Еще одно свидетельство о Вещем Олеге?

Aug 20, 2023 23:07

Перечитывая сведения аль-Масуди о славянах, обратил внимание на один эпизод, которому раньше не уделял достаточно внимания. Речь идет об описании удивительных храмов славянских язычников, о локализации которых, к сожалению, мы не можем судить. Понятное дело, что информатор «арабского Геродота» мог несколько приукрасить слухи о красоте храмов (идол из четырех видов драгоценных камней - это все-таки перебор), но интересен сам факт появления таких слухов. Но, самое интересное на данный момент - это краткая заметка о некоем славянском мудреце и пророке: «Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом; оно было построено из красного коралла и зеленого смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червоного золота. Насупротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладон. Это здание приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время; в предыдущих книгах наших мы уже привели рассказ о нем, о его делах в славянских землях, о колдовстве, хитрости и механизмах его, которыми он пленил их сердца, овладел их душами и прельстил их умы, не смотря на грубость нравов Славян и различие их природных качеств». Описания храмов часто сопоставляют со знаменитыми храмами балтийских славян, хотя это вообще не очевидно и из текста никак не следует. Зато есть указание на высокие горы. В общем, на мой взгляд, вполне можно предположить, что по крайней мере один из храмов мог быть на восточнославянских землях. К примеру, прототипом изваяния из драгоценных камней может быть знаменитый Збручский идол. Увы, другая книга аль-Масуди, в которой описывались деяния загадочного кудесника, не сохранилась. Издатель и комментатор этого текста А.Я. Гаркави отмечал, что никого подобного описанному мудрецу мы не найдем у славян. Замечание Гаркави представляется не совсем верным.
Попробуем внимательнее присмотреться к тому, что арабский историк нам сообщает. Итак, аль-Масуди приписывает неведомому герою способность колдовать, хитрость и изобретательность - он строит удивительный храм и какие-то механизмы. С волшебниками в славянских исторических преданиях о событиях до «арабского Геродота» (ок. 896-956 гг.), дошедших до нас, действительно все плохо. Но, пару-тройку персонажей мы найти можем. Все они связаны с Русью.
№1. Былинный герой Волх Всеславьевич: воин-волшебник, который по преданиям мог оборачиваться в различных животных и превращать в них свою дружину.
№2. В византийской хронике Псевдо-Симеоном, автор которой был современником аль-Масуди, записал любопытное предание о некоем «божественно озаренном» вожде, спасшего свой народ и давшего ему свое имя: «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними».
№3. Из всех известных нам героев славянских преданий под это описание подходит лишь Вещий Олег. Его изобретательность в летописном предании иллюстрируется широко известным эпизодом с кораблями на колесах. Прозвище «Вещий», которому летописец дал довольно странное объяснение, уже предполагает связь со сверхъестественным.
На мой взгляд, все три персонажа являются отражением образа одного человека, русского вождя, который прославился как «божественно озаренный вождь», изобретатель и кудесник. О сходстве образов Волха и Олега я писал ранее. О том, что "божественно озаренный вождь Рос" - это вещий русский князь Олег в литературе высказывалось. По-моему, совпадение с описанием аль-Масуди по всем пунктам.

Русь, Олег Вещий, Русский каганат, былины, Русский род, арабы о русах, Русская земля, волшебник Рус, византийские хроники

Previous post Next post
Up