Очерки истории земли Вятичей. Часть 7 (начало)

Jun 20, 2019 17:44

Что-то устал я от вятичей. Думаю, что ни к чему затягивать этот цикл. Между очерками 6 и 7 промежуток небольшой, как говорится.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4 (начало)
Часть 4 (конец)
Часть 5
Часть 6

Вятичи в 11 веке

«Значительные, во многом революционные изменения в жизни населения бассейна Упы происходят в 1-й трети XI в., когда резко возрастает количество известных поселений» - пишет А.В. Григорьев. В этот период, судя по археологическим материалам, край переживает настоящий демографический бум. Растет число поселений, появляются крупные крепости. Одновременно отмечаются серьезные изменения в материальной культуре: «Основное заселение в это время идет вдоль Упы, за исключением ее верхнего течения, а также к северу от реки, в междуречье рек Упа и Ока. Меняются и многие черты материальной культуры. Так, ведущим типом керамики становится славянская раннекруговая посуда. Рост ее доли в керамическом комплексе происходит взрывообразно - на возникающих памятниках раннекруговая керамика изначально присутствует в большом количестве. Основные типы украшений, известные на памятниках этого периода, могут быть отнесены к общерусским, своеобразие сохраняется лишь в изготовлении серег (височных колец). Столь же резко меняется и погребальный обряд: на смену кремации на стороне приходит ингумация на горизонте».
Сочетание резкого роста населения с материальными и духовными нововведениями приводят исследователя к логичному выводу: «Такой быстрый рост населения с сопутствующими изменениями в ряде черт материальной культуры не может объясняться процессами, происходящими внутри местного общества. Очевидным представляется мощный приток населения извне. Этот процесс коснулся не только и не столько бассейна Упы. В то же время идет активное заселение всего среднего течения р. Оки, вплоть до Старой Рязани, осваиваются ее левые притоки, в частности р. Москва. Возникает закономерный вопрос: откуда и по какой причине произошло столь масштабное перемещение населения?» Откуда же такой приток населения и в чем причина переселения в этот глухой тогда край? - возникает следующий вопрос. Читавшие «Северские очерки» ответ уже знают, но нужно немножко представить систему доказательств.
Итак, Григорьев отмечает следующие элементы культуры, помогающие определить метрополию нового населения Вятичского края: 1) приемы возведения укреплений Тимофеевского городища тесно связаны с фортификационной традицией различных вариантов роменской культуры; 2) керамика, как лепная, так и раннекруговая, несомненно, относится к позднероменскому кругу древностей (Тимофеевского городища выглядит как развитие комплекса Тазово); 3) единственный местный тип украшений - кольца «деснинского» типа - происходит из лучевых серег, характерных исключительно для памятников роменского круга древностей. Помимо собственно Вятичей к роменскому кругу относятся следующие «культурные провинции»: Среднее и Верхнее Подонье, Северская земля, земля радимичей и верхнеокских вятичей. Подонье Григорье исключает сразу: «Большая часть поселений, расположенных непосредственно по р. Дон, прекращает свое существование еще во 2-й пол. X в., вероятно, вследствие похода Святослава Игоревича на Саркел. К началу XI в. продолжали существовать лишь поселения по притокам р. Дон, Воронеж, Красивая Меча, возможно, Быстрая Сосна. Как и когда эти памятники прекратили функционировать - в силу недостаточной изученности сказать сложно. Однако количество населения в Подонье в нач. XI в. было явно недостаточно для заселения огромных территорий». Аналогичные аргументы приводятся для Радимичей, более того: «Судя по большому количеству курганов, датирующихся XI в., население земли радимичей в это время не сократилось, а, возможно, даже несколько возросло. Никаких признаков массового ухода жителей из этих мест не наблюдается. Высказывавшееся в литературе предположение о заселении бассейна Москвы со стороны радимичей основывалось почти исключительно на наличии в обоих регионах колец «деснинского» типа [Недошивина Н. Г., 1980. С. 109, 110; Гоняный М. И., 1999. С. 144; I Шполянский С. В., 1999. С. 151]. При рассмотрении этого типа украшений отмечалось, что местом их происхождения можно считать землю вятичей, и, следовательно, они не могут свидетельствовать о приходе населения откуда бы то ни было. Присутствие в небольшом количестве лучевых колец типа V, по Е. А. Шинакову, и указывает на связи с Северской землей, а не с территорией радимичей».
Таким образом, остается только Северская земля. Это наиболее развитая часть роменского культурного мира. Здесь в 10 веке наблюдается несомненный расцвет. Исследованные городища северы превосходят площадью древнерусские, возникшие на их пепелище, например, провинциальный в 12 в. Новгород-Северский в 10 веке был одним из крупнейших населенных пунктов славянской Восточной Европы. Все говорит о том, что это одна из самых густонаселенных областей будущей Киевской Руси, но все резко меняется на рубеже 1-й и 2-й трети 11 века. Города и поселения уничтожены, повсюду следы насильственного уничтожения, происходит многократное сокращение населения [Григорьев А. В., 2000. С. 222]. В южной части земли вятичей также резкое уменьшение поселений. Далее, сам Григорьев: «Резкое уменьшение населения в одних регионах и синхронный ему рост в соседних позволяют достаточно уверенно говорить о массовом переселении из южных районов распространения роменской культуры в северные».
Новая поселенческая структура отличается от Супрутского периода. Поселения, как и в большинстве областей славянского мира, располагаются «гнездами», что указывает на их общинный характер. При этом, в отличие от более ранней поселенческой структуры Северской земли, «в бассейне Упы не наблюдается каких-либо укрепленных или открытых административных центров подобных групп. Вероятно, в ходе миграции произошла определенная деградация в межпоселенческих отношениях. Если на более раннем этапе у славян Днепровского Левобережья наблюдается тенденция к ослаблению родовых связей и усилению экономических и административных контактов, то в процессе переселения возрождаются архаичные родоплеменные отношения». Конечно, Григорьев с одной стороны, наверняка преувеличивает уровень развития общественных отношений Северской земли 10 века, а с другой стороны архаизирует общину вятичей. В сложившихся условиях было проще выжить сообща, условия хозяйства были сложнее, опасностей больше.
Среди немногочисленных исследованных поселений, претендующих на роль центров обширных территорий, объединяющих несколько общин, - городища у д. Тимофеевка и Кетри. Первый из них, наиболее изученный комплекс памятников у д. Тимофеевка в устье р. Волкона являлся и наиболее крупным: «Городище площадью более 1 га имело сложную систему деревоземляных укреплений. Площадь посада составляла 3,5 га. Кроме того, в непосредственной близости фиксируются два селища площадью примерно по 1,5 га. Следует отметить, что в XV в. городище использовалось в качестве детинца летописного г. Волкона (Волконск) - столицы удельного княжества. Вероятно, и в XI в. поселение носило городской характер и являлось столицей некоего территориального объединения». Очевидно, что в подобных центрах складывается новая знать. Представителями ее были известные борцы за независимость Вятичей от Руси - Ходота и его безымянный сын. Летопись про них просто не упоминает. В своих мемуарах Владимир Мономах упоминает их без княжеского титула. Тем не менее, часто можно встретить их определение как «князей вятичей». Нужно отметить, что в летописях правителей славиний, входивших в состав Руси, никогда не лишали княжеского титула. Примеры: Рогволод Полоцкий и Мал Древлянский. Так что, если Ходоту и его сына князем не называют, то скорее всего они этого титула и не имели. Еще «Анонимная записка» отмечает, что кроме «главы глав» в «Стране славян» имелись некие «супанеджи», то есть, жупаны. Этот титул ассоциируется главным образом с южными славянами. У сербов и хорватов так назывались по началу правители общин или «племен», потом Великим жупаном был верховный правитель Сербского царства. У хорватов Далмации так называлось ближайшее окружение государя, аналог наших бояр. У венгров слово превратилось в «ишпанов» - графов. В бывших ободритских землях и кажется вообще у балтийских славян так называлась высшая знать и правители округов. Вобщем, у славян как на западе, так и на юге, а, судя по «супанеджам» и на дальнем славянском востоке, жупаны - это аналог скандинавских ярлов, болгарских и русских бояр и воевод. Очевидно, при общем упадке постсупрутских вятичей, именно жупаны заменили князей, потомков легендарного Вячко и «Свиет-малика»/Святополка. Одним из таких жупанов во второй половине 11 в. и был скорее всего Ходота. В чем выражались отношения жупанских резиденций и сельской округи, мы не знаем. Но, очевидно, все строилось на тех же отношениях суда и дани. Жупаны у вятичей были скорее всего чем-то вроде шерифов, следивших за порядком в своих округах - жупах или эдакими «шотландскими лэрдами».
Археология свидетельствует, что торговля играет в местной экономике крайне небольшую роль, особенно по сравнению с эпохой Супрут: «Количество импортов в это время невелико, редкие монеты представлены преимущественно медными подражаниями дирхемам и западноевропейским динариям. Очевидно, что хозяйство приобретает замкнутый натуральный характер. Возможные торговые пути, которые маркируются соответствующими гидронимами и топонимами как то: реки Волкона и Волоть, населенные пункты Протасово, Воловниково и Волохово, соединяли среднее течение Упы с Окой и имели исключительно внутреннее значение».
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕЩЕ СЛЕДУЕТ

Мономах, Русь, северяне, славяне, вятичи, Супруты, Киевская Русь

Previous post Next post
Up