началоНесколько увлекаясь, попробую отдать дань поиску исторических прототипов для других былинных персонажей. Согласно былинам отцом Владимира Красно Солнышко был некий Всеслав. С ним можно отождествить, возможно, одного из Всеславов «Слова о полку Игореве» (Русь названа «жизнью Всеславлей»). Эту версию выдвинул С.Э. Цветков, на сколько мне
(
Read more... )
К слову про формы отчества былинного Владимира, среди которых (позднее?) встречается и Святославич, в конце Послания Спиридона-Саввы Святослав Игоревич через несколько строк именуется Всеславом Игоревичем.
Хорошо бы сделать текстологический анализ Бандуриева сказания. Рассказ о чуде с несгораемым Евангелием по указанию П. Кузенкова дословно повторяет рассказ у Иоанна Скилицы (перевод и комментарий см.: Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 год: Проблемы источниковедения. - М. : Вост. лит., 2003. - С. 140-146 http://dgve.ru/arkhiv/DGVE_2000.shtml
На заимствование могут указывать предварительные слова в БС: «Некоторые говорят и вот о каком чуде, случившимся там» (у ИС: «Достойно рассказа и то чудо, которое было совершено посланным туда архиереем»), но речь может идти и о другом источнике (в том числе устном, записанном в протографе БС задолго до 15 века), а Скилица сам мог переписать это в конце 11 века.
Ещё интереснее сопоставить рассказ о выборе веры в БС и ПВЛ. Византист М. Бибиков допускал, что в БС отразился не просто аналог, «а возможно, и источник летописного текста» (там же, только в переводе П. Кузенкова этот фрагмент опущен, его можно найти в приложении к сборнику «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М.: Мысль,1988. - С. 302-304 http://bookre.org/reader?file=1475909&pg=304
По мнению А. Кузьмина, который был специалистом именно по летописанию, в рассказе о крещении Владимира, растянутом в ПВЛ на три года, соединены несколько самостоятельных преданий, в частности о прибытии проповедников, с одной стороны, и отправке послов, с другой (там же, с. 13-17, более подробно у него же: Падение Перуна http://www.e-reading.club/chapter.php/1020164/3/Kuzmin_-_Kreschenie_Kievskoy_Rusi.html
Может быть, одно из этих преданий относилось к другому Владимиру?
Также привлекает внимание вступление: «Итак, достойно и нам поведать и рассказать по порядку, как бесчисленный народ росов познал истинное благочестие и сподобился Божественной купели и крещения. Правили упомянутым народом несчётные века архонты многие и великие, коих прозвания не стоит нам перечислять из-за бесчисленности имен их; по прошествии же многих лет стал править ими один архонт по имени Владимир, более всего выдающийся среди прежних умом и рассудительностью».
С одной стороны, это очевидно предполагает русский источник, но вопрос - какой? Допустим, речь вовсе не о многовековой родословной до 9 века (времён Василия Македонянина), а просто о какой-то русской летописи до 15 века, откуда и взят рассказ о крещении Владимира Святославича, не упоминаемом до этого в византийских источниках, в итоге оказавшийся связанным с более ранним крещением, хорошо известным византийцам и описанным в частности у того же Скилицы.
Вроде бы, самое приемлемое объяснение, однако от первого летописного князя до Владимира Святославича прошло не много веков, а всего век и четыре поколения. Можно предположить, что грек имел в виду вообще князей, упомянутых в летописи до 15 века, однако выразился он совсем не так. Если бы автор БС просто заинтересовался рассказом о крещении в русской летописи, то вряд ли упустил бы из виду рассказ о походе Владимира на Корсунь при Василии и Константине и женитьбе на их сестре, и вряд ли смешал это со временем Василия Македонянина.
К тому же автор БС приводит ещё по этому случаю русскую азбуку, очевидно почерпнутую вовсе не из летописи. Скорее это было именно отдельное сказание о крещении и просвещении руси, и подобное же использовал ещё составитель Устава Владимира, в котором патриарх Фотий оказался современником Владимира Святославича.
Reply
Reply
Хотя с Владимиром, предшественником Олега Вещего, возможно отразившимися в образах былинных Владимира и Вольги-Волха (или наложившимися на более древние образы, повлиявшими на них), на мой взгляд идея перспективная, и отчество Всеславичи вполне можно связать именно с ними, только "подпорка" с СоПИ кажется слабой и даже лишней.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment