Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 4

Nov 02, 2020 17:41

Вернемся к «Саге о Тидреке Бернском». Отцом Олимара/Вальдимара, Озантрикса и Илиаса/Ирона был, как мы уже упоминали, Хертнид Старший. В саге он представлен как невероятно могущественный правитель, владения которого раскинулись от Швеции на севере до Греции на юге, от Венгрии и Польши на западе до восточных пределов исторической Киевской Руси. Начал он как конунг «Русской земли» и пулинов/поляков, правивший со своим братом Гирдиром Старшим. Проиграв войну великому Вильцину-конунгу, Хертнид был вынужден подчиниться завоевателю, но после смерти Вильцина русский конунг напал на его сыновей, покорил их и основал новую «варварскую империю» на большей части Европы. Таким образом, гегемония Хертнида сменяет гегемонию Вильцинов и предшествует гегемонии гуннов Аттилы. Аттилу сменит в конечном итоге готская гегемония Тидрека Бернского. Такова сюжетная канва «Саги о Тидреке».
Сам Вильцин является весьма примечательным персонажем. Его имя по всей видимости восходит к имени славянского народа велетов (вильцев, велатабов), которые доминировали на южном и юго-восточном побережье Балтики по словам Адама Бременского до похода Карла Великого. Российскому читателю гораздо лучше знакомы потомки велетов - лютичи. Вильцин являлся отцом нескольких сыновей-великанов, которые в последствии будут служить русским конунгам Хертниду и Озантриксу. А внуком древнего завоевателя был никто иной как величайший кузнец и король альвов Велунд! Вобщем, все семейство Вильцина - великаны. Его народ - это велеты, а велеты или волоты по-русски значит тоже «великаны». Если не ошибаюсь, М. Серяков сравнивал Вильцина с героем русских духовных стихов - Волотом Волотовичем.
Уж не помню, кто первый, я или Aloslum, обратил внимание на сходство имен Хертнида и одного из варварских вождей начала 5 века - Харатона. Его, как могущественного варварского царя-гегемона где-то в районе Северного Причерноморья упоминает Олимпиодор. Традиционно считается, что Харатон был гуннским вождем, хотя справедливости ради, гунны в связи с ним не называются. Он просто владыка каких-то варваров. Так что, хотите, считайте гунном, хотите - ругом. Скорее всего, он был тесно связан и с теми, и с другими. Но, Aloslum отметил одно важное совпадение: подобно тому, как Хертнид сменил в роли гегемона Вильцина, Харатон сменяет гуннского вождя Ульдина.
Ульдин был вождем гуннов и германцев - скиров, претендовавшим на гегемонию в Нижнем Подунавье в 400 г. он разгромил для римлян готского мятежника Гайну, в 404 г. грабил Мезию, в 405 помогал западно-римскому военачальнику Стилихону громить орду Радагайса (считается готским вождем), а в 408 г. попытался снова ограбить Мезию, после чего сгинул где-то на просторах Восточной Европы. В общем, он был предшественником Аттилы - сочетал военную помощь одной половине империи с попыткой грабежа другой ее половины. Это были Темные века - люди зарабатывали как могли. На переговорах с римлянами Ульдин хвастался, что над его владениями никогда не заходит солнце. В общем, вполне подходит на роль прототипа Вильцина-завоевателя (хотя, тот считался покорителем гуннов, но в «Саге о Тидреке» и сам Аттила был фризом, который захватил Гунноланд).
Итак, в роли гегемона в стране «скифских варваров» гунно-скирского вождя Ульдина (Вильцина-конунга) сменил около 409-412 гг. Харатон (Хертнид-конунг). Римский историк и дипломат Олимпиодор в своей несохранившейся бесценной «Истории» рассказывал, что около 412 г. его послали в Скифию к вождю гуннов Донату, который представлял угрозу римским границам. Переговоры видимо не заладились, поэтому Доната просто отравили, что крайне возмутило варварских «царей». «Первый из риксов» Харатон «распалился гневом», собираясь убить послов, но его гнев уступил место трезвому расчету, после того, как он получил богатые дары и, надо полагать, какое-то выгодное соглашение с Империей. О дальнейшей судьбе Харатона источники ничего не сообщают, однако, подчеркну, «гунном» его наш единственный источник (конспект Олимпиодора, сделанный патриархом Фотием в 9 веке) не называет, вопреки статьям в Википедии и трудам историков.
Тут следует отметить, что ругов, как и скиров ранее, видимо связывали довольно тесные родственные отношения с гуннской знатью. В эпосе Озантрикс женат на дочери гуннского вождя, которого свергает потом Аттила, а сам Аттила женится в последствии на дочери Озантрикса. Кем была старшая жена Аттилы в реальности мы не знаем, но вот его дядя, доминирующий в гуннской Европе вождь около 425-434 гг., носил интересное имя, которое передается римскими авторами как «Руа», «Роила» или «Ругила». Если переводить это имя с готского, то оно значит «Маленький руг». Прекрасное имя для полугунна-полуруга, как мне кажется. Можно предположить, что Ругила был плодом союза ругов и гуннов еще при Харатоне. К сожалению, все эти измышления невозможно доказать с помощью достоверных источников, как, впрочем, и опровергнуть…

гунны, велеты, саги, Русь, росомоны, эпос, Владимир Красно Солнышко, русы, былины, Аттила, скандинавы, Великое Переселение народов, руги, Тидрек Бернский, Илья Муромец, готы, Ругиланд, Одоакр

Previous post Next post
Up