Полянский меч.

Jun 02, 2012 02:05

Обратить внимание на довольно странные упоминания о мече или скорее о Мече, меня заставила книга Льва Прозорова "Святослав Хоробре. Русский Бог Войны". В ней он описывает историю о прибытии к Святославу византийского посольства, которые подарили князю загадочный меч, после чего он сразу согласился на перемирие и даже радостно благодарил императора Иоанна Цимисхия за подарок, хотя до того отвергал все дары и золото. Тот же рассказ приводится и в "Повести Временных Лет", но акцент сделан не на мече, а на "лютости" Святослава, который отказался от золота и принял в дар оружие, чем изрядно напугал хитрых греков. Прозоров справедливо сравнил это событие - заключение мира на пороге победы в обмен на меч - с аналогичным случаем, имевшим место за несколько лет до греко-русской войны: император Никифор Фока обменял захваченный им меч пророка Мухаммеда - святыню Ислама, на пленных, томящихся в плену у египетского эмира. Что особенного было в мече, подаренном Святославу?

Этому случаю предшествовал странный поединок одного из греческих полководцев с неким "предводителем" русов, якобы исполином, которого грек разрубил его НА ПОПАЛАМ! Прозоров вполне обосновано предположил, что предводитель русов едва ли был могучим исполином, подобным богатырю Икмору, а скорее всего был юношей, старшим сыном Святослава, памяти о котором не сохранили поздние русские летописи, которые к слову забыли многих Святославичей, например Сфенга. Далее, Прозоров закономерно предположил, что сей меч как раз и принадлежал наследнику русского престола! Но вот был ли он так ценен только тем, что Святослав подарил его своему сыну? Задавшись этим вопросом, я стал искать другие известия о знаменитых русских мечах.
Таковых оказалось совсем немного и все они были связаны с именем святого князя Бориса Владимировича, того самого брата Глеба, которого убили то ли вышгородцы по приказу Святополка Окаянного, то ли варяги-скандинавы по приказу Ярослава Мудрого. Меч этот попал каким-то образом (вероятно так же как и икона Владимирской Божьей матери был экспроприирован из вышгородской церкви Бориса и Глеба) у Андрея Боголюбского, но в ночь коварного убийства его был выкраден княжеским ключником Анбалом и после этого следы меча теряются. Особенность этого меча в том, что это единственное оружее, которому уделено такое внимание и несомненно он почитался как родовая святыня, подобно Щербцу, родовому мечу польских Пястов, который принадлежал Болеславу Храброму. Второе упоминание, точнее изображение, Борисова меча мы находим на миниатюрах Радзивилловской летописи. Как известно, эти миниатюры сами по себе являются весьма ценным историческим источником, иногда более точным, чем сама летопись. На одной из миниатюр изображен святой Борис накануне убийства, молящийся на висящий на столбе шатра Меч, обряд скорее языческий, нежели христианский! О возможном вероотступничестве Бориса кстати сообщается и в "Пряди об Эймунде", где рассказывается об убийстве скандинавскими наемниками "конунга Бурицлейва"! Вполне логично предположить, что это тот самый клинок, которым завладел потом Андрей Боголюбский. Почему у знаменитого меча не было других хозяев вполне понятно - он был захоронен вместе с Борисом. Весьма значимо, что именно Борис был хозяином этого клинка - он был любимым сыном Владимира Крестителя и именно ему тот скорее всего завещал после себя киевский престол, чем и обязан был Борис ненависти старших братьев. Все это заставляет думать, что Борисов меч - это тот самый Меч, который стоил рокового для Святослава перемирия с греками. Да и сам Меч был поистине Роковым каждый его хозяин умирал насильственной смертью - предположительный наследник Святослава в Болгарии, сам Святослав, после его смерти меч скорее всего был передан Свенгельдом Ярополку, унаследовавшему русский престол - Ярополк был коварно убит, Борис, которому меч передал убийца Ярополка Владимир, Андрей Боголюбский... Едва ли не эта дурная слава заставила Ярослава похоронить Меч вместе с братом...
По началу я пошел на поводу у своей фантазии в поисках происхождения этого клинка. Вся эта мистическая история удивительно напоминает легенды о проклятых мечах в Скандинавии, причем там один из Мечей - Тюрфинг - связан именно с русами! Тогда я задумался, а не могли ли все эти мечи - Грам Вельсунгов, Тюрфинг русских конунгов и Борисов меч - быть одним Мечом?! У всех трех клинков общее проклятие - они приносят смерть своим обладателям. Меч Грам был даром Вельсунгам Бога войны Одина, Тюрфинг (Тюр - имя другого Бога войны) - тоже описывается как Меч войны, хотя по легенде (Сага о Хервер) его первый владелец конунг Гардарики Свафрлами (или его отец Сигрлами) получил меч от карлика - цверга. Еще один подобный меч был зафиксирован не легендой, но историей! Однажды, пастух-гунн обнаружил торчащий из земли меч, который сразу же отнес в дар своему господину - вождю Аттиле. Это был Меч Бога Войны, о котором было предсказание гуннам (Игорь Коломийцев предположил, что меч нашли в Причерноморье и что это был один из тех акинаков, которые скифы устанавливали в святилищах Бога Войны). Получив чудо-клинок Аттила бросился покорять Европу. Весьма любопытно, что Вельсунгов, владельцев Грама, саги называют также правителями гуннов и по хронологии саг их правление предшествовало правлению Аттилы! Сигрлами, "сын Одина" и брат Ингви (предка шведских и норвежских Инглингов) и Скьельда (предка датских Скьельдунгов), скорее всего герульских вождей 5-6 века, приведших свой народ в Скандинавию после смерти Аттилы и Меч Войны вполне могли они прихватить с собой. Потом владельцами Тюрфинга сага называет викинга Арнгрима, убийцу Свафрлами и мужа его дочери, их сына Ангантюра, вождя готов, его дочь Хервер и ее любимого сына Хейдрика, его сына Ангантюра III, якобы предка Ивара Широкие Объятия, объединившего примерно в конце 7 века королевства Вендельской культуры в Скандинавии и Дании. После Ангантюра, сына Хейдрика не очень понятно, но похоже, что Ивар в итоге был владельцем Тюрфинга. Сей конунг погиб, то ли в бою, то ли утонул во время шторма, в походе против русского конунга Радбарда, которого я считаю отцом легендарного Боривоя и предком Бравлина и Гостомысла. Вполне могло быть, что после гибели Ивара меч достался снова русам, а Бравлин перенес его в будущую Киевскую Русь!
Однако, потом я несколько пересмотрел свои фантастические гипотезы. В ПВЛ упоминается еще один загадочный меч, причем задолго до появления русов в Киеве. В легенде о хазарской дани рассказывается, что на требование хазар, поляне, посовещавшись, передали в качестве дани ОДИН МЕЧ! Надо полагать, что меч был очень дорогим и хранился как святыня много веков, быть может полянским князьям он достался от их русских предков (поляне возводили род своих древних князей к Кию, осноателю Киева-на-Дунае, который согласно былинам был столицей Ругиланда, таким образом и сам Кий и предания о нем восходили к русам, также летописец выводил полян-русь из Норика, где и располагался Ругиланд!). В свою очередь в Хазарии появление меча вызвало нешуточный переполох, так как с ним было связано предсказание о том, что поляне будут собирать дань с хазар (проклятый меч!)! За сим хазары предпочли избавиться от опасных данников - в это самое время к хазарскому кагану обратились русы с просьбой дать им землю для поселения (в это самое время русы переживали тяжелую войну с неким противником (скорее всего с Дунайской Болгарией), о чем свидетельствует посольство в Византию и Германию 839 года, и им нужно было место, куда отступать в случае поражения) (согласно летописи вождями русов были Дир и Оскольд, Бравлина, разорявшего черноморское побережье за 40 лет до того русские (точнее полянорусские) летописи не знают). Хазары подарили новым союзникам Полянскую землю (о русско-хазарском союзе при Дире и Оскольде свидетельствует свободное прохождение русских купцов через Хазарию в Арабский халифат). Самое забавное в этой истории то, что на момент появления хазар, поляне находлись в глубочайшем кризисе, "обижаемые" древлянами и уличами. Их положение было бедственным настолько, что кроме как главной быть может святыни княжеского рода им было просто нечем выплатить дань Хазарии! В результате же их земля стала центром одного из сильнейших государств Средневековья, а их потомки действительно собирали дань с хазар! Вполне вероятно, что в результате походов Святослава (до него как мы помним о Мече не было слышно) Полянский меч вернулся в Киев и князь-воин мог подарить его своему наследнику, погибшему в Болгарии, а потом вместе со Свенгельдом передать Ярополку...
Здесь снова приходиться вспомнить скандинавские легенды... точнее лишь одну - "Сагу о Хервер", где рассказывается о кровожадном мече Тюрфинге. Дело в том, что собственно сюжет первой части саги никак не связан со Скандинавией. Герои саги - Ангантюр, сын Арнгрима, Хервер и ее сыновья - живут в стране готов, их столица зовется Данпарстадир, то есть город на Днепре, место битвы готов и гуннов - Дунахейд! Лишь позднее "Хервер-сага" была искусственно соединена с преданиями о Скьельдунгах, к которым принадлежал Ивар Широкие Объятья. Таким образом, получается, что Тюрфинг совершал свои подвиги на берегах Днепра?!
Это подтверждается и тем косвенным обстоятельством, что в "Хервер-саге" мы видим две разных Руси - Сигрлами и Свафрлами правят в Гардарике, а Радбард, с которым воюет Ивар - в Хольмгарде (Остров-крепость, также германские хронисты называют Рюген, а арабы "Остров русов"!), то есть на Балтике. Тогда Гардарика, которая находится по соседству с готским Данпарстадиром на Днепре - это Дунайский Ругиланд! Вот где был выкован Меч Войны! По мнению исследователей в "Хервер" описаны в легендарно-сказочной форме события 4 века в Причерноморье. Кто знает, может быть именно этот меч искал Аттила, может именно об этом мече рассказывали конунгам северные сказители, может быть перед Тюрфингом склоняли головы короли темных веков и может каким-то образом этот меч снова вернулся на Днепр, вместе с полянами, пути истории неисповедимы...

гунны, эпос, Хазария, саги, Русь, Святославичи, Гардарика, Меч Войны, Дир, руги, Владимир Креститель, Святослав Храбрый, Оскольд, готы, Борис и Глеб

Previous post Next post
Up