Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 5

Nov 03, 2020 18:29

Мы рассмотрели родословную конунгов «русских мужей» из «Саги о Тидреке Бернском», однако в «Деяних данов» еще не перевелись конунги. Следует уделить им внимание для полноты картины, хотя мы не ставим перед собой цель проанализировать все «русские» сюжеты этого фундаментального произведения (надеюсь, что однажды возьмусь за это дело). В стороне мы оставим страшных морских разбойников - рутенов, сына Одина и русской царевны Боя, который является двойником бога-мстителя Вали, и созвучен мифическому прародителю белорусов, а также оставим в стороне геллеспонтийско-рутенских королей, с которыми приходилось якобы воевать Рагнару Лодброку (хотя эти сюжеты важны для понимая соотношения между геллеспонтийцами и рутенами).
Итак, в 1-2 книгах Саксон Грамматик описывает войны Хадинга и Фротона I с геллеспонтийским правителем Хандваном из Дюны, рутенскими конунгами Транноном из Роталы и Веспазием из Палтиски. В «Деяниях данов» все три города представлены неприступными крепостями, взять которые можно лишь с помощью изощренных хитростей, большая часть которых скорее всего позаимствована из русских преданий о Вещем Олеге и Ольге, а может быть кое-что взято из описания хитрости викингов Хастинга и Бьерна Железнобокого в Италии.
В 5 книге Фротон III воюет с шестью конунгами рутенов во главе с Олимаром и Даго. Учитывая, что Саксон явно дублировал одних и тех же героев датских сказаний, скорее всего Фротон III является двойником своего тезки №1. Таким образом, можно предположить, что все датско-рутенские войны 1-5 книг изначально были связаны с одним правителем.
В 6 книге, при конунге Фротоне IV его воины Старкадер и Бемон воевали против вождя рутенов Флокка. Это единственный из «рутенских» вождей, имя которого находит вполне точную аналогию в истории ругов. Речь идет о короле Ругиланда на Дунае Флаккитее, имя которого засветилось в «Житии св. Северина». Более того, описание войны с Флокком находит определенные аналогии в истории Флаккитея: «Когда, после уничтожения провинций, дальних и просторных, они вторглись в Русцию также вожделея установить своё господство, местные уроженцы, мало доверяя своим стенам или оружию, начали преграждать движение врагу с помощью гвоздей редкой остроты. Этим они могли остановить их вторжение, но не могли атаковать их в сражении; та земля могла незаметно наносить повреждение подошвам мужей, перед кем их армия уклонилась от противоборства в поле. Но даже такой барьер не мог служить защитой от противника. Датчане были достаточно хитры, чтобы помешать усилиям руссов. Поскольку они немедленно обулись в деревянные башмаки и шагали с невредимыми ступнями по остриям, которые располагались под их подошвами. Теперь эти железные изделия разделены на четыре гвоздя, которые размещаются так, что в любую сторону можно бросать их, они будут устойчиво стоять на трёх одинаковых ножках. Затем они направились в непроходимые просеки, где были лесные чащи, и выгнали Флокка, вождя руссов, из горных убежищ, в которые он крался. И здесь они захватили так много добычи, что не было ни одного, кто не возвратился бы к судну, гружёный золотом и серебром».
Горные убежища, на мой взгляд, - явное указание на гористые области Австрии, на территории которой и располагалось королевство Флаккитея. Мы видим,что вождь русов Флокк не отличается стойкостью и предпочитает избегать прямого столкновения со "скандинавами"-готами. "Житие св. Северина" подтверждает эту характеристику - Флаккитей очень боялся готов, считая, что готы хотят уничтожить ругов. Дело в том, что Флаккитей вступил в союз с соседними королевствами Свевов и Скиров, с целью уничтожить Остготское кор-во в Паннонии и поделить паннонские земли, но готский король Теудемир, отец Теодориха - Тидрека Бернского в 469 году сумел разбить коалицию и перешел в наступление и полностью уничтожил Свевское и Скирское кор-ва. С Ругиландом все же был заключен мир.
На этом мы закончим очередную попытку анализа русских героев «Саги о Тидреке» и «Деяний данов». Любопытно, что последовательность «рутенских» королей у Саксона вполне соответствует тому, что мы знаем из реальной истории: сначала идут короли, связанные с гуннами (возможно, Траннон, Веспазий, Хандван, точно Олимар и Даго), а затем трусоватый Флаккитей/Флокк. Как видно из «Деяний данов», Саксон помещал свою Русцию, страну рутенов, в Восточной Прибалтике. При этом он явно смешивал Ливонию и Эстонию с Киевской Русью (представленной классической для скандинавских саг триадой - Киевом, Новгородом и Полоцком). Исследователи отмечали, что имена геллеспонтийского правителя Хандвана и полоцкого Веспазия объясняются из балтских языков. Казалось бы, это позволяет нам признать их прибалтийскими персонажами, приписанными к рутенам. Однако, все становится еще интереснее, поскольку и имена ругиландских королей 5 века можно объяснить из балтских наречий, в то время, как из германских это сделать затруднительно. Вполне возможно, что «балтские» имена ругийских королей являются наследием доисторического субстрата Южной Балтики, которое проявляется также в местной топонимике.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

гунны, эпос, Владимир Красно Солнышко, саги, Русь, русы, Аттила, былины, Великое Переселение народов, руги, Тидрек Бернский, росомоны, готы, Илья Муромец, Ругиланд

Previous post Next post
Up