Критический разбор «Послания» Святейшего Синода 1913 г. об имени Божием. Часть 8.Алексей Лебедев

Jul 20, 2017 15:38



Критический разбор «Послания» Святейшего Синода 1913 г. об имени Божием. Часть 8. Окончание.Алексей Лебедев

Чем же является Имя Божие, если отбросить его еретическое имяборческое понимание как «условности, ни духовно, ни материально не существующей»? Человеческим словом? Нет, разумеется. Оно существует вечно и прежде, чем был создан человек (Числа. 14. 21; Пс. 71. 17) Хотя и человеческие слова имеют к нему отношение. Странно было бы отрицать, что имена Пресвятая Троица, Бог Саваоф, Господь Иисус Христос и иные не состоят из человеческих слов. Столь же очевидно, что слова, образующие данные имена, взятые в отдельности, имеют свой самостоятельный смысл и приложимы не только к Богу. Таково общее свойство слов. Например, Пётр. В переводе - «Скала», «Камень». Рассматривая это имя само по себе, мы находим в нём лишь то, что подразумевается переводом: идею крепости, силы, грандиозности, пожелание того, что хотелось бы видеть в названном этим именем человеке. Однако даже и такое, отвлечённое от конкретного лица, имя всё же существует как вполне объективная реальность той области бытия, о которой говорилось выше. И оно реально ничуть не менее, чем количество и число, заложенные Создателем в созданный Им мир. Если же имя связывается с конкретным человеком, то отвлечёная идея обозначает данную, неповторимую, созданную Богом личность. Слово остаётся тем же самым, но смысл его меняется. Пётр - может быть и Апостолом Петром и императором Петром I. Соответственно, Иисус - именем второй Ипостаси Пресвятой Троицы, или иудейского вождя Иисуса Навина. Даже на самый первый и поверхностный взгляд, очевидно, что сила, историческое и духовное значение этих имён совершенно различны.


Можно было бы, конечно, и возразить, что различие силы и значения следует приписать личностям, а не их именам. Однако такое возражение было бы несправедливым. Поскольку, хотя имя заимствует силу от личности его обладателя, верно и то, что не бывает личностей без имён. Имя является очевидным и очень важным личностным свойством. И если мы, вполне основательно, приписываем силу слову, сказанному человеком - которая может сохраняться даже и тогда, когда автора давно нет в живых - почему отказывать в присутствии силы или энергии личности в имени? Таких оснований, разумеется, нет. Напротив, весь духовный опыт свидетельствует, что призывание имён духовно связывает с теми, кого мы призываем, и вполне объективно приобщает к силе, присутствующей в именах. Какая это сила, тёмная или Божественная - вопрос отдельный.

Важно отметить, что имя, понимаемое как слово, имеет прочную духовную связь с личностью. Чем обусловлена такая связь? Обусловлена духовной природой слова, являющегося оболочкой мысли, идеи, логоса. Слово, ставшее именем, образует с личностью неповторимое сочетание, которое можно сравнить с подписью. Сколько бы не было одинаковых фамилий, и как бы не были одинаковы буквы алфавита, подпись всегда остаётся индивидуальной, особенной, отличающей именно её обладателя.

Это, в свою очередь, означает, что слово или слова, которые Бог Сам благословил и определил употреблять как Свои имена, имеют духовную связь с Богом и неким образом заключают в себе всю Божественную неповторимость. То есть они имеют свой особенный смысл, никому и ничему более не принадлежащий. Имя Иисус, связанное мыслью с

личностью Богочеловека, по необходимости содержит информацию об ипостаси второго Лица Пресвятой Троицы, и, конечно же, ставит употребляющего это имя в определённое отношение к Тому, Кому оно принадлежит. Пожалуй, никто и не станет с этим спорить. Но, что же представляет собой эта информация, откуда она исходит, кто является её источником? Очевидно, что Сам Бог. В таком случае, следующим естественным и неизбежным этапом рассуждений будет признание за словом свойства носителя Божественной информации.

Бог открывает Себя в слове или посредством слова. В этом утверждении вряд ли есть что-то неожиданное и новое. Он отличил человека даром слова и через этот великий дар сообщает познание о Себе. Что представляет собой это, открываемое Богом, знание тоже достаточно понятно: нетленную, непреходящую истину о Создателе, Божественные мысли-воления, логосы. Иначе сказать - Божественную энергию. Наши тварные слова не теряют и не меняют своей природы. Бог заключает Себя в них - оставаясь безграничным, неизреченным, превосходящим всякое понимание и мысль - и тем неизбежно освящает даже материальную оболочку слов, самые звуки и буквы. Не потому ли Седьмой Вселенский Собор и святые отцы иконопочитатели учили, что иконы освящаются надписанным на них именем?

Профессор Троицкий Сергей Викторович, один из докладчиков Синоду 1913 г. по вопросу об Имени Божием, в своё время высказался так: «Имя Божие, понимаемое в смысле откровения Божия и притом по его объективной стороне, т. е. в смысле открывания истин человеку, есть вечная, неотделимая от Бога энергия Божия, воспринимаемая людьми лишь настолько, насколько допускает это их тварность, ограниченность и нравственное достоинство» (С. Троицкий. Афонская смута. Религиозно-философский журнал «Начала». №1-4. 1995. Стр. 159). Замечательные рассуждения! Если бы они легли в основу синодального учения и богословствования об имени Божием, едва ли в настоящее время пришлось бы снова возвращаться к этому вопросу. Возможно, вся история нашей многострадальной страны и русского народа была бы иной...

Что же мешало и мешает понимать имя Божие именно так, как сформулировал это сам активный имяборец профессор Троицкий? Не о том ли свидетельствует и Священное Писание. Защитники православного учения об Имени Божием, например, ссылаются на слова из Ветхого Завета: «...Но живу Аз, и присно живет имя Мое...» (Числа. 14. 21). Можно привести и другие: «...Прежде солнца пребывает имя Его...» (Пс. 71. 17). И таких библейских текстов найдётся, конечно, довольно много. Их общий смысл состоит в том, что Имя Божие - это не человеческое слово, но сила и слава Божия, то есть, нетварная энергия Божества или Сам Бог, как бы не хотелось признавать это проф. Троицкому и другим имяборцам. Человеческие слова Имени, или Имён Божиих являются, в свою очередь, тварной силой которую Бог использует для человека, устраивая его спасение. Бог открывается в них, делая Себя некоторым образом доступным человеческому разуму. В этих словах Он также пребывает и действует. И до тех пор, пока они являются словами Божественных имён, они святы и заключают в себе всю силу и славу Божества.

Исходя из всего сказанного, православное учение об имени Божием представляется нам в таком виде.

1. Именем Божиим является сила и слава Божия, как говорит о том Священное Писание, и в таковом смысле оно, безусловно, есть Бог.

2. Имя Божие есть откровение человеку триипостасного Бога о Себе Самом, то есть вечная нетленная истина, превосходящая всякий ум и способности понимания, но открываемая человеку как в непосредственном опыте богообщения, так и в словах, в той мере, в какой способна вместить святость Божественного откровения человеческая ограниченность и духовное состояние. В данном значении Имя Божие также является Богом (Божественной энергией).

3. Слова, которыми мы называем Бога, будучи тварной реальностью, не есть в собственном смысле Имя Божие. Тем не менее и они являются великой святыней. Поскольку, в качестве оболочки мысли, заключают в себе Его Имя как божественный смысл (логос), богооткровенную истину. Бог пребывает в них не только по причине вездесущия, но и просвещающим, освящающим, чудотворным, спасающим действием. Выражение «имя Божие есть Сам Бог», если под именем подразумеваются земные слова-имена Божии, нельзя понимать буквально, в смысле отождествления тварного слова с Божественной природой или энергией. Оно означает, что Бог настолько живо и действенно присутствует в своих земных именах, как-будто они и есть Он Сам. Поклонение таковым словам-именам подобает почитательное, наряду с книгой Евангелия, образом Креста, иконами, святым Престолом и иными святынями.

Богопоклонение подобает лишь Имени Божию в его истинном смысле: вечной силы, славы, истины, откровения, то есть энергии или благодати Божией. Таково учение Церкви, насколько можно его понять, основываясь на Священном Писании и Предании.

Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!

Алексей Лебедев.

26.07.2016 г.

Собор Архангела Гавриила.

имяборчество, Имя Божие, Апостасия, Имяславие, Писание, Иерархия, Исповедничество

Previous post Next post
Up