Feb 20, 2012 19:12
Все «лживые саги» повествующие о приключениях скандинавов в «Гардах и Ладоге» хронологически привязываются к эпохе правления норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, основателя Норвежского королевства. Харальд правил приблизительно в 870-945 гг., однако при этом описанные события никак не могут уместиться в 75 лет. Впрочем, обо всем по порядку.
В нашем распоряжении имеются три саги, посвященных «русским делам». Что весьма важно для нас, все они связаны одна с другой, что выделяет их из числа других «лживых саг», как и саги Бравалльского цикла. Хотя в отличие от последних «русские саги» напротив лишены конкретики и переполнены сказочными и фантастическими сюжетами. То, что герои этих преданий не были связаны ни с одним из существующих тогда знатных родов Скандинавии родством, позволяло сказителям украшать их приключения вымышленными деталями - некому было обвинить их во лжи. Таким образом, если основной корпус саг служил определенной цели - прославлению знатных родов и объяснению того, как они обрели власть и почет, то «русские саги» были средневековой фантастикой и служили развлечением публике. Тем не менее, в основе описываемых событий лежали какие-то реальные события, так как среди персонажей упомянуты и реальные лица, и кое-что подтверждается археологическими находками!
Рассмотрим саги подробнее. Первой по примерной хронологии событий, на сколько ее можно восстановить является «Сага о Стюрлауге Трудолюбивом». Среди подвигов этого легендарного шведского ярла сага называет поход против конунга «Гарды и Ладоги» Ингвара. Побратим Стюрлауга, доблестный викинг Франмар посватался к дочери Ингвара Ингебьерг, но получил отказ. Викинги не стерпели оскарбления и напали на русского конунга. Ингвар был убит, а на его место Стюрлауг посадил Франмара, женив того на Ингебьерг. Здесь сага делает многозначительное замечание - от Франмара и Ингебьерг берет начало большой и знаменитый род. Некоторые исследователи - норманисты, которые невесть от чего считают прототипом Ингвара киевского Игоря Старого, считают, что речь идет о Рюриковичах.
Промежуточным звеном между «Стюрлаугом Трудолюбивым» «Хрольвом Пешеходом», о котором сказано, что он сын заглавного героя первой саги служит «Сага о Хальвдане Эйстенсоне». Не в пример двум другим сагам,это предание вполне документально и не содержит средневековой фантастики. Сага рассказывает нам, что в «Гардах и Ладоге» правил конунг Хергейр, а его женой была Исгерд. Брат Исгерд Сигурд служил Харальду Прекрасноволосому, то есть был, судя по всему, реальным лицом. Дочерью Хергейра была Ингигерд (это традиционное для «лживых саг» имя для русских принцесс появилось под влиянием образа Ингигерд Шведской, которая стала женой Ярослава Мудрого около 1018 года). Главным вассалом русского конунга был ярл Скулли, который правил в городе Алаборг.
Хергейр подвергся нападению Эйстена, конунга Трендалега (одно из крупнейших племенных княжеств, вошедших при Харальде в состав Норвегии). Тот факт, что трендами еще правит собственный конунг так же является датирующим признаком. Ко времени вхождения Трендалега в состав Норвежского королевства им правила уже другая династия - ярл Хакон, сын Грьотгарда из Халогаланда. Это семейство не имело прав на титул конунга и не носило его даже когда им на время удалось свергнуть Инглингов и овладеть практически всем королевством. В Средние века титулатуре пидавали огромное значение и назваться титулом не имея на него основания или, напротив, назвать кого-то более низким титулом - за это можно было и войну объявить! Итак, перед нами один из последних конунгов трендов, возможно уже изгнанный из своего княжества (ведь Харальд кажется уже начал строить свое королевство - среди его витязей брат русской королевы!). Его поход на Восток оказался удачным, он смог захватить Ладогу, а ее правитель пал в бою. Правда затем удача отвернулась от храброго конунга - его убили два дружинника Хергейра, отомстившими за господина.
Далее последовала полная интриг история с подставной принцессой Ингигерд, в ходе которой за власть боролись брат королевы Сигурд, русский ярл Скулли и наследник Эйстена Хальвдан. В итоге конунгом Ладоги стал Скулли, женившийся на Исгерд, а ее дочь стала женой Хальвдана и уехала с ним в Норвегию. Затем еще последовали войны русов с шведскими викингами и соседями - бьярмами (в них традиционно видят жителей Северной Двины - так называемую «Великую Пермь», но историк А. Л. Никитин вполне убедительно доказал, что Бьярмия лежала на берегах Западной Двины, а под именем бьярмов скрываются ливы), в которых Хальвдан всегда помогал Скулли. Кстати весьма любопытный момент. Неужели он каждый раз плыл из далекой Норвегии да еще и успевал (а ведь его еще и уведомить о нападении нужно было!) приплыть вовремя? Вероятно, сын последнего конунга трендов так и не вернулся домой, а так и остался в Ладоге, защищая ее границы от соседей.
В этой саге мы встречаемся с одним интереснейшим моментом. Упомянутые выше дружинники - мстители Хергейра, чтобы подобраться к Эйстену, назвались купцами «из Руссии», которые потерпели кораблекрушение. Не совсем ясно, как интерпритировать это сообщение: не то купцы пришли из Руссии, не то их корабль потерепел крушение в Руссии, то есть в той же Гарде, окрестностях Ладоги. Ситуацию проясняет другая «лживая сага» - «Эгиль Однорукий и Асмунд Убийца Берсерков» (в ней, кстати, упоминается конунг Руссии Хертрюгг), где «Руссия» - большая страна между Хуноландом (очевидно речь идет о Венгрии) и Гардарики, то есть Гардарики и Русь далеко не всегда означали одно и тоже! «Гардарика» в данном случае однозначно будущий Хольмгард - Новгородская земля, тогда «Руссия» - это летописная «Русская земля», Киевская Русь, Русский каганат! В этих сагах мы единственный раз сталкиваемся с единовременным упоминанием в скандинавских источниках черноморско-днепровского Русского каганата и ладожской Гардарики на кануне их объединения.
Сыном Скулли и Исгерд был конунг Хреггвид, о котором рассказывает «Сага о Хрольве Пешеходе». Сага рассказывает, что русский конунг совершил поход по реке Дуне (Дон? Днепр? Или что скорее Западная Двина) и вернулся с огромным богатством, магическими доспехами и вещим конем. Снова начинается фантастика, свойственная «Саге о Стюрлауге Трудолюбивом». У конунга не было сыновей (не везло как то ладоским конунгом с сыновьями!), а его единственная дочь названа уже привычным для нас именем Ингигерд. Хреггвид подвергся нападению шведского конунга Эйрика (умер примерно в начале 880х годов). Жители Гардарики собрались с силами и изгнали шведов, но их конунг погиб.
Как уже говорилось, сага переполнена сказочными сюжетами: шведскому конунгу служит великан - оборотень Эгиль, правитель Ормаланда - страны змей, который превращается в дракона (он и убивает Хреггвида), дух русского конунга предсказывает искателю приключений Хрольву власть в Гардарики, вещий конь, гном. Хрольв Пешеход (непонятно как он связан с реальным Хрольвом Пешеходом - Ролло, основавшим герцогство Нормандию во Франции в 911 году) был сыном Стюрлауга Трудолюбивого и служил ярлу Ютландии, но услышав о бедствиях в Гардарики, отправляется туда в поисках славы. Отбросив все сказочные мотивы мы узнаем что до 880 года шведский конунг напал на Ладогу, смог одержать победу, но потерял при этом половину войска, благодаря чему ладожане смогли изгнать его. Тогда же, согласно саге, правителем Ладоги стал скандинав Хрольв, женившийся на дочери Хреггвида.
Данные саги находят параллели в известиях о деятельности Эйрика Шведского. В его правление шведы совершают походы в Восточную Прибалтику, около 850го года конунг Олав, правитель шведской Бирки разрушает крепости куршей, которые незадолго до этого сбросили шведскую власть, снова наложив дань на Курляндию, а около 854 года Эйрик,сын Эймунда совершил поход против куршей, эстов и финнов . Кроме того все это находит неожиданные параллели в русских летописях! Под 860 годом летописец рассказывает, что словене (предки новгородцев), кривичи из Псковской области и чудь - эстонцы изгнали неких варягов (варягами на Руси называли всех приплывающих с Балтийского моря), перестав платить им дань. Хронология в первой части летописи весьма приблизительна и вполне вероятно, что речь здесь идет именно о победе над Эйриком и его воинством! Но тогда избрание Хрольва весьма напоминает избрание летописного Рюрика! Не будем торопиться. О Рюрике еще будет отдельный разговор впереди. Мы же не будем отступать от источника.
Как уже говорилось, хронология в трех сагах отсутствует напрочь. Все три саги привязаны к правлению Харальда Прекрасноволосого (870-945), но действия последней из них («Хрольва») происходят примерно в 850-880 годах (еще жив Эйрик Эймундсон). События «Хальвдана» и «Хрольва» еще укладываются в этот интервал, но вот правление Ингвара из «Стюрлауга» мы должны отнести в самое начало IX века в лучшем случае (о Хреггвиде, сыне Скулли, сага говорит, что он был стариком, когда погиб в битве со шведами). В этом случае все три саги выстраиваются в стройное повествование об истории правящей в Ладоге семье. Законного конунга Ингвара свергают шведские викинги в начале IX века и один из них, взяв в жены дочь конунга становится новым правителем. От этого викинга Франмара берет начало род правителей Ладоги. Его сыном был, по всей видимости, Хергейр, убитый норвежским викингом Эйстеном, но престол переходит к ярлу Скулли, возможно родичу конунга. Сын Скулли Хреггвид погибает во время шведского набега примерно в 850х годах. Его дочь становится женой викинга Хрольва, от которого происходят последующие правители Ладоги. Именно подробное перечисление потомков Хрольва, несвязанное с основным сюжетом саги, и связь героев «Саги о Хрольве Пешеходе» с героями «Хальвдана Эйстенсона» позволяет нам сделать вывод о том, что перед нами фантастическое изложение реальной истории и ее персонажи имели реальных прототипов. О потомках Хрольва сага сообщает следующее. Сыном и наследником Хрольва был Хреггвид, который погиб, совершая поход по реке Дуне, по следам своего деда Хреггвида Первого. Ему наследовал брат Херд, у которого в свою очередь был сын Кари и внук Херд - Кнут, судя по контексту саги занимавшие престол Ладоги. Кроме того у Хрольва было две дочери и «некоторые называют» его сыном Олава Датского, на которого напал Хельги Храбрый, о чем рассказывает «Сага о Хромунде». Речь по всей видимости идет о Олаве, который, по словам Адама Бременского, пришел из Швеции и захватил Данию в 890х, после того как пресеклась династия Скьельдунгов. Его наследников свергли потомки Сигурда Ринга Хардакнут и Горм Старый. Следовательно, сыновья Хрольва действовали в конце 890 гг., так как по мнению некоторых сказителей его сыном был некий Олав Датский - видимо тот самый конунг из Швеции, что захватил Данию после того,как пресеклась династия Скьельдунгов, и которых сверг Хардакнут,отец Горма Старого. В этом случае правнук Хрольва, которого сага называет последним конунгом Ладоги из этой династии, правил примерно в 960-970 годах, то есть был предшественником Вальдемара - Владимира Крестителя, призванного новгородцами из Киева в 971 году!
Кажется,как мы видим из саг, династия, правившая русской Ладогой была скандинавского происхождения - дважды скандинавы занимали ладожский престол. Почему же русы, которые вообще всю свою историю были верны династии своих священных правителей везде, где бы не забрасывала их судьба, позволили именно здесь занять престол чужестранцам? Мы не раз видели, что, не имея сил отразить нападение противника, перед угрозой завоевания русы предпочитали покинуть обжитые места. Все эти загадки решаются одним возможным вариантом. Ладога, как и прибалтийские «русские» колонии была населена не этническими русами, а вендами - словенами, что собственно и подтверждает археология - культура ладожан идентична другим поселениям ильменских словен. Ладожское княжество было основано русским народом, на его пути к Черному морю, но основная масса русов покинула Ладогу.
Интересно, что первый известный нам конунг - Ингвар - уже носил скандинавское имя. Был ли он потомком каганов Хольмгарда? Вероятнее всего да. Саги знают Ингвара, сына Рагнара Лодброка и внука Сигурда Ринга. Предания о Рагнаре рассказывают о его войне с королями Геллеспонта (судя о писаниям речь идет о каком-то владении у устья Западной Двины, тесно связанном с русами) Дионе и Даксоне, которые были женаты на дочерях короля Руси. После победы и гибели Диона он посадил править Геллеспонтом своего сына Гвитсерка, подчинил Пруссию, Курляндию и Бьярмию. Даксон, продолжал бороться за свои владения, опираясь на русов. Даксону удалось окружить дом Гвитсерка и сжечь его со всеми обитателями. Рагнар совершил поход на Русь и взял в плен Даксона, однако потом он сумел с ним договориться - Даксон оставался правителем Геллеспонта, но признавал власть Рагнара и платил ему дань. Здесь для нас важно то, что у Рагнара были связи с русами на Востоке. Действие происходит в начале IX века. Именно в это время конунгом стал Ингвар. И это единственный из сыновей Рагнара, судьба и удел которого неизвестны (в каждой завоеванной стране Рагнар оставлял править одного из сыновей). Уместно предположить, что русы приняли скандинавского конунга потому, что он был прямым потомком великого конунга-кагана Хольмгарда Радбарда. Для всех кому впоследствии удавалось силой или по согласию народа занять престол Ладоги необходимым условием было то, чтобы их женой была принцесса из рода Ингвара. Если не по мужской, то по женской линии престол оставался за потомками Русского рода. Ладога была осколком Хольмгардской державы, отрезанным от новой митрополии вплоть до X века, и у нее не было иной возможности поддержать свою связь с божественной благодатью, проводниками которой, по мнению русов и подвластных им вендов, являлся священный род потомков Всеслава - Гертнита.
У Хрольва, ставшего конунгом Гарды-Ладоги на удивление много общего с летописным Рюриком! Хотя сага ""Хрольв Пешеход" называет отцом заглавного героя сыном легендарного ярла Стюрлауга Трудолюбивого, но сама сага о Стюрлауге ничего об этом не знает. Зато по "Хрольву" герой пришел в Ладогу из Ютландии, то есть оттуда, откуда по мекленбургской легенде пришел и Рюрик (Вагрия и Старград находятся в южной Ютландии)! Хрольв и Рюрик живут в одно время и оба являются современниками Эрика Шведского. Обстоятельства восхождения на ладожский престол обоих персонажей удивительно похожи - им предшествовало изгнание варягов\шведов! Исследователей всегда удивлял тот факт, что в сагах совершенно не отразилось такое масштабное событие как призвание Рюрика, но стремление увидеть в нем скандинава и основателя Киевсской династии не позволила им увидеть настоящее скандинавское сказание о Рюрике!
Мне картина представляется следующей: скандинавам стало известно придание о том, как князь из Ютландии стал конунгом Ладоги. Вендский мир в сагах как бы игнорироался - есть хороший пример с "Сагой о Йомских викингах" - все источники однозначно называют это воинское братство вендами-славянами, а сага называет только скандинавов в ее составе! На основе реальной биографии Рюрика был создан сюжет для сказочно-фантастической саги, герой которой был назван в честь знаменитого основателя Нормандского герцогства и объявлен сыном столь же сказочного Стюрлауга.
"А как же сын его Игорь?" - спросите вы, но целый ряд косвенных фактов и намеки летописей позволяют сделать вывод о том, что в реальности Рюрик не имел прямого отношения к Игорю, Олегу и происхождению Киевской династии. Опять же именно потомок Игоря Владимир ассоциировался в Скандинавии с легендарным Хольмгардом! Судя по саге именно на смену потомкам Хрольва-Рюрика пришли на смену киевские Игоревичи! Это объясняет и то, что Олег, Игорь и Святослав словно забыли о своей летописной родине, до тех пор пока сами новгородцы не пришли просить у Святослава князя именно тогда, когда по приблизительной хронологии саги пресекается династия "хрольвингов"-Рюриковичей"! Только этим можно объяснить странное посольство 972 года. Как же Игоревичи стали Рюриковичами?
Вспомним, что Киев был дважды завоеван новгородцами и варягами - при Владимире и при Ярославе. Сам Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава и судя по всему не имел прав не престол по русскому закону (вспомним, что незаконнорожденный Илья в "Тидреке" не имел прав на княжий титул, да и Святослав не рассматривал его как наследника!), то есть формально не являлся продолжателем династии. Очевидно, что взойдя на новгородский престол Владимир должен был по новгородскому и общеевропейскому обычаю взять в жены княжну из рода Рюрика (легендарная варяжка Олова-Аллогия, мать Вышеслава), как и все его редшественники - Франмар, Скулли, Хрольв-Рюрик. Т.о., формально опять же, Владимир становился продолжателем именно рюрикова рода. Так и родилась легенда о происхождении Игоря - потомка "каганов-Рус" - от престарелого Рюрика...
эпос,
Рюрик,
русы,
скандинавы,
Гарды,
руги,
Хольмгард,
Рюген,
Ладога