Владимир Красно Солнышко - русский правитель 9 века (окончание)

Jan 10, 2019 17:04

началоНесколько увлекаясь, попробую отдать дань поиску исторических прототипов для других былинных персонажей. Согласно былинам отцом Владимира Красно Солнышко был некий Всеслав. С ним можно отождествить, возможно, одного из Всеславов «Слова о полку Игореве» (Русь названа «жизнью Всеславлей»). Эту версию выдвинул С.Э. Цветков, на сколько мне ( Read more... )

христианство, 860 год, Владимир Красно Солнышко, Русский каганат, Илья Муромец, былины

Leave a comment

aloslum January 11 2019, 10:17:19 UTC
Действительно, очень увлекательная гипотеза, хотя про Всеслава в былинах и СоПИ, очень гадательно - различается ли как будто общерусская «жизнь Всеславля» от указанных выше «Ярославе и вси внуце Всеславли» и приводимых ниже деяний Всеслава «на седьмомъ веце Трояни» (может тут и вовсе смешение с «первым русским каганом», жившем через семь веков от Траяна, что сомнительно со всех сторон), или же просто имелась в виду «жизнь Всеславля», которого киевляне хотели выпустить при нападении половцев, а Ярославичи из-за этого хотели его убить, после чего говорится о его деятельности.
К слову про формы отчества былинного Владимира, среди которых (позднее?) встречается и Святославич, в конце Послания Спиридона-Саввы Святослав Игоревич через несколько строк именуется Всеславом Игоревичем.
Хорошо бы сделать текстологический анализ Бандуриева сказания. Рассказ о чуде с несгораемым Евангелием по указанию П. Кузенкова дословно повторяет рассказ у Иоанна Скилицы (перевод и комментарий см.: Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 год: Проблемы источниковедения. - М. : Вост. лит., 2003. - С. 140-146 http://dgve.ru/arkhiv/DGVE_2000.shtml
На заимствование могут указывать предварительные слова в БС: «Некоторые говорят и вот о каком чуде, случившимся там» (у ИС: «Достойно рассказа и то чудо, которое было совершено посланным туда архиереем»), но речь может идти и о другом источнике (в том числе устном, записанном в протографе БС задолго до 15 века), а Скилица сам мог переписать это в конце 11 века.
Ещё интереснее сопоставить рассказ о выборе веры в БС и ПВЛ. Византист М. Бибиков допускал, что в БС отразился не просто аналог, «а возможно, и источник летописного текста» (там же, только в переводе П. Кузенкова этот фрагмент опущен, его можно найти в приложении к сборнику «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М.: Мысль,1988. - С. 302-304 http://bookre.org/reader?file=1475909&pg=304
По мнению А. Кузьмина, который был специалистом именно по летописанию, в рассказе о крещении Владимира, растянутом в ПВЛ на три года, соединены несколько самостоятельных преданий, в частности о прибытии проповедников, с одной стороны, и отправке послов, с другой (там же, с. 13-17, более подробно у него же: Падение Перуна http://www.e-reading.club/chapter.php/1020164/3/Kuzmin_-_Kreschenie_Kievskoy_Rusi.html
Может быть, одно из этих преданий относилось к другому Владимиру?
Также привлекает внимание вступление: «Итак, достойно и нам поведать и рассказать по порядку, как бесчисленный народ росов познал истинное благочестие и сподобился Божественной купели и крещения. Правили упомянутым народом несчётные века архонты многие и великие, коих прозвания не стоит нам перечислять из-за бесчисленности имен их; по прошествии же многих лет стал править ими один архонт по имени Владимир, более всего выдающийся среди прежних умом и рассудительностью».
С одной стороны, это очевидно предполагает русский источник, но вопрос - какой? Допустим, речь вовсе не о многовековой родословной до 9 века (времён Василия Македонянина), а просто о какой-то русской летописи до 15 века, откуда и взят рассказ о крещении Владимира Святославича, не упоминаемом до этого в византийских источниках, в итоге оказавшийся связанным с более ранним крещением, хорошо известным византийцам и описанным в частности у того же Скилицы.
Вроде бы, самое приемлемое объяснение, однако от первого летописного князя до Владимира Святославича прошло не много веков, а всего век и четыре поколения. Можно предположить, что грек имел в виду вообще князей, упомянутых в летописи до 15 века, однако выразился он совсем не так. Если бы автор БС просто заинтересовался рассказом о крещении в русской летописи, то вряд ли упустил бы из виду рассказ о походе Владимира на Корсунь при Василии и Константине и женитьбе на их сестре, и вряд ли смешал это со временем Василия Македонянина.
К тому же автор БС приводит ещё по этому случаю русскую азбуку, очевидно почерпнутую вовсе не из летописи. Скорее это было именно отдельное сказание о крещении и просвещении руси, и подобное же использовал ещё составитель Устава Владимира, в котором патриарх Фотий оказался современником Владимира Святославича.

Reply

ortnit January 11 2019, 10:27:33 UTC
По поводу Всеслава и Ильи - в данном случае просто фантазия на тему (вдруг, начну роман писать, о котором уже много лет мечтаю). Просто складывается все очень красиво - одно к одному. Любопытно, что совпадает примерное число поколений правителей 9 века, к которому я пришел сопоставляя поколения каролингов, крумовичей, моймировичей и других известных династий. Что касается жития, то там кроме БС есть еще и противоречия в Паннонском житии, о которых Ламанский кажется писал. Вообще, вся эта тема еще ждет подробного исследования, которое я намериваюсь проводить в ходе нашей с тобой работы над статьей про кирилло-мефодиевскую традицию.

Reply

aloslum January 12 2019, 11:01:40 UTC
Маленькое дополнение. Если бы "жизнь Вслеславля" относилась к другому Всеславу, а не тому, о ком говорилось выше и ниже, то скорее всего автор СоПИ это обозначил бы, как в случае с Владимиром Старым и Ярославом Старым. Остаются только былины, но как уже отмечал отчество Всеславич там скорее не личное, а родовое, так в одной былине дочь Владимира тоже называется Всеславна, причём начальная часть по замечанию Л. Прозорова может быть приставкой как у Ильи Свет-Ивановича, также у Владимира Всеславича или Святославича, а также Волха Всеславича или Вольги Святославича. К слову, напомню ещё Славена, отца Вандала и деда Владимира в ИЛ, впрочем там полагаю это калькой Винит-ария, отца Вандал-ария и деда Валамира (ср. ещё внецикловый Саур Ванидович).
Хотя с Владимиром, предшественником Олега Вещего, возможно отразившимися в образах былинных Владимира и Вольги-Волха (или наложившимися на более древние образы, повлиявшими на них), на мой взгляд идея перспективная, и отчество Всеславичи вполне можно связать именно с ними, только "подпорка" с СоПИ кажется слабой и даже лишней.

Reply

ortnit January 12 2019, 16:32:06 UTC
Да я и писал, что это сомнительно. После нашего разговора, когда я впервые высказал эту догадку, перечитал СоПИ и пришел к выводу, что в целом речь конечно о Всеславе Полоцком. Но, "жизнь Всеславля" может быть цитатой из чего-то более раннего, как встречаются вероятные цитаты про другого Игоря, более масштабной фигуры, нежели главгер. Поэтому, решил упомянуть мнение известного писателя.

Reply

aloslum January 12 2019, 18:29:27 UTC
Всё же этот оборот в контексте усобиц и половецких набегов, скорее связан с тем же Всеславом: его захватили в плен в междоусобной борьбе, при нападении половцев простые киевляне хотели освободить его как хорошего полководца, но из-за междоусобной вражды Ярославичи больше хотели избавиться от него ("жизни Всеславли"), нежели отразить половцев. Другие события, связанные с ним тоже обозначаются краткими поэтическими образами.

Reply


Leave a comment

Up