Вот и я посмотрел последний сезон "Игры престолов".
Честно говоря, в легком шоке.
Я откладывал этот момент, опасаясь, что 8-й сезон будет еще хуже, чем 7-й. Но, затем на глаза попался
пост Богемика и я не удержался. Конечно, стоило посмотреть последние серии на чистую голову, но Богемик, в общем-то, мало что открыл для меня в понимании образа "матери драконов". Ее превращение, переход на темную сторону силы, был заметен уже давно. Собственно, образ достаточно простой. "Матерь драконов" - сама дракон. Как в известной восточной легенде, борясь с "драконом" жестокости, властолюбия, тирании, она сама становится воплощением всего этого. Что было ново, так это аналогии между Дейенерис, ее драконами с одной стороны и назгулами на летающих тварях, с другой. Ну и сравнение "безупречных" и дотракийцев с запрещенной в России организацией ИГИЛ и орками соответственно. К посту Богемика следовало бы добавить следующее. Он пишет о Короле Ночи, что это был отвлекающий маневр. Что настоящее зло с самого начала представляла девочка с драконами. Тут можно согласиться, но продолжая играть в аналогии, а что собою воплощает этот холодный, голубоглазый, мертвый, но оживший Север, эти стройные ряды беспрекословно подчиняющихся своему лидеру зомбированных милитаристов, отдающих свои НЕ-жизни во имя наступления "мировой ночи", власти своего Короля Ночи? Разве это не призрак нордического национализма, бродящего по Европе, в самом отрицательном понимании этого термина? Как то раньше не бросалось в глаза, но ведь символ, который эти "хримтурсы" оставили в Последнем Очаге и в других местах, это же стилизованная свастика. Таким образом, в "Песни льда и пламени", где только ленивый не находит тайных посланий, можно найти и такой: Западу угрожает опасность с двух сторон - либо крайне правый нацизм (Король Ночи), либо крайне левые социалистические идеи (Дейенерис). Их можно столкнуть друг с другом, в надежде ослабить, но опасность от победителя будет не меньшей. И средство есть только одно. В версии Мартина, это некое подобие олигархической демократии.
Порой мне кажется, что каждый видит в этом сериале, перевернувшем представления о кинематографе, то, что хочет. Вкладывал ли Мартин и создатели сериала какие-то тайные смыслы и аналогии с современностью в свой эпос? Это знают только они. М.б. это делалось не осознано. Они просто ретранслировали то, что тревожит общество, в котором они живут. М.б. это делалось сознательно. М.б. это случайность. Мартин использовал для создания своего эпоса историю. "Война Алой и Белой Розы", старый римский лимес, отделяющий вечно враждующие бриттские королевства от жителей "варварской" Каледонии. Я увидел в Вестеросе, когда только познакомился с этой вселенной в 2011м, если не ошибаюсь, аналогию с Русью образца 1015-1024 гг. (Север - Новгород, а может волчий Полоцк, Дорн - Тьмуторакань, Королевская Гавань на большой реке - Киев). Точно такие же аналогии можно подобрать к империи Карла Великого, к Франции периода раздробленности, с Китаем и т.д., и т.п. История циклична. При всех своих отличиях, люди похожи. Поэтому, при желании каждый увидит то, что хочет, то что понимает, то что знает. Уверен только, что большинство поклонников сериала и книг, просто не поняли (бы?) тех посланий, которые им передавал сериал, если бы добрые люди не разжевывали эти послания, а значит... Впрочем, какая разница. Авторские тайные смыслы и в "Золотом Ключике" находят литераторы. Таков уж этот постмодерн. "Читай между строк".
Собственно, все что я хотел сказать, 8-й сезон удался. Не знаю, что это было в 7-м сезоне. М.б. таков замысел авторов. Все таки, Мартин стоял за сценаристами лично, как пишут. Но 8-й сезон с лихвой перекрыл все предыдущие просчеты. И сейчас, в самый разгар лета, с легкой грустью, прощаясь с этим большим и хорошим кино, хочется сказать словами классика мировой фантастики, ставшими для меня почти девизом. Помните, зима близко.