В свое время
http://ortheos.livejournal.com/283850.html я был шокирован откровенной ересью, которую проповедует о.Феодор Лютостанский. Я не люблю ковыряться в ересях и богословствовать по причине несовместимости богословствования с Гинтамой , но это был уже настолько чудовищный случай, что реально могло что-нибудь совсем бездушное возопить. В ответ я получил мягкий упрек, что это нормальное и обычное православное теопасхистское выражение. Словосочетание "православное теопасхистское выражение" есть некоторый оксюморон, ну да ладно.
Собственно, совершенно случайно наткнулся на то, что по всему этому поводу думает Иоанн Златоуст, и что отцам Феодорам необходимо, когда они касаются таких предметов, крайне внимательно следить за своими словами. Так что никаких богословствований, только Златоуст.
"Образумься же, возлюбленный, и возвратись опять в прежнее состояние, отказавшись от этого нечистого мнения, которое принадлежит Аполлинарию и так называемым синусиастам
[96]. Нечестивые учения всегда оказывают вредное влияние на людей неповинных, которые подобно нам живут в простоте. Эта книга принадлежит учителю их Аполлинарию; ты приобрел ее себе, и дурно сделал. Помня, впрочем, прежнее житье с нами твоей честности и видя из письма любви твоей, что ты, увлекшись их безумием, впал в заблуждение не только касательно таинства домостроительства, но даже и касательно общности имен, мы решились теперь, при Божием содействии нашей немощи, представить тебе ясное изложение учения об этом - в обличение неправого мнения тех, кто доставил тебе еретическую книгу, и в исправление твоей честности.
Итак, возлюбленнейший мой, когда ты называешь (Иисуса Христа) Богом, то исповедуешь в Нем то, что по естеству своему есть просто, несложно, неизменяемо, невидимо, бессмертно, неописуемо, непостижимо, и тому подобное. А называя Его человеком, ты обозначаешь в Нем то, что свойственно естеству немощному: Его алчбу, жажду, слезы над Лазарем, страх, пролитие пота, и тому подобное, чего божество чуждо.
Когда же ты называешь Его Христом, то выражаешь вместе и то, и другое в Нем: поэтому Христос может быть называем и страстным и бесстрастным - страстным по плоти, бесстрастным по божеству. То же самое, что о Христе, может быть сказано о Сыне, об Иисусе, о Господе, так как все эти имена суть общие и выражают собой оба естества, совмещение которых под ними и вводит еретиков в заблуждение, как скоро они имя Христос принимают вместо общего за собственное. Однако эти только общие имена и должно употреблять, когда исповедуешь таинство домостроительства. В самом деле, если ты скажешь, что пострадал в каком-либо смысле Бог, то скажешь невозможное - скажешь богохульство и уклонишься в нечестье манихейства и других подобных ересей; если же опять скажешь, что пострадал человек, то будет явно, что у тебя храм плоти - храм пустой. Без обитающего же храм не может и назваться храмом, так как тогда он уже и не есть храм." (225 письмо к монаху Кесарию,
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_36.htm#_Toc154042095 )