Dec 15, 2012 19:23
Много раз я бился головой о стену, пытаясь понять почему в летописях нет ни слова о подчинении русами Волыни. Присоединение Полоцка, Новгородии и Деревской земли отмечено во всех летописях, в Никоновке отмечен ранний этап присоединения присоединения Полоцка, можно проследить судьбы уличей и тиверцев, говорится о распространении власти на северян, радимичей, Смоленск, хорватов в Галиции, голядь... Неясность с Ростовом и Муром, на которые не было отдельных походов из Киева, объясняется тем, что при Рюрике эти города были частью его варяжского государства и видимо Владимир, получив Новгород получил и его восточные колонии. Молчат про дреговичей, но судя по всему они входили в Полоцкое княжение Рогволода и его брата Туры\Тараиша. А вот бужане-волыняне... их пропустили... Я уж и так думал и сяк... То предположу, что их Аскольд с Диром подчинили до прихода Рюрика, то предположу, что Олег присоединил, то какие-то походы Святослава выдумываю, которые не упоминаются нигде... А ответ то перед носом! Черным по белому ВСЕ ЛЕТОПИСИ говорят "В год 6489 (981). Пошел Владимир на ляхов и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью". Упоминание тут ляхов отдельный дискуссионный вопрос, так как ляхи\поляки в это время не то что, Червенскими городами не владели, а даже Краковом не владели! Только через 10 лет Краков и Сандомирская земля отойдут к Польше, до того Краковом владели чехи, но и столкновение Владимира с чехами проблематично, так как ничем не подтверждено их присутствие так далеко на Востоке. Есть правда описание границ Пражской епархии, учрежденной в 973 году, в которой восточная граница проходит по Бугу и Стырю, да только описание это больно позднее и вопрос о его достоверности под боооольшим вопросом. Более вероятно, что это подделка 11 века, за которой стоит пражский епископ Яромир, боровшийся за объединение под пражской кафедрой также моравской епископии.Ну да это все лирика. Вопрос то в другом - где стояли эти самые Червенские города? Так это ж Волынь и есть! Более того, один из городов этих назывался как раз Волынь и от него получило свое название вся Волынская земля, а ВОЛЫНЯНЕ -название славянской народности, которая ранее в 10 веке звалась БУЖАНЕ! Итого, бужане были присоеденены к Киевской Руси в 981 году Владимиром Святославичем. Загадки больше нет. Помянем ее минутой молчания.
Теперь на сладкое. Знаете занаменитое летописное "вот только кто говорит по славянски на Руси"? Вот оно: "Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами". Момент этот удивляет многих и вызывает потуги объявлять НЕСЛАВЯНАМИ всех, кого летописец не упомянул. Кривичи превращаются в балтов, уличи и тиверцы то в балтов, то в сарматов!, вятичи и радимичи в сарматов. Однако, А.Г. Кузьмин предположил в свое время, что указание это может служить датирующим фактом. То есть, здесь описаны Славинии, входящие в Русское государство в какой-то период, когда был написан трактат, использованный позднейшим летописцем! Итак, пройдемся по списку. Северская земля вошла в состав собственно Русской земли, "в узком смысле" самой первой, сразу после киевских полян, еще при Олеге Вещем, отбившим северскую дань у хазар. Древляне были сломлены после убийства ими Игоря во время Ольгиной мести и походов Святослава, а окончательно лишились автономии (какой период они управлялись русскими князьями - Олегом Святославичем, позже Святославом Владимировичем) при Ярославе Мудром, который потеряв на некоторое время волынские земли, захваченные поляками и Левобережье, которым овладел его брат Мстислав, распространил киевские дани на деревские и южно-дреговичские территории. Дреговичи и полочане, объедененные в Полоцкое княжество, были присоеденены Владимиром в ходе его борьбы с Ярополком, при этом был истреблен Полоцкий княжеский род. После крещения, в 990х гг. автономия Полоцкой земли, по настоянию киевской и полоцкой знати, была восстановлена и полоцкий стол был передан Изяславу, старшему сыну Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Дреговчские земли оказались разделены рекой Припятью: север с городом Минском отошел к Полоцку, а юг с городом Туровом и Пинском к Киеву. Автономии этот край добьется только в 12 веке, когда от Киева его отнимут потомки Изяслава Ярославича, отлученные от киевского престола Мономахом. Бужане, как было уже сказано, присоеденены к Руси были в 981 году, в 1018 году Волынь (Червенские города) захватил Болеслав Польский, а в 1031 году Ярослав и Мстислав совместными усилиями вернули волынские земли под власть Киева. В конце 11 века Волынь получила автономию и собственного князя. Долгое время этот регион вместе с соседней Галицией оставался самым неустроенным в административном плане в Киевской Руси из-за взаимных претензий галицких и волынских князей, восходящих видимо ко временам независимости Червенских городов, в число которых входил и галицкий (хорватский) Перемышль. Первые князья-Рюриковичи, сидевшие во Владимире-Волынском собирали дань и с Галиции и с Волыни. Со времен Ярослава и Изяслава Ярославича эти территории были приписаны к Киеву вместе с Туровом. А потому и киевские князья (Святополк Изяславич) мечтали о возвращении своей власти над далеким краем. На фоне всех этих притензий и происходили известные летописные разборки, центральной фигурой которых оказался ослепленный князь Василько Ростиславич и которые привели к созданию независимого Галицкого государства.
К чему это я? Да собственно просто для расширения кругозора. Возвращаясь к теме поста, в списке "славян на Руси" отсуствуют так и не покоренные при Владимире вятичи (два безуспешных похода в 981 и 982 гг.), а также радимичи (984 год по летописи) и хорваты в Галиции (992 год - подчинение хорватов отложила видимо борьба с печенегами и строительство оборонительных линий в Поднепровье, не говоря уже о крещении). Это обстоятельство позволяет нам датировать интересующее нас сообщение 981 - 984 гг.! В эти годы был написан некий трактат, посвященный истории славян и Руси, который использовал при создании Повести временных лет Нестор или другой киевский летописец! Следы этого трактата следует искать очевидно в недатированной части ПВЛ, в этнографическом Введении. Характерно, что гипотетический трактат "О славянах" был написан видимо христианином, но задолго до Владимирового крещения. Вероятно это был кто-то из окружения Ярополка Святославича, мирволившего христианам.
Червенские города,
славяне,
бужане,
Киевская Русь,
Повесть временных лет,
Владимир Креститель,
Волынь,
летописание