Все без исключения источники по ранней истории Киевской Руси деляться на две группы: одни (русские) называют Игоря сыном Рюрика Варяга - версия ПВЛ, "Никона", Длугоша, Рейтенельса и собственно всех известных русских летописей; другие (главным образом иностранные) вовсе не называют его отца, что говорит о том, что для них отец Игоря был личностью неважной и не примечательной. Кроме того, из ряда собственно русских источников видно, что именно Игорь считался основателем Киевской династии, а Рюрик оставался персонажем северной новгородской истории, не имеющий прямого отношения ни к истории русов, ни полянам, ставшим русичами, ни к их отношениям с соседями - Болгарией, Хазарией, Византией, Польшей и франками. И тем не менее, источники не оставляют нам альтернативы и за не имением других вариантов мы вынуждены признать, что Игорь - сын Рюрика.
Да, это противоречие самому себе, но и протеворечить такому объему источников невозможно. Объясню, почему я поменял свою точку зрения: примеры образов Дира, Оскольда и Олега Вещего, которые явно искусственно привязаны к Рюрику, показывают, что в каких-то других источниках, отличных от ПВЛ другая версия все равно проглядывается и вот уже Олег предстает перед нами то воеводой, а то и могучим и самостоятельным правителем, а Дир и Оскольд правят русами задолго до появления Рюрика на новгородском севере! С Игорем все не так - он всегда остается сыном Рюрика и меняется лишь его возраст и отношение к нему, как к историческому деятелю. В таком случае, принимая единственную предложенную самой историей версию, нам просто необходимо объяснить два важнейших факта биографии Игоря:
1) появление в Киеве, так как оно явно происходило не так, как рассказано в ПВЛ и НПЛ;
2) права на русский престол, которые у Игоря несомненно были!
Начнем со второго пункта. Здесь необходимо обратитьсяк версии предания Иоакимовской летописи. Согласно ей, Рюрик был сыном средней дочери некоего Гостомысла. Сведения "Иоакима" дополняет т.н. Мекленбургская легенда, согласно которой отцом Рюрика и зятем Гостомысла был вагрийский (варяжский!) князь Годлав, убитый в 808 году датским конунгом Годфридом. Всесторонне изучив все упоминания о Гостомысле,профессор С.Н. Азбелев в одноименной работе (
http://sverc.livejournal.com/112846.html) пришел к выводу, что дед Рюрика был некто иной как "король вендов" Гостомысл, вовевавший с франками в 844 году и которого "Корвейская легенда" называет "королем Руяна"! Т.е. сей Гостомысл, сын Боривоя, был королем Балтийской Руси! Это подтверждает и "Иоаким", по которому Боривой и Гостомысл были прямыми потомками Владимира Древнего и Словена, то есть былинного Владимира Красно Солнышко, Вальдемара "Саги о Тидреке Бернском" и его отца Слава-Всеслава-Сеслава-Гертнита\Славного, которого былины - племенной эпос этнических русов-ругов, как доказал в своей работе "Русь Былинная" Лев Прозоров, не упоминают, но Красно Солнышко называют по отечеству Всеславичем или Сеславичем в старейших вариантах былин. Далее, "Иоаким" рассказывает, что потеряв четверых сыновей и видя неспособность к правлению сына старшей дочери, Гостомысл, следуя вещему сну, передает престол старшему сыну своей средней дочери Умилы и вагрийского князя Годлава Рюрику. Подтверждение этому мы находим и в хрониках франков, которые упоминают сразу вслед за сообщением о войне с Гостомыслом, в которой или после которой он встретил свою гибель, "Короля вендов" Рорика, которого обычно отождествляют "язву христианства" - датского викинга Рорика Фрисландского из рода Скьельдунгов. Ксантенские анналы под 845 годом сообщают:
"король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники
55 узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников
56 нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик
57 вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели". (
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Xanten/frametext.htm). Уже под 867 годом хроники сообщают о смерти вендского короля Табемысла (судя по имени, также одного из внуков Гостомысла, вероятно от младшей дочери), а мекленбургские легенды и русские летописи сообщают о том, что Рюрик и его братья отправились в будущую Новгородскую землю княжить по приглашению словен, кривичей, вепсов, мери и чуди-эстонцев. Надо полагать, что столь громкая неудача в самом начале правления не могла способствовать популярности сыновей Годлава на Руяне и среди вендов - вагров и ободритов, что и стало главной причиной их ухода на Восток. Т.о., сын Рюрика Игорь был правнуком КАГАНА ОСТРОВА РУСОВ Гостомысла и потомком легендарных королей дунайских русов!
"Иоаким" также сообщает, что матерью Игоря была сестра Олега Вещего Ефанда (Эсфанд? тезка Сфандры из договора с греками?). Богемские хроники также называют Игоря племянником Олега Вещего, не уточняя правда по линии матери или отца. Здесь мы находим вероятный ответ и на первый вопрос! Анализ всех известий об Олеге Вещем заставляет видеть в нем могущественного правителя Дунайской Руси, что ярче всего отражено в договорах, заключенных им с греками. Об этом писал я ранее и довольно обстоятельно отстаивает данную точку зрения С.Э.Цветков в своей новой потрясающей работе "Русская земля между язычеством и христианством". Олег был таким образом наследником восточноевропейских "Рус-каганов" Бравлина и Дира, "царя славян". Именно с именем Олега летописи так или иначе связывают появление Игоря в Киеве.Логично предположить, что Игорь действительно воспитывался Олегом, так как тот приходился ему "уем" - дядей по матери, а после смерти отца он просто не захотел возвращаться в далекое северное захолустье и был посажен дядей в Киеве, вместо казненного бунтовщика Оскольда. В договорах Олега с греками Киев назван не как столица, а лишь как один из вассальных ему городов. После неудач, постигших Вещего князя и его сына Олега Моравского, Игорь превратился в сильнейшего русского князя и перехватил первенство у дунайских князей, став по сути основателем нового государства - Русская земля (государство Олега в договорах обозначено как "Русь", а государство Игоря именно этим летописным термином) - и новой Киевской династии (это объясняет отсутствие упоминаний о его отце во многих источниках), которая тем не менее оставалась ветвью Русского рода.
Супругой Игоря была Ольга, происхождение которой еще более туманное, нежели ее супруга. Возраст ее явно завышен летописцами, так как первенец - Святослав - родился не ранее 927 года (согласно Ипатьевской летописи будущий великий полководец родился в год смерти Симеона Болгарского), а в 940-950х она явно была еще нестарой женщиной и завидной невестой! Знатностью и авторитетом Ольга не уступала Игорю, а может и превосходила даже, что позволило ей фактически править Киевом до самой своей смерти и никто из многочисленного княжеского семейства, запечатленного в договоре 944 года, это право не оспаривал! Кроме того, в Русской земле у нее был свой город - Вышгород и своя дружина. Все это говорит о том, что Ольга принадлежала, как Игорь и Олег Вещий, к Русскому роду.
Согласно летописям Ольгу и Игоря поженил Олег Вещий, но так как свадьба едва ли была задолго до рождения первенца, то скорее всего при Вещем князе, который умер около 913 года, состоялось только обручение, а сама свадьба имела место быть уже при его сыне Олеге Втором. Как и в случае с Олегом, вся совокупность источников свидетельствует скорее о южном - дунайско-болгарском происхождении Ольги, во всяком случае в киев она прибыла не из несществующего тогда Пскова, а из болгарской первопристольной Плиски. Лишь одна летопись называет нам отца Ольги - Погодинский сборник сообщает: "... женись Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь Тмутаракана, князя половецкого". Это невообразимое известие С.Э.Цветков в упоминавшемся уже труде, где он дает наиболее подробный анализ известий об Ольге, связывает с дунайским двойником Тмуторакани - городом Тутраканом, который расположен как раз в пределах Дунайской Руси! по его реконструкциии изначально в детописи стояло "дщерь князя тмутораканского\тутраканского", а "половецким" он стал уже позже, когда о державе Олега не осталось и памяти. В одном из списков Псковской летописи 16 века уточняется, что отец Ольгибыл русский, а мать - "от языка варяжска"! Это подтверждает и "Иоаким", который сообщает, что Ольга происходила из рода Гостомысла, то есть была вероятно его правнучкой, как и Игорь (что вероятно стало еще одним поводом для привязки южанки к Пскову и Изборску).
Ольга, через своего отца надо полагать, приходилась родственницей Олегу Вещему, которому была двоюродной сестрой. Следовательно его сыну Олегу Моравскому она приходилось двоюродной теткой, что заставляет сразу вспомнить загадочного анепсия - племянника, сопровождавшего Ольгу во время ее визита в Византию, как это и делает С.Э.Цветков.
Как мы видим, генеалогическое древо Святослава Храброго представляет собой весьма запутанное смешение родственных линий Русского рода (балтийской - от Гостомысла и дунайской - от Бравлина) и балтославянских знатных родов. Возможно, читающие мой журнал спросят, а как же быть с предлогаемой мной ранее гипотезой о Трояне "Слова о полку Игореве", как отце Игоря (гипотеза Кузьмина)? Читая "Русскую землю между язычеством и христианством" я наткнулся на одно интереснейшее предположение Сергея Эдуардовича. По мнению автора кровавые гекатомбы Ольгиной мести древлянам были нужны для того, чтобы превратить Игоря, основателя государства "Русская земля" и новой династии - в их Бога - покровителя, а Святослав стал его жрецом (символический бросок копья). Кто читал мою работу о Трояне, тот помнит, сколько совпадений с биографией Игоря и Олега Вещего я обнаружил реконструируя исторический портрет предполагаемого предка русских князей. Гипотеза о Трояне исходит из наблюдения Кузьмина, что "7 веков" от Трояна в СоПИ соответствуют семи поколениям киевских правителей: 1.Троян - 2.Игорь - 3.Святослав - 4.Владимир - 5.Ярослав и Изяслав - 6. Изяслав, Святослав, Всеволод и Брячислав Полоцкий - 7. Олег Гориславич и Всеслав Чародей и 7 сменам киевских правителей: 1. Троян - 2. Игорь - 3. Святослав - 4. Ярополк - 5. Владимир - 6. Ярослав - 7. Изяслав (шесть выделенных особыми подзаголовками в ПВЛ и плюс сам Троян), но на деле список правителей должен быть несколько другой, так как из него убрали Ольгу, которая в действительности была вовсе не регентом при сыне, а самовластной "королевой ругов"! Таким образом, если поставить Ольгу на ее законное место между Игорем и Святославом, то Изяслав Ярославич становится 7 правителем Киева из Игоревой династии, а сам Игорь становится на место Трояна! Обе главные гипотезы о Трояне (о Боге и князе-предке) получают свое объяснение! Случаи обожествления правителей не раз имели место в древности и случалось, что при этом оожествляемый государь, став Богом, получал уже другое имя, как в случае с основателем Рима Ромулом к примеру, ставший по преданию Богом Квирином! Вполне возможно, что и загадочный Троян, вокруг которого уже столько веков ломают копья историки и исследователи религий, было лишь именем обожествленного Игоря. Троян - Бог - покровитель Русской земли и ее династии!