Критический разбор «Послания» Святейшего Синода 1913 г. об имени Божием. Часть 7. Алексей Лебедев

Jul 20, 2017 15:27

Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу» (Там же. Слово о молитве Иисусовой. Т. 2. Стр. 264).

Не меньшее достоинство и силу признавали за именем Божиим и другие русские святители.

"Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты безвестная и тайная премудрости Божией (Пс. 50,8). Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир, по слову пророка: Возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды (Мал. 4,2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: миро, - сказано в Писании, - излияное имя Твое (Песн. 1,2), не в сосуде оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро <...> наполнило вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2,11)." (Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово. Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. М, 1904. С. 6-7).

"Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления. И как солнце, хвалят его или хулят, всегда светло само в себе пребывает и лучи света своего во всю поднебесную испускает, так и имя Божие, славится ли, или хулится человеками, - всегда равно, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своей издает. Издает в созданиях, ибо «небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2), и «вся земля полна славы Его» (Ис.6:3). Издает в дивных и страшных делах Его, преславных чудесах Его. И потому слава имени Его как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умножается. Ибо слава имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умножиться, ни умалиться в себе не может <...> Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения нашего и прославления имени Божия». (Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 2, ст. 3, гл. 2, § 313-314).

"Божие имя есть вещь священнейшая в мире. Им совершаются наши спасительные таинства, им печатлеется верность наших клятв и обещаний; его полагаем мы в основание начинаний наших. Было время, когда оно, исходя из уст рабов Божиих, владычественно потрясало природу и низлагало их врагов видимых и невидимых. Сия непостижимая сила есть собственно Божия, но ее действие в нас зависит от нашей веры и благочестия. Посему заповедано нам хранить имя Божие с благоговением и употреблять с бережливостию: «Да не приимеши имене Господа Бога твоего всуе» (Исх. 20,7; Втор. 5,11). Посему, признавая себя недостойными хранителями сего небесного сокровища, мы молим Отца небесного, да вечное святое в самом себе имя Его святится и в нас; да с благодатною силою произносим его устами; да с верностию изрекаем его делами; да «свет наш просветится

пред человеки», и они в нас и с нами «прославят Отца нашего, иже на небесех»" (Мф.5, 16). (Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Беседа о молитве Господней. 1812).

Такое же понимание Имени Божия находим у древних отцов Церкви.

«Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: «вами имя Мое всегда хулится во языцех» (Ис. 52; 5 Рим. 2: 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем» (Святитель Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные поучения. Москва. 1900. Репринт. Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ. 1991. Стр. 333).

«Боже, во имя Твое спаси мя». Просит, чтобы спас не иным чем, но именем Своим. Поелику призываю имя Твое, то этим самым именем даруй мне спасение» (Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалом 53).

«И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма» (Деян. 3: 9, 10). И хорошо сказано: узнавали, так как после того, что случилось с ним, можно было и не узнать его. Это выражение мы обыкновенно употребляем о тех, кого едва узнаем. Итак, следовало поверить тому, что имя Христово отпускает грехи, если оно совершает и такие дела» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 8. 2).

«Хотя вопрос был предложен всем апостолам, однако же снова отвечает «Петр», - так как сами апостолы предпочитали его уста, - и говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Слова эти не противоречат следующим словам Евангелия: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19), потому что Церковь исповедует Святую Троицу нераздельной, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны по существу. Если бы имя Отца было не Бог и имя Сына - не Бог, и имя Святаго Духа - не Бог, то следовало бы сказать «во имя Бога Иисуса Христа», или даже просто - только «в Сына». Но Петр говорит во «имя Иисуса Христа», зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца, и имя Святаго Духа» (Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Деяния святых Апостолов. Гл. 2. 37-40).

«Ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего». Говорит так, потому что исцеленный уверовал вследствие исцеления. Значит ли это, что хромой твердо стал на ноги, уверовав во имя Христово? Еще прежде, чем он уверовал, имя Христово, быв призвано, уже «укрепило» его. Такую великую имеет оно силу и столько источает благодатных даров. «И вера, которая от Него». А что это за вера, Господь Сам объясняет так: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3). Чтобы не сказал кто-нибудь: «Если таким образом одно призвание «укрепило» хромого, то исцеление не менее скоро последует, хотя бы и неверный призвал имя Его и хотя бы призвал это имя для исцеления человека также неверующего», - итак, чтобы не сказал кто-нибудь этого, Петр прибавил: «и вера, которая от Него». То есть хотя велико и страшно имя это и хотя оно источает исцеления, но для этого нужно, чтобы души исцеляемых были достойны такой милости и чтобы молитвенники, предстательствующие за них, были способны умилостивить Дарователя исцелений, потому что если испрашивающий исцеления намерен оставаться неверным, то исцеление ни в каком

случае не последует так легко и имя это никак не сделает своего дела, если призывается неверными: сыны Скевы не только другим не принесли пользы, но и себе повредили» (Там же. Гл. 3, 11-16.).

Здесь, как и в иных случаях, можно продолжать и продолжать цитировать. Чем в своё время занимались имяславцы, тот же отец Антоний (Булатович). К сожалению, содержанием этих цитат или не занимались вовсе, или истолковывали отдельные отрывки, в явно искажённом смысле, как мы видели на примере текстов о. Иоанна Кронштадтского. Однако, что же говорят об Имени Божием святые отцы даже в тех немногих цитатах, которые приведены выше?

Имя Божие по природе свято, независимо от нашего мнения о нём и произнесения его (Кирилл Иерусалимский). Имя Иисус было предуготовано в предвечном Совете Пресвятой Троицы (Димитрий Ростовский). Имя Божие «заключает в себе божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому собственные» (Тихон Задонский). Оно имеет силу творить чудеса, отпускать грехи (Иоанн Златоуст) и спасать (Афанасий Великий). Оно вечно и свято «в самом себе» (Митр. Филарет Дроздов). «Имя Господа нашего Иисуса Христа- божественно; сила и действие сего имени - божественны; они всемогущи и спасительны...» - епископ Игнатий Брянчанинов. И его же: «...Человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас». Оно «велико, страшно», источает множество благодатных даров (Блаженный Феофилакт Болгарский). Господь, при всей бесконечности Своей, весь бывает в Своём Имени, в котором заключены Его великие свойства. «Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила», - святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. В молитве, по учению о. Иоанна, Бог «весь в каждом слове, как Святый Огнь, проникает каждое слово: - каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовию. Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святый Дух, или - Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; Душе Святый; Царю небесный, Утешителю, Душе истины... и прочих именах Своих». Имя Господа нашего Иисуса Христа «то самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый... где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила»; Имя Божие является «всезиждущим, всесодержащим, всеуправляющим» - утверждает отец Иоанн.

От такого духовно-молитвенного опыта и созерцания вполне естественным было для всероссийского батюшки высказать мысль, ставшую впоследствии догматической формулой имяславия: «Имя Божие есть Сам Бог». И в своём понимании Имени Божия кронштадтский пастырь отнюдь не был одинок. С весьма заметным постоянством Имя Божие отождествляется с Самим Богом в Священном Писании. В приведённом выше высказывании Блаженного Феофилакта Болгарского также буквально говорится: «...Имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца, и имя Святаго Духа».

Всего перечисленного достаточно для того, чтобы понять, насколько ошибочно учение об Имени Божием Святейшего Синода Российской Церкви, сформулированное в «Послании» 1913 г. Однако остаётся вопрос, что же такое Имя Божие и как его правильно исповедовать?

За сто лет имяславских споров ответов было предложено достаточно. С одним из них, синодальным, мы уже познакомились: Имя божие - просто слово, духовно никак не связанное с Богом. Активный имяборец архиепископ Никон (Рождественский) выразил эту

идею следующим образом. Всякое имя, по его мнению: «...Указует нам какие-либо свойства предмета, приближаемого к нашему мышлению, но повторяю: реально - ни духовно, ни материально имя само по себе не существует. Это почти то же, что в математике идеальная точка, линия, круг, в географии - экватор, меридиан и под. Таково значение имени для нашего мышления, такова его сущность» (Великое искушение около святейшего имени Божия). Для того, чтобы увидеть, насколько богохульно такое учение, достаточно взять фразу, что имя «ни реально - ни духовно, ни материально само по себе не существует» и применить её к именам Господа Иисуса Христа или Пресвятой Троицы. Всесвятые имена, которыми творились творятся самые великие в человеческой истории дела, которыми живёт Церковь и каждая верующая душа, которые как печать лежат на Церкви Христовой и всех православных христианах, объявлены ничем, пустотой, условностью, сродни «точке», «экватору», «меридиану»!

Вряд ли преосвященный Никон сознавал, насколько чудовищен смысл того, что он проповедует относительно имени Божия. Как и большинство его собратьев, учёных русских иерархов, он стал жертвой академической «просвещённости», совершенно чуждой Православию. В рамках такой «просвещённости» понимание природы имени оказалось вполне материалистичным, бездуховным, а потому, неизбежно, поверхностным.

В действительности, имена и способность именовать являются одним из принципиальных свойств природы всех свободно-разумных существ - ангелов, людей, и в высшей степени, конечно, Самого Господа Бога. Мы знаем, насколько часто и с каким благоговением говорится в Священном Писании об Имени Божием. Святость этого имени ограждена даже особой заповедью от напрасного его употребления. Господь даёт имя праотцу Адаму в раю (Быт. 2. 16). Он же, в важнейших случаях, присваивает имена Своим избранникам на протяжении всей дальнейшей земной истории рода человеческого. В Православной Церкви существует особая молитва наречения имени каждому новорожденному (молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего). В ней, кстати, есть следующие слова: «И даждь, Господи, не отречену пребыти имени твоему святому на нем, (или на ней)...». И всё это, безусловно, не потому, что Создатель, или созданные по Его образу и подобию люди развлекаются игрой в слова, не существующие якобы «ни реально, ни духовно, ни материально».

Слово само по себе есть реальность, причём, настолько могущественная, что она может совершать громадной важности дела. Живой пример - Евангелие, которое до сих пор проповедуется в мире. Словом Евангелия изменён мир, создана Церковь Христова и христианская цивилизация. Этим словом лечатся души и тела людей. Слово - дар Божий человеку, которым он отличён от животного мира, «бессловесных». Языки, на которых общаются люди, принадлежащие к тому или иному народу, тоже дар Божий. Так устроен Создателем человек, что слово, будучи важнейшим свойством его разумной души, является оболочкой мысли. Слово заключает в себе мысль, или, выражаясь языком нашего информационного века, содержит информацию. Не сложно увидеть, что мысли, информация принадлежат к тому же разряду реальности, что и числа с их соотношениями. Будет ли дано определение этой реальности как миру идей, или как-либо иначе сейчас для нас не столь принципиально. Просто отметим очевидное, что было понятно и до появления компьютеров и цифровых технологий: идеи, мысли, информация представляли и представляют собой особую область бытия. Эта область бытия способна серьёзно видоизменять материальные условия жизни человека, определять его духовный, культурный, нравственный мир. Идеи, заключённые в слова, не редко меняют общества и государства, направляют человеческую жизнь к благоденствию и спасению или к погибели.

Поэтому относиться к слову как к некой «несуществующей условности», по меньшей мере, недальновидно. А когда эта недальновидность пытается закрепить свои позиции в богословии, она и вовсе превращается в преступную глупость, извращающую и искажающую важнейшие Божественные истины. В рассматриваемом нами случае - об Имени Божием.

имяборчество, Имя Божие, Имяславие, Писание, Православие

Previous post Next post
Up