Многобукв.
Подкат заходить только если вас интересует, что такое "сциентизм" (а-ля "научное мировоззрение")
Святой Епифаний Кипрский в разъяснении секты офитов-змеепоклонников, говорит о древе познания добра и зла, что зло состояло не во вкушении (и знании), а в нарушении заповеди Божией. Святой Иоанн Златоуст и св.Григорий Палама учат, что плод этого древа был преждевременным для Адама и Евы, но не абсолютно недоступным. Св. Филарет Московский в проповеди на Благовещение возвещает, что земля (и рай как часть земли) была задумана как колыбель для человечества , откуда оно должно было восходить на небо подобно Господу Иисусу Христу в Вознесение (которое не просто так состоялось на Елеонской , т.е. масличной горе). На основании умственного света заповеди о воздержании и практики возделывания Эдемского сада человек должен был приходить умом в образ мышления совершенного человека, при достижении которого человек уже был готов к жизни не райской , а небесной. Это разные понятия - как ад и геенна. Рай - это ЗЕМНОЙ сад , хотя вечный и блаженный, а небесная жизнь выше райской.
Таким образом , св.Епифаний утверждает, что древо познания добра и зла было временно недоступно для Адама, и можно сделать предположение , что его вкушение по заповеди Божией и было пограничным аспектом, вело к небесной жизни. При этом ложь змия представляется еще более страшной и изворотливой - ведь он говорит "егда вкусите, будете яко бози" - и по плану воспитания человека это скорее всего было правдой. Ложью же было, что Бог от зависти дал человеку заповедь о не вкушении.
Вывод этот происходит из воспитательной практики нашего состояния - ведь и сейчас хотя существуют злые состояния, которых в принципе нельзя вкушать и испытывать, однако большая часть того, что Церковь предписывает воздерживаться - отнимается не на совсем. а на время для того ,чтобы человек был более подготовлен. Так, брак, священный сан, даже скоромная еда в пост откладываются для того, чтобы человек поумнел до времени принятия их. Что значит поумнеть в отношении вкушении мяса? Хотя бы самое очевидное - научившись умеренности в пост, чтобы человек и мясо после поста вкушал умеренно. Укрепившись в воздержании до брака - уже и в браке вел себя целомудренно. Научившись ограждению о устах до священного сана - и в сане уже мудро молчать и мудро говорить.
Поскольку же и сейчас есть сциентисты, которые учат в точности тому, что учили офиты-змиепоклонники при св.Епифании, а именно , что сатана дал человеку великое благодеяние- знание, которое прятал от него Бог (повторяя этим безумную ложь бесов) , следует несколько остановиться на некоторых аспектах знания.
Аспектах вполне очевидных, но без размышления и закрепления словно бездейственных.
В живописи для передачи трехмерности изображения используются несколько приемов. Один из них -
взаимное положение объектов. Если один объект частично или полностью закрывает другой - то он воспринимается как более близкий.
Причем тут живопись?
Получение человеком знаний не просто подобно живописи, оно и представляет собой живопись. Почти никакое школьное знание невозможно без рисунков, графиков, диаграмм, которые именно в живописной форме передают знание в сознание человека. Да и сами буквы - это разновидность живописи. Буквы графически описывают объекты так же, как кисть живописца. Техники разные , суть одна.
Когда вы видите что объект А частично заслонен объектом Б, вы не можете с достоверностью сказать что-то об объекте А. Хотя по частичному виду вы можете на основании опыта предполагать и фантазировать о том, что скрытая часть соответствует вашему воображению.
Например, яблоко перекрывает частично банан и вы воображаете, что за яблоком банан имеет такую же форму, как и все другие бананы.
Но пока яблоко его закрывает - вы не можете этого ЗНАТЬ.
Пока вы гадаете - вы смешиваете ЗНАНИЕ (видимую часть банана) с ФАНТАЗМОМ (невидимая часть)
И если вдруг яблоко убирается и за ним оказывается апельсин (который также скрывает банан), наступает сюрприз.
А если после этого убирается апельсин и оказывается, что банана только половина, а вместо второй половины сертификат от квартиры , то фантазм очевидно рассеивается и оказывается, что то, что вы заблуждались - просто потому, что пытались проецировать обыденный опыт на объекты, которые не являются обыденными.
И если понадеявшись на фантазм вы согласились обменять то, что находится за яблоком, на коробку конфет, думая, что это всего лишь банан, то вас ждет незабываемое разочарование и досада.
Очевидно, что настоящее знание - последовательно. Ум человека, усваивая знание, получает представление об одном объекте мышления за другим - словно снимая их с области зрения. И то, что казалось отчасти, становится видимым целым (используем этот образ св.апостола Павла) после достижения более полного знания.
Какие главные требования к правильному знанию?
1) Оно должно иметь меру - то есть соответствовать познавательным способностям человека
2) Оно должно иметь целостность - то есть в пределах меры человек познает не куски , не атомы, а как целое, даже если при этом нужно познавать и части и взаимоотношение частей - но без понятия целого это невозможно.
3) Ни в коем случае нельзя переступать через меру и лезть в такие области, которые закрыты еще другими непознанными областями знаний. Даже если они отчасти видны и соблазнительны.
Очевидно, эти три требования заключались в Божественной Заповеди Адаму.
При этом я вовсе не утверждаю, что ТОЛЬКО эти три требования. Заповедь Божия широка и неограниченна, и при размышлении над ней открываются только все новые и новые глубины.
Теперь посмотрим, что случилось при грехопадении.
Очевидно, что Ева видела запретный плод знания - но не целиком. Если бы она его видела целиком, то видела бы и происходящую от преждевременного вкушения смерть. Повторюсь, вполне возможно, именно вкушение этого плода в свое время было связано с переходом из райской жизни в небесную.
Что же она видела в запретном знании?
Фрагмент - внешний облик плодов.
Ее воображение произвело фантазм - что оно наверное приятно на вид и дает божественный статус (она не могла видеть это, она вообразила то, что любезно подсказал ей змий)
И соединив видимое с воображаемым, она произвела грех - смертный.
Она вообразила, раздробленный умственный франкенштейн, который состоит из аналогии уже познанного (что бывают приятные на вкус плоды), кусок непознанного (внешний вид запретного плода) и ложное (внушение сатаны о том, что он дает божественный статус как только его вкусят). Причем ложь была весьма незаметная и тонкая- ведь запретный плод действительно давал божественный статус перед небесным восхождением (как я предполагаю), но только в соединении с совершенным уже человеческим образом - в меру возраста Христова, ради которого и был запрет на вкушение.
Соединение неправильной аналогии, куска правды и совершенной лжи, воспринятое как истина - т.е. цельное знание, произвело мгновенную смерть ума. Разрушился сам процесс мышления, распался на хаотический спектр разных сталкивающихся друг с другом мыслей.
Теперь посмотрим на то, как добывает знание сциентизм в научных исследованиях.
И мы к своему удивлению обнаруживаем, что смертный грех Евы, вкушение безумия в сциентизме - это ключевой и неизменный и при этом единственный метод познания.
Сциентист рассматривает сущее, выделяет в нем наблюдаемый фрагмент.
Он судит о его свойствах по аналогии уже известного ему ( ему только кажется, но не суть) опыта , причем даже не научного, а преимущественно бытового (отсюда - "шарики" атомы и электроны и "вентили" с "дырками" в физике полупроводников).Как Ева знала на вкус плоды Эдема.
Часть свойств он неоспоримо наблюдает - как Ева наблюдала внешний вид плода запретного.
Остальное же - и главное - он выдумывает. Как змий добавил к яду фантазма о божественности.
Причем и сам фантазм - как ни странно! - не поменялся с грехопадения.
Каждый сциентизм в каждом "открытии" видит не меньше чем божественный статус- получение особых сверхъестественных сил или хотя бы тайных знаний об основах мироздания.
В некоторых случаях фантазм оказывается более менее соответствующим действительности (например, теоремы геометрии)
А в некоторых случаях он смертелен по подобию грехопадения.
Яркий пример - парочка Кюри (и все ученые академики до 30-х годов!) , которая вообразила себе, что открытая ими радиация целебна. Или атомная энергия. Или свойства ковидного шмурдяка - примеров масса.
Но все они строятся по одной схеме- "древних сказок попов" о грехопадении.