Каганат. Не один раз уже прозвучало это слово на страницах этой книги. Каганы правили аварами, тюрками, хазарами - азиатскими степняками. Но каганами звались священные правители русов - легендарные конунги Хольмгарда, их приемники - руянские «конунги вендов», князья - «архонты» Киева… А что такое каганат? Чем каганы отличались от римских императоров и их наследников в Византии и Германии, от китайских императоров - «ди» и персидских шахиншахов, от славянских князей и скандинавских конунгов, от германских риксов? Почему одни степные вожди имели право зваться каганами, а другие могли быть только ханами? Почему русы своего правители сочли необходимым называть именно этим азиатским титулом? В чем особенности государственного строя, который делает каганат каганатом?
Лев Николаевич Гумелев писал, что впервые титул «каган» появляется у табгачей - некоего сяньбийско-тунгусского народа, завоевавшего в IV веке Северный Китай. Он связывал происхождение титула с древнейшей сибирской традицией и сравнивал с сиу-дакотским (предки североамериканских индейцев пришли, как считается в глубокой древности из Сибири) словом «wakan» - «великий». Однако применительно к табгачам мы впервые видим этот титул только в текстах тюрок, которые передавали, таким образом, китайское понятие «ди» - «император». Впервые же бытование каганского титула зафиксировано у народа аваров, которые принесли его в VI веке в Европу. Помимо Аварского каганата, который китайцы называли Жужань, история знает три Тюркских каганата (Западный, Восточный и Второй Восточный), Сеяньтосский и Уйгурский, которые сменяли соответственно Восточный и Второй Восточный , Тюргешский, Хазарский и Кимакский каганаты, которые образовались на месте Западного, Кыргызский, создатели которого уничтожили Уйгурию, Русские (на острове Руян и в Киеве) в Европе и еще несколько недолговечных степных образований. Последним официальным каганатом можно считать Монгольскую империю Чингизхана. К каганатам, как правило, относят также Карлукское государство, из которого выросло Караханидское, и Сельджукский султанат, однако ибн-Хордадбег в IX веке свидетельствует, что в его время каганами звались все владыки тюрок, тибетцев и хазар, кроме карлуков. Как видим у нас есть, что сравнивать, а значит, мы можем выделить те особенные черты, которые превращают каганат в каганат.
Собственно такая работа уже была проделана Игорем Коломийцевым в книге «Тайны Великой Скифии». В ней автор, подробно изучив историю аваров, особенности государственного устройства их державы в Азии и Европе, сравнив его с устройством Тюркских каганатов, создатели которых, изгнав аваров в Европу, заимствовали государственную модель последних, а также традиции других степных держав, пришел к выводу, что создателями традиции каганатов были скифы царские, описанные Геродотом в V веке до нашей эры. И. Коломийцев считает аваров прямыми потомками легендарных скифов.
Скифское царство представляет собой пример чистой формы каганата, как системы: царские скифы представляют особую этническую касту, единственным занятиями которых являются война и охота, они народ - армия и «коллективный господин», правящий рядом земледельческих и кочевых народов, не смешиваясь с ними, считая их «своими рабами». Подвластные народы регулярно выплачивают господам дань, за счет чего держава и народ царских скифов собственно и существует. Хозяйство данников также строго распределено, подобно «касте господ и воинов» - «царских», они представляют собой этнические касты: «скифы - пахари», «скифы - земледельцы», «скифы - кочевники». Одни выращивают продукты питания для нужд государства, другие на продажу, третьи обеспечивают продуктами животноводства, вассальные кавказцы - меоты доставляют металл. Вопреки расхожему мнению скифы царские сами не были кочевниками с гигантскими стадами скота. Они были гигантской мобильной конной армией - ордой, живущей за счет подвластных народов. Однако это не было откровенным паразитизмом. Скорее это был симбиоз - «цари» охраняли своих подданных, что и доказали, разгромив персидского царя Дария и македонского полководца Зопириона, соратника Александра Великого, и не слишком их «давили» данью. Это было огромное военное государтво, подобное Спарте в Элладе, где каста господ - спартанцы или лакедемоняне - правили и жили за счет государственных рабов - илотов, покоренных месенян. Однако подданным скифов жилось не в пример легче, так как мы не видим за всю историю существования Скифского царства ни одного случая восстания данников против господ, подобных тем, что сотрясали Спарту. Так что Спартанское государство тоже можно считать каганатом. Так же жили скифы - юеджи после переселения в Азию: за счет дани с племен хуннов, а после завоевания ими Бактрийского царства они и там составили военную касту Кушанов.
Авары, были они потомками скифов или нет, воспроизводили эту государственную систему и в степях Монголии и в европейской Паннонии. В первом случае их обеспечивали «народы - рабы»: кочевники - теле - продуктами животноводства, земледельцы Восточного Туркестана своими продуктами, а алтайские тюрки - Ашина были их кузнецами. В Европе место телесцев, тюрок и туркестанцев заняли славяне, гепиды и болгары. Любопытна эволюция «царей». Если «скифы - царские» (кит. юеджи) почти не прибегали к военной поддержке данников, то авары - жужани пользовались ополчением телесцев значительно чаще, а европеские авары и вовсе предпочитали воевать руками славян, гепидов, влахов и болгар. Впрочем эта эволюция легко объясняется тем, что численность аваров неуклонно уменьшалась: юеджей было значительно меньше, чем царских скифов, жужаней меньше чем юеджей, а после резни, которую устроили своим господам восставшие тюрки и китайцы, уцелело лишь около 20 000 аварских воинов вместе с потомками хуннов из Восточного Туркестана, к которым позже присоединились 10 000 воинов из родственных племен, бежавших от тюрок. Однако подобное поведение нарушало сам принцип скифского симбиоза и превращало их потомков аваров в настоящих паразитов, а их данников в рабов. Это в свою очередь привело к восстаниям сначала телесцев и тюрок, истребивших аваров в Азии, а потом и славян, вместе с франками уничтоживших остатки аваров в Европе.
Тюрки - Ашина, свергнув господство аваров и изгнав их из Азии, сами заняли их место, воспроизведя аварскую модель государства и подтвердив на собственном примере китайскую легенду о драконе. Телесцы снова превратились в данников и новые господа были не лучше прежних. Однако тюрки пошли дальше своих предшественников. В погоне за ними они покорили всю Великую Степь, Южную Сибирь, Предкавказье и Среднюю Азию. Им подчинились согдийцы, хазары, болгары. Однако после раздела Тюркской державы на Западный и Восточный каганаты система притерпела некоторые изменения. Особенно это касалось Запада: так как тюрки здесь были немногочисленны, то были вынуждены кооперироваться с родственными племенными союзами Дулу и Нушиби, в результате чего ряд племен был уравнен в правах с правящей ордой, а влияние племенных вождей становилось больше чем влияние тюркских дружинников кагана - офицеров его армии. Отныне именно вожди племенных союзов решали кто будет занимать престол, а значит военная держава - каганат превратилась в племенную федерацию.
Сами тюрки, ненавидя аваров и их наследие, не использовал аварский титул «каган». Созданную аварами государственную систему они называли «иль», что можно приблизительно перевести как «держава», а правителя - «ильхан». Восточный каганат держался на подчинении многочисленных телесских племен, которые в свою очередь регулярно восставали против тюркского ига. Дважды их восстания были успешными. Первое закончилось крушением Восточного каганата и созданием на его месте телесским племенем сеяньто собственного каганата, которое, однако, довольно скоро было уничтожено «голубыми тюрками», выжившими потомками витязей Восточного каганата, возродившими державу предков и вырезавшими сеяньтосцев. Следующее крупное восстание возглавили уйгуры. На этот раз тюрки были практически уничтожены, а их остатки укрылись в ущельях Алтая, откуда когда-то и вышли Ашина. В результате междоусобий пал и Западный каганат. На месте тюркских каганатов сложились государства их бывших данников: на Востоке Уйгурский каганат, на Западе - Тюргешский. Однако, это были уже скифо-аварско-тюркские «или». Новые ержавы представляли собой союзы племен. Уйгуры возглавляли конфедерацию телесских племен, а тюргеши - «десятистрельных тюрок» - те десять избранных племен из Дулу и Нушиби, которые были уравнены с тюркской ордой в правах и как символ этого получили от каганов по стреле. На западной окраине каганата, в степях Предкавказья, укрылись остатки орды Ашина, создавшие Хазарский каганат, однако здесь также продолжилась традиция Западного каганата - тюркские офицеры были уравнены с хазарской родовой знатью. Титул «каган» использовался хазарами, уйгурами и тюргешами по традиции, став символом независимости и власти, которую они унаследовали от тюрок. В некоторых случаях это было оправдано тем, что к примеру в Хазарии престол занимали члены рода Ашина. Так же было и в некоторых других каганатах, например в Басмальском, довольно скоро уничтоженных более сильными Уйгурией и Тюргешами. Несколько позднее возник Кимакский каганат, созданный татарами. Легенда гласит, что эту могущественную державу, которая сменила Тюргешскую, развалившуюся из-за междоусобий, создал вождь по имени Шад. У тюрок - Ашина, а возможно и у аваров, «шад» - титул принца крови, который не занимал престол кагана. Возможно, что у татар - кимаков также правила ветвь рода Ашина. Карлукский владетель носил другой тюркский титул - ябгу. Собственно «ябгу», что можно перевести как «заместитель», был официальным титулом западных каганов - Ашина. Юридически оба каганата являлись автономными половинами единого госудаства - Великого Тюркского иля. Восточным управлял собственно каган - ильхан, а западным его «заместитель» - ябгу.
Подобно тому, как титул кагана принимали вожди племен, свергнувших Ашина, его стали принимать вожди, соперничающие с победителями. В 809 году в Хакасии появился знатный изгнанник из какого-то славянского княжества, которого китайские хроники называют Ажо. Со своей дружиной он возглавил сопротивление хагясов, угнетавшим их уйгурам. В скорее к нему стали присоединяться многочисленные славяне из Хазарии. Усилевшись таким образом Ажо объявил себя Каганом и бросил вызов Уйгурии. Война длилась почти 40 лет и закончилась изгнанием уйгуров из Великой степи в Восточный Туркестан, с тех пор и получивший имя Уйгурии.
Последним степным каганатом в истории была Монгольская империя. То есть она была каганатом юридически, так как наследники Чингизхана носили титул «каган» (каан), а в Персии и Ираке даже титул «ильхан», но сами татаро-монголы вкладывали в этот термин совершенно иное понятие, аналогичное римско-византийскому и китайскому «имератор» (так же тюрки называли «каганом табгачей» китайского императора династии Тан). Монголо-татарский каганат равно не походил и на аваро-тюркский иль, и на аристократические каганаты хазар, тюргешей и уйгуров, которые можно назвать «феодальными». Хотя в основе Монгольского государства лежала армия - орда, но самим татарам была чужда идея «народа - правителя», «народа - дружины царя», «народа - касты». Монгольская орда изначально явление многонациональное, а сильное христианское влияние в государственной сфере способствовало утверждению византийской модели государства, при которой все завоевания, будь то земля или народы, принадлежали кагану - императору, что уравнивало покоренных с завоевателями перед лицом властителя. Главным становился не этнический или сословный фактор, а служебный - каждый кто присягал кагану становился монголом - подданным монгольского императора, а создавшие империю татары были лишь одним из многих подвластных империи народов. Это собственно и есть имперская модель государства.
Итак, поздние каганаты, созданные на руинах Тюркской державы: Хазарский, Тюргешский, Уйгурский, Кимакский и Кыргызский - не являлись по существу каганатами - «илями», представляя собой племенные федерации, которые сами тюрки называли термином «огуз» - племена (например, карлуки - «три племени», уйгуры - «девять племен», туркмены - Сельджуки, союз нескольких десятков мелких вовсе просто «огузы» - племена). Совершенно иную организацию имели Русские каганаты. Арабские и персидские источники, германские хроники, договоры русов с греками и «Русская правда» свидетельствуют, что продолжали традиции именно военной державы - иля. Русы в источниках предстают скорее не как народ или племя, а как корпорация, каста воинов и купцов, правителей и разбойников, напоминая викингов. Где бы ни находился их центр, они не занимаются земледелием или скотоводством, единственное их занятие - война и торговля. Однако от средневековых разбойных вольниц: викингов, новгородских ушкуйников, днестровских бродников или поздней Запорожской Сечи - русов отличала одна важная черта - державность! И викинги, и ушкуйники, и запорожцы, и другие казаки степей и морей, воспринимались окружающими народами как антисоциальный и антигосударственный, бандитский одним словом элемент. Их могли использовать в государственных интересах, но в конечном итоге государство в лице конунгов, королей, Великих князей или царей от них избавлялось или переводило на государеву службу, как это случилось с казаками в России. Русов же однозначно воспринимали как Державу, как Государство, равное не только кавказскому княжеству Сарир, но и Хазарскому каганату, Болгарии, Византии и Франкской империи! Правители русов в источниках называются каганами, королями и царями!
Державность и кастовый характер целого народа, при явном стремлении властвовать над другими народами, притом, что право это признавали все соседи - все эти черты совмещены в скифской государственной системе. Русы были типичными «этническими солдатами» - армией Русского каганата. Подобная близость государственного строя русов и аваров говорит о том, что именно у последних русы заимствовали этот титул, а вовсе не у хазар, как утверждается в традиционных норманистской, аланистской и славянофильской исторических школах. Тем более это подтверждается источниками, в которых сохранились сведения о союзе или даже подчинении на какой-то период русов аварам, а впервые титул кагана у «остовных ругов» засвидетельствован в конце VII- начале VIII вв. в Прибалтике англосаксонской поэмой «Видсид».
Но куда же исчез Русский каганат? Идея «скифского государства» - иля, держится на мечах «царского племени», но в ходе войн X-XI веков: походов Игоря и Святослава Храброго, усобицы Святославичей, гражданской войны язычников и христиан, усобиц Владимировичей, а потом Ярославичей, разделению Руси на фамильные «отчины» - русы (собственно являвшиеся армией каганата) были практически истреблены как народ. Последним к кому источники, а именно автор поэмы «Слово о полку Игореве», прилагают титул кагана на Руси, был князь-изгой Олег Святославич по прозвищу Гориславич. Он не занимал каганского престола в Киеве и почти всю жизнь боролся с родичами, которые отказались от древних русских традиций за права своей семьи. Сами русы, на которых он опирался, превратились в изгоев и их князь заслужил в глазах поэта древний русский титул. Русь превратилась в типичное славянское государство, распадавшееся от смут и междоусобиц. Новая уже византийская имперская государственная модель создавалась в северо-восточной Руси под влиянием церкви и как всецело христианское государство.