Очерки истории земли Вятичей. Часть 7 (конец)

Jun 20, 2019 19:01

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4 (начало)
Часть 4 (конец)
Часть 5
Часть 6
Часть 7 (начало)
11 век - эпоха утверждения русской власти в Вятичах. Вятичи отвечали и силой (походы Мономаха против Ходоты и Ходотовича явно были ответом на вооруженное выступление непокорных данников) и мирным протестом. Начинаются процессы культурной самоизоляции, особенно ярко проявившиеся в XII - 1-й пол. XIII вв.: «В отличие от большинства славянских земель, местная традиция производства круговой керамики сохраняется вплоть до XII в. Влияние на нее со стороны древнерусской традиции минимально. Большая часть украшений в это время относится к общерусским типам, но уже появляются предметы, характерные преимущественно для земли вятичей. Такой вид украшений, как лучевые серьги, в предшествующий период присущий всей территории распространения культур роменского круга, в XI в. приобретает характер племенного индикатора. Наибольшее распространение у вятичей получают кольца «деснинского» типа, а с конца столетия - лопастные. С кон. XI в. получают распространение и решетчатые перстни, которые можно считать характерным признаком вятичей». Ингумация, получившая распространение у северских носителей роменской культуры примерно со 2-й пол. X в. [Григорьев А. В., 2000. С. 115-118], у вятичей распространения не получила, судя по описанию этого народа в ПВЛ. Демонстративное неприятие распространявшейся в Восточной Европе культуры древнерусского типа было еще более подогрето массовой миграцией из Северской земли: «Окончательное включение Северской земли в состав Русского государства вызвало полное неприятие со стороны большинства славянского населения и, как следствие,- массовый уход северян в неподконтрольные Руси «лесные» земли. Вероятно, древнерусская экспансия коснулась не только собственно Северской земли, но и южных районов земли вятичей. В бассейне Верхней Оки сложилась ситуация, во многом схожая с положением в среднем и верхнем течениях Десны. Здесь достаточно хорошо представлены роменские поселения и курганы X - нач. XI вв. и крайне слабо - памятники, которые с той или иной степенью достоверности можно датировать развитым XI в. Скорее всего значительная часть местного вятичского населения, как и населения Северской земли, была вынуждена отойти на север».
Переселение больших масс нового населения привели к изменению границ Вятичского края: «Ранние памятники распространяются преимущественно по Оке и ее притокам до устья Угры. Кроме того, небольшая группа поселений отмечается на Оке в районе впадения в нее рек Осетр и Москва, а также в окрестностях Рязани. В XI в. территория, заселенная славянами, значительно расширяется на север. В это время активно осваивается участок Оки на всем протяжении от устья Угры до устья Прони, начинается продвижение населения вверх по левым притокам Оки, рекам Протва, Нара, Москва».
На юге, напротив, происходит заметное сокращение территории вятичей: «Хорошо выраженные памятники позднего периода известны на Оке лишь немного выше впадения в нее Упы. Памятники бассейна Упы, которые в раннее время располагались по части северной границы земли вятичей, в XI в. оказались в непосредственной близости от ее южных рубежей. Интересно отметить, что южная граница зоны распространения поселений позднего периода очень близка границе вятичей, предложенной А. К. Зайцевым на основании летописных известий XII в, [Зайцев А. К., 1975. С. 26, карта]. Несомненно, для сер. - 2-й пол. XII в. речь идет не об этнической границе (в это время вятичские памятники вновь появляются на юге), а о политической границе черниговских вятичей [Зайцев А. К., 1975. С. 29, 30]. Однако формирование этой границы, вероятно, относится к предшествующему времени, к периоду, когда, несмотря на территориальные потери, земля вятичей еще сохраняла свою независимость».
Можно представить, что видели и чувствовали Мономах и его соратники, проезжавшие по этим лесным землям, когда молодой Владимир Всеволодович «к Ростову идохъ сквозь ВАТИЧЪ» [ПСРЛ. Т. 1. Стб. 247]. Последствия такого отношения не замедлили себя ждать. Когда Мономах стал черниговским князем (с 1078 по 1094), начинается открытая война с вятичами: «въ Ватичи ходихом по двЪ зимЪ на Ходоту и на сна его и ко Корьдну ходихъ» [ПСРЛ. Т. 1. Стб. 248]. Вероятно, примерно в то же время фактически независимые Вятичи подвергаются нападениям с разных сторон. Вятичские земли, которым так и не суждено было превратиться в особое княжество с единым центром, в начале 12 в. были поделены между Черниговским и Ростово-Суздальским (Подмосковье), а позднее и Муромо-Рязанским княжествами. Собственное имя вятичей сохраняется только над одной из черниговских волостей, старого ядра последнего независимого от Руси восточнославянского народа, но и в московскую эпоху будут помнить о том, что воинственные и непокорные рязанцы - потомки вятичей, убивших ретивого проповедника монаха Кукшу.
Археология не нашла следов массовых разрушений конца 11 века, характерных для русского решения «северского вопроса»: «Включение земли вятичей в состав древнерусских княжеств не сопровождалось массовыми пожарами и значительными изменениями в материальной культуре, как это наблюдалось ранее в Северской земле. Сегодня с событиями кон. XI в. может быть связан лишь разгром Тимофеевского городища. Вероятно, в ходе борьбы с политической автономией в первую очередь уничтожались административные центры территорий. Функции последних перешли к многочисленным вновь создаваемым городам, хорошо известным по письменным источникам». Города эти, очевидно, возникали на месте усадеб и замков местной знати, коллег Ходоты. Это наводит на мысль, что русские князья пошли по пути Карла Великого в Саксонии. Они вывели знать вятичей на новый уровень власти, привлекая на свою сторону. Знать из лидеров сопротивления превратилась в опору русской власти в лесной земле Вятичей. Это наблюдение подтверждается летописным описанием войны 1146-1154 гг., когда Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович выступили единым фронтом против Изяслава Мстиславича и черниговских Давыдовичей. Вятичи выступают в эти годы как полунезависимая сила, союза с которой ищут обе воюющие стороны. Центром Вятичей выступает Дедославль, в котором собирается вече, скорее всего совет местной знати.
В 12 веке лесостепные территории Черниговского княжества уже страдают от недостатка населения. Междоусобицы и набеги половцев разоряют крестьянство и жителей малых городов. Люди уходят в лесные зоны. Лесной север начинает играть все большее значение, сначала экономическое (уже в упомянутых событиях победу в борьбе за Чернигов одерживает тот князь, который контролирует лесные области), а затем и политическое. В начале 13 века территория, которая долее всего сопротивлялась Рюриковичам, превращается в оплот их власти. Брянск, а позднее Козельск, Карачев, Новосиль, Одоев, Воротынск, Таруса, Белев - именно эти города будут хранить традицию черниговской государственности после монголо-татарского нашествия. Брянск превратится в столицу Черниговского княжества, но уже на Калку черниговские полки ведет Мстислав КОЗЕЛЬСКИЙ и только потом Черниговский. Вятичские города становятся постоянными резиденциями черниговских Ольговичей еще на рубеже 12-13 вв. Здесь же, в Верховских княжествах, Ольговичи уцелеют и после краха государственности. Да что там, даже Москва стоит на вятичской земле. Подобно тому, как правопреемником франкской великодержавности стал народ саксов, которых Карл Великий едва ли не истребил, так и вятичам, долее всего сопротивлявшимся русской власти, предстояло стать собирателями земли Русской! Но, это все будет впереди, а пока: «Реакция местного населения на установление новой власти нашла свое отражение в археологических материалах. Начиная с рубежа XI-XII вв., наблюдается широкое распространение украшений, характерных исключительно для вятичей. Утрата самостоятельности привела к резкому росту протестного самосознания. По этой причине последующее включение вятичей в общерусскую культурную традицию проходило чрезвычайно медленно».
Конец.

Мономах, славяне, вятичи, Киевская Русь, Чернигов, Залесье

Previous post Next post
Up