизиологические тезисы», сс. 2 и 5)".

После соборного заявления епископов РПЦИ о прекращении евхаристического общения с Синодом Митрополита Киприана сразу обнаружились несогласные с этим заявлением священники, которые не видят в экклезиологии Синода Противостоящих опасности. Так в чем же эта опасность?

Прежде всего, опасность экклезиологии Митрополита Киприана состоит в том, что для нашей Церкви она явилась своеобразным троянским конем с хорошо замаскированной "начинкой", перед которым сами открылись неприступные до селе для врагов врата. Конечно, не в коей мере не следует допускать даже в мыслях, что Митрополит Киприан преднамеренно поставил перед собой цель разрушить РПЦЗ изнутри. Эту цель: "прельстить, если возможно, и избранных"(Матф. 24:24), замаскированную под благими намерениями, ставит перед собой диавол.

Поэтому Митрополита Киприана тоже следует рассматривать как жертву. Какими же благими намерениями руководствовался Первоиерарх Синода Противостоящих, выдвигая свою экклезиологию как основополагающую для своего церковного сообщества? Приснопоминаемый протоиерей Лев Лебедев говорил, что Митрополит Киприан при встрече с ним оправдывал свою экклезиологию тем, что она основана на пастырской любви к заблудшим. По мнению Синода Противостоящих, если признать, что таинства у экуменистов и прочих обновленцев не имеют спасительного действия, то это может оскорбить среди них искренне верующих, и осложнить пути их выхода из еретических сообществ. Поэтому Митрополит Киприан находит еретикам место в Теле Христовом в виде "больных" членов. Получается страшная картина: под видом любви к заблудшим, чтобы не оскорбить их (а, по сути, совершая грех человекоугодия), Синод Противостоящих оскорбляет Невесту Божию (Тело Христово), допуская ее порочность.

Именно по этой причине ни один из многочисленных греческих старостильных Синодов не имеет молитвенного общения с Синодом Митрополита Киприана. Экклезиология Синода Противостоящих явно противоречит Священному Писанию, ибо Апостол Павел говорит: "Христос возлюби Церковь..., да представит Ю Себе славну Церковь, неимущу скверны, или порока, или нечто от таковых" (Еф.5:25-27).

Почему же в 1994 году архиепископ Лавр, которому Синодом РПЦЗ было поручено изучить возможность молитвенного общения с греками старостильниками, остановил свое внимание именно на Синоде Противостоящих? Если бы экклезиология Митрополита Киприана носила частный характер и являлась его личным мнением, то к ней Соборному мнению епископов РПЦИ сейчас можно было бы не возвращаться. Но, являясь законной правопреемницей всего духовного наследия РПЦЗ, наша юрисдикция обязана Соборным решением епископов отмежеваться от Соборного определения (1994 года) о том, что мы "всецело" держимся "тех же экклезиологических и догматических принципов".

Решение отмежеваться от экклезиологии Митрополита Киприана имеет огромное положительное мистическое значение для РПЦИ, ибо экклезиология Синода Противостоящих размывает границы Церкви Христовой, установленные Апостольскими Правилами и Соборами Святых отцов.
Но, к сожалению, ненаученные предыдущим горьким опытом, некоторые священники нашей Церкви вновь предлагают пренебречь Каноническими Правилами, чтобы "не нарушая любви и согласия" между собратиями, строить свою церковную жизнь.

Сколько же раз можно наступать на одни и те же грабли?
Разве любовь, созидающая Церковь, исходит от человека, а не от Бога? Разве не Богопромыслительные Каноны и Правила созидают Церковь? Разве Церковные Каноны и Правила основаны не на Божественной Любви, и соблюдение их разве не является доказательством истинной любви к Богу и к людям?


В преддверии разбойничьего собора 2001 года, курских священников на Всероссийском Пастырском Совещании обвиняли как нарушителей мира, любви, спокойствия за то, что они вопреки мнению большинства заявили о прекращении молитвенного общения с богоотступным Синодом и предлагали обратиться от имени Всероссийского Совещания Священников к Первоиерарху РПЦЗ с просьбой не участвовать в работе Собора вместе с нераскаянными епископами, ибо это только придаст разбойничьему собору вид законности. Однако к курским священникам не только не прислушались, но их, при активном участии епископа Агафангела, вынудили вообще покинуть Пастырское Совещание. А ведь тогда митрополит Виталий нуждался в том, чтобы ощутить решительное стояние в Истине своих собратий!

Но в итоге он оказался на разбойничьем соборе - один против всех! И кто дерзнет, в этом непомерном раскладе сил против 92 летнего старца, упрекнуть его в слабости или в ошибках!? Теперь же, вместо того, чтобы поддержать Митрополита в стремлении утвердить стояние Русской Церкви в Истине, его вновь если не предают, то упрекают за то, что он обидел некоторых священников и нарушил мир, отмежевавшись, вместе со всеми епископами РПЦИ, от разрушительной экклезиологии Митрополита Киприана. Но разве можно обижаться на епископов, восстанавливающих в своем Церковном сообществе Канонические Правила? Однако некоторые "священники-миротворцы" до сих пор считают, что "ради мира, любви и спокойствия" можно пренебрегать соблюдением Канонов Церкви. Таковым "миротворцам" хотелось бы еще раз напомнить, какой мир любовь и спокойствие принесли Церкви и Митрополиту Виталию те епископы, которых боялись обидеть, и от которых многие не решились вовремя отмежеваться по Каноническим Правилам, когда для этого давалась возможность (например, на том же Всероссийском Пастырском Совещании в Воронеже). Несомненно, что и сейчас, заботясь о Своей Церкви, о нашем спасении, Господь ставит каждого из нас перед свободным выбором: или человекоугодие, маскирующееся под братолюбие, но направленное к духовной смерти, или истинная любовь к Богу и к людям, проявляющаяся в соблюдении Неповрежденных Канонов Православной Церкви.

Неповрежденные Канонические Правила, но отнюдь не личные ощущения, ни чудеса и не знамения, должны быть главными свидетельствами принадлежности религиозных сообществ к Спасительной Церкви. Люди могут ошибаться, а чудеса и знамения могут быть ложными. К тому же, наличие в экуменических сообществах чудес и знамений (о чем говорят защитники экклезиологии Митрополита Киприана) не может быть безусловным свидетельством наличия в них спасительного действия благодати в таинствах. Например, Ветхозаветная Церковь имела чудеса и знамения, но не являлась спасительной. Поэтому, говоря об экуменических сообществах, мы свидетельствуем, что согласно Церковным Канонам они не могут иметь спасительного действия благодати Божией в таинствах, однако исключать вообще действие благодати в таковых сообществах нельзя. В отсеченных от Тела Христова церковных сообществах, по определению Святых Отцов может в некоторых случаях присутствовать действие различных аспектов благодати Божией, в том числе в чудесах и знамениях, призванных обращать человека к вере, но из этого нельзя делать выводы о том, что еретические сообщества не отсечены от Церкви.

Для тех, кто подробнее интересуется вопросами действия различных аспектов благодати Божией, а так же благодатности современных церковных сообществ, предлагаю прочитать работу "О границах Церкви" из книги «О тайне воскресения России» (Курск - 2001г.).

Буду признателен за все замечания и за указания на возможные ошибки.

Иерей Валерий Рожнов (Курская обл.),
8 (21) ноября 2001 года, день Архистратига Михаила.

Истина, Ересь, О любви, Экклисиология, Церковь, Единство Церкви, Киприанизм, РПЦЗ

Previous post Next post
Up