Прототипы "русских конунгов" в Гото-гуннском эпосе Центральной и Северной Европы. Ч. 3

Nov 01, 2020 18:12

О том, как сформировался образ Озантрикса, судить вовсе нет возможности. Традиционно считается, что в этом персонаже отразился Одоакр. Но, разве что смерть Озантрикса некоторым образом напоминает смерть Одоакра, да первые буквы имени у них совпадают. Также считается, что сюжет о женитьбе Озантрикса на гуннской царевне - это плагиат с поэмы «Король Ротер», но ув. Aloslum считает, что все было наоборот. Судя по всему, в немецких поэмах было два варианта рассказов о гибели Озантрикса - один в поэме о Вильцинах, а другой в «Песни о русских бойцах». Автор «Саги о Тидреке» не стал особенно разбираться и включил оба в свою фэнтези-эпопею. Возможно, что в одной из поэм Озантрикс также выступал в роли в отца Хертнида Младшего, а в другой его отцом был Илиас. Но, нельзя исключать, что первый вариант - это плод творчества автора саги.
Кроме вероятного сына, у Озантрикса также были дочери. Одна из них - Эрка, стала женой Аттилы и виновницей гуннско-русской войны. Ее реальный прототип - Крека, мать старшего из сыновей и наследника Аттилы Эллака. Так что, первенец Аттилы - на половину «русский», выходит. Вторая дочь - Берта. Она стала женой герцога Родольфа, который собственно и добыл Аттиле Эрку. Как убедительно доказал ALOSLUM, Родольф - это тот же Хродульф (Хрольф Краки), легендарный конунг из рода Скьельдунгов. Его прототипом по мнению Aloslum был герульский король Родульф (если не перепутал ничего).
Вальдимар. Это ключевой персонаж всего «русского» блока «Саги о Тидреке». Он вступает в войну с Аттилой и Тидреком как союзник и мститель за обиду своего брата Озантрикса, но судьба его сложилась также печально. И сам погиб, и сын его (Тидрек Русский) погиб. Так что, царство в итоге досталось третьему брату - Ирону (Илиасу?). На мой взгляд, именно сходство имени этого персонажа с именем Владимира Красно Солнышко повлияло на то, что два эпоса стали сближаться в Германии. В результате Илья Моровлин/Муромец оказался среди противников Аттилы и получил итальянскую дочь, а Ортнит стал героем приключений Волха Всеславьевича. Однако, само имя «Вальдимар» без сомнения является лишь скандинавско-германским произношением имени «Владимир». Как же звали изначально «конунга Русской земли и пулинов»? Ответ, возможно, мы найдем в другом европейском эпосе.
Датский хронист Саксон Грамматик в 13 веке составил грандиозное по объему описание датской истории - «Деяния данов». В первой части своего трактата он активно использовал переработанные эпические сказания скандинавских народов. При этом, именно в этой части одними из главных действующих лиц оказываются «рутены». С ними воюют за господство на Балтике уже самые древние конунги Дании. О методах, которыми пользовался Саксон, создавая «Деяния», мы говорить не будем. Упомянуть следует лишь то, что он, судя по всему, имел тенденцию удревнять датскую историю, для чего Саксон мог дробить одного персонажа на несколько (у него очень много Фротонов, Сигурд Ринг разделился на конунга Ринга и конунга Сигурда и т.п.). Нас больше волнуют «рутены». Первым вождем, названным непосредственно рутеном, в «Деяниях данов» упоминается конунг Траннон из города Ротала (эстонская Роталия?) и правитель города Палтиска (Полоцка!) Веспазий. Еще ранее появляется вождь загадочных «геллеспонтийцев», которых порой очень хочется отождествить с рутенами - Хандван, город которого называется Дюной. Дюна окружена неприступными стенами, город удается взять только с помощью хитрости, которую использовала русская княгиня Ольга под Искоростенем - горящих птиц. Палтиска также описывается как неприступная крепость, причем ее берут с помощью хитрости Вещего Олега и викинга Хастинга - притворится мертвым, умирающим или больным, чтобы выманить местного правителя или проникнуть в город.
Хандван сражается с первым датским конунгом Хадингом, а затем с его преемником Фротоном I. Ему же противостоят Траннон и Веспазий, а уже Фротону III предстоит сражаться с Олимаром, который собственно нас интересует больше всего.
Олимар назван «царем Востока» (точнее, Ориентов). Он выступает против данов во главе коалиции, куда входят еще пятеро вождей, из которых уцелел кроме Олимара лишь некий Даго. Рутены выступают в роли союзников гуннов. Первые выставляют огромный флот, вторые сухопутную армию, но даны доблестно всех разгромили, а рутены еще и стали теперь вассалами Дании. Победитель (король Фротон Третий) раздал рутенским вождям владения на Руси и якобы научил рутенов новому погребальному обряду: «После этого Фротон созвал племена, которые победил, и определил согласно закону, чтобы всякий отец семейства, который был убит в этой войне, был предан захоронению под курганом со своим конем и всем снаряжением. (…) Тела же каждого центуриона или сатрапа должно было сжечь на воздвигнутых кострах в собственных кораблях. Тела рулевых должны были предаваться пламени по десяти на корабле, но каждый павший герцог или король должен был сжигаться на своем собственном корабле. Он пожелал, чтобы совершенно точно осуществлялись погребения павших, дабы не допустить одинаковых для всех погребений без различия». Любопытно, что тут перечислены те погребальные обряды, которые археологические и письменные источники фиксируют у русов.
Рутены в этой датской традиции неизменно представлены морским народом, даже когда их конунги царствуют в Кенугарде (Киеве), Хольмгарде (Новгороде) и Палтиске (Полоцке). Тут явно перемешаны несколько слоев реальности. Один из них, балтийский, мы можем попытаться проследить. Жития св. Оттона Бамбергского (ум. 1139 г.) сообщают, что в поморских городах существовал некий эпос о деяниях рутенов. Под «рутенами» здесь понимаются не восточноевропейские русские, а руяне или раны, славянский народ, проживающий на острове Рюген, духовной столицей которых была знаменитая Аркона. Как нам намекает немецкое название острова, его жители, как и киевские русы, отождествлялись в Европе с ругами. Археологические и письменные источники также позволяют согласиться с тем, что руяне были ославяненными потомками группы ругов, оставшихся или вернувшихся на свою историческую родину на Балтике. Подобно тому, как древние руги в германских хрониках и эпосе повсеместно стали превращаться в «рутенов» под влиянием образа Киевской Руси, так и руяне/раны, именовавшиеся на родине Оттона «ругами», получили имя «рутенов». «Деяния рутенов», которые жители поморского Щецина и Волина пересказывали нерадивым агиографам «апостола Померании», не догадавшимся о том, что нам будет очень интересно послушать эти сказания, вероятно и легли в основу «рутенских» сюжетов «Деяний данов». В рюгенско-поморской эпической традиции древние руги вполне могли преобразиться в морской народ, а древние противники ругов - готы и гепиды - даже в самой Скандинавии частенько отождествлялись с Данией (у Снорри Стурлусона Рейдготланд (причерноморская страна остроготов) - это Ютландский полуостров).
Союз рутенов и гуннов в борьбе против «данов», как мне кажется, позволяет определить сражение, которое стало прообразом войны Фротона III и Олимара. Как мне кажется, описание этой войны очень напоминает описание реального сражения на р. Недао где-то в Паннонии. Итогом этой «битвы народов» около 453-454 г. стал крах «империи» гуннов. Наследник Аттилы Эллак был убит, как и многие из его братьев. Гунны покинули Центральную Европу, частично перейдя на службу к восточным римлянам, а частично вернувшись в степи Северного Причерноморья и далее на восток. Победителям гуннов - гепидам - достались Потисье и Трансильвания (Дакия), ядро державы Аттилы, а все остальные многочисленные участники сражения, среди которых были также руги, разбрелись кто куда. Причем, судя по описанию Иордана, по крайней мере какая-то часть ругов сражалась на стороне гуннов!
Контекст рутено-гуннских отношений существенно отличается от контекста «Саги о Тидреке». Это заставляло меня когда-то отождествлять Олимара с Ироном/Руно/Илиасом, а в рассказе «Деяний данов» видеть скорее продолжение истории «Саги о Тидреке». Однако, Aloslum убедил меня, что на самом деле речь идет о том же Вальлимаре, но лишь в другой традиции, где гунны представлены не злейшим врагом, а союзниками. Мы можем видеть пример такого разного отношения к гуннам и Аттиле в эпосе. В одних сказаниях Аттила - малопривлекательный, жадный и мстительный персонаж, в других - один из великих правителей древности. Очевидно, отношение к Аттиле на прямую связано с теми отношениями, которые были у гуннов с теми или иными германскими племенами. Потомки ругов на Балтике сохранили о гуннах, судя по всему, положительные воспоминания. Хотя, возможно, это датский историк интерпретировал «Деяния рутенов» таким образом.
В любом случае, и «готская» версия эпической истории Европы («Сага о Тидреке Бернском»), и «ругская» версия («Деяния данов») сохранили память о том, что руги оказались тесно связанными с гуннами: жена Аттилы Эрка/Крека оказывается «русской» принцессой, а в результате войны, в которой «русские бойцы» потерпели поражение, они были вынуждены покориться гуннам. Обе традиции связывают это союз с правителями, которые носят очень похожие имена - «Вальдимар» и «Олимар». Вероятно, оба имени восходят к известному в готские времена имени «Валамир». Его носил один из готских королей V в., дядя Теодориха Великого. Остальные детали остаются на совести авторов немецких поэм, «Саги о Тидреке» и Саксона Грамматика.
Судя по всему, «русские» герои «Деяний данов» оставили свой след не только в датской хронике. В 16, и особенно в 17 веке появилось большое количество генеалогических сочинений, посвященных происхождению Мекленбургского правящего дома и его побочных ветвей. Нашему читателю они могут быть известны в связи с тем, что в них происхождение летописных Рюрика, Синеуса и Трувора привязывалось к предкам мекленбургских герцогов - князьям ободритов. Как показал ув. Anrike, собственно «русская» часть этих генеалогий в конечном итоге восходит к предположению, высказанному Герберштейном о вагрийском происхождении Рюрика. Нас же интересует седая древность. По своему духу и методике эти генеалогии очень напоминают работу Саксона Грамматика. Также, как и он, мекленбургские генеалоги «плодили» предков, дублируя правителей. При этом в ход шли и вандальские вожди, и герульские, и готские, а возможно и просто вымышленные. Проверки эта генеалогия поддается лишь со времен Карла Великого, хотя родственные связи между отдельными ободритскими князьями проверяются далеко не всегда. Однако, ряд имен «прародителей» мекленбургских герцогов вполне может быть связан именно с «ругийским» эпосом Южной Балтики.
Среди первых «королей вандалов и герулов» называются некий Антюр (Антир) или Антюрий (Антирий), которому приписывается служба Александру Македонскому и кораблю «Буцефал», родоначальник сего славного рода. Имя Антюра очень созвучно форме, в которой Иордан передает имя скифского царя Иданфирса, победившего Дария I, царя персов, в 513 г. до н.э. За Антюром последовали Анав и Алимер, а затем Антюр II и Утер. Далее следуют еще несколько десятков «королей» и их родственников, среди которых оказываются и короли вандалов в Испании и Африке, и Одоакр, и известные немецким хроникам князья и короли ободритов и Руяна. Анав и Алимер явно созвучны Оневу и Олимару из «Деяний данов». Онев - это соратник Фротона III. Распределяя наместников в своих многочисленных владениях (от Рейна до Волги!) конунг данов отдал ему Кэнугардию, то есть Киевскую область Страны рутенов. Таким образом, можно предполагать, что этот персонаж был известен и «ругийскому» эпосу. Возможно, что и Антюр, несмотря на свои античные реминисценции, также восходил к какой местной балтийской традиции, однако, в силу того, что он не отразился в эпических памятниках, какие-то выводы делать нет возможности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

гунны, велеты, саги, Русь, Италия, Руян, росомоны, эпос, Владимир Красно Солнышко, русы, Аттила, былины, руги, Тидрек Бернский, Илья Муромец, готы, Ругиланд, Одоакр

Previous post Next post
Up