О древних гласах: какие они и откуда?
О каких "древних гласах" идет речь?
Армяне утверждают, что осмогласие изобрели в Армении в глубокой языческой древности, а св.Иоанн Дамаскин это у них украл. Кто у кого чего украл - об этом мы еще поговорим, однако насколько эта выдумка адекватна говорит то, что армяне утверждают что в их древнем осмогласии 200 гласов (sic!)
Тем не менее отрицать о том, что об осмогласии могли иметь представление и в древности, я не осмелюсь.
Чистота разума и божественное откровение св.Иоанна Дамаскина несомненны, однако если говорить, что он изобрел осмогласие, то это утверждать, что он его выдумал - т.е. что это не отражение объективной реальности, а его фантазия. Поэтому говорить , что до св.Иоанна Дамаскина осмогласия не было - это хулить св.Иоанна как фантазера.
Если осмогласие есть отражение таинственных и объективных принципов бытия человека и вселенной, то без всякого сомнения эти принципы хотя бы в туманном виде и в другой форме не только могли быть созерцаемы и до него - но и были созерцаемы. Я лично убежден, что восемь триграмм Дальнего Востока - это отзвуки именно осмогласия,как принципа вселенского бытия, хотя конечно фэншуй - это глупое и ложное суеверие.
Знакомство с осмогласием святого пророка Давида открывается из надписания "Об осмем" , которое часто встречается в псалмах (причем это единственное числительное там) и 15 "песней степеней", которые очевидно связаны с 16 нотами четырех тетрахордов древнего нотного стана (16 -я это или 118 псалом или последующие два псалма с надписанием "аллилуйа" , которые у нас называются "полиеленые". )
Но все это было в смутных неявных отдельных проблесках и отзвуках, а святой Иоанн Дамаскин получил ясное и точное откровение в том виде и в той области, в которой осмогласие отображает воплощение Господа Иисуса Христа и Его воскресение.
Поэтому само деление осмогласия на древнее (до св.Иоанна) и новое (св.Иоанна) вполне соответствует церковному учению о Ветхом и Новом Заветах .
Другое дело что армяне пытаясь выдумать неизвестное, пришли к совершенно смешным нелепостям.
В.: Что такое древние гласы и кто их изобрел?
О.: Это те, от которых якобы произошли новые гласы. Как рассказывают отец риторики (Мовсес-Моисей Хоренаци) с Нергинаци, певец Сенек нашел
Лидuос (лидийский глас) от звучания ударов плотника о [кусок] дерева, который и есть Первый глас.
Удивительная подробность - я думал , плотник стучал молотком по дереву, а это плотник собой стучал о дерево. Теперь понятно, как из этого стука родился первый глас. Плотник наверное плакал и стонал.
Брат его Фокилид от кузнечного ремесла и ковки железа изобрел Деотерон, то есть Второй глас. Их брат
Орфик, подражая шуму рек и течениям потоков, изобрел Таритон , то есть Третий глас. Также племянник их Питан от вращения жерновов изобрел Гусостос то есть Четвертый глас.
Очень удобно , что все они оказались братьями и племянниками - видимо, талантливая семья. Однако таланты какие-то странные. Очевидно, что братья Фокилид и Сенек одинаково слышали как стучит плотник собой о дерево, а кузнец о наковальню. Однако Сенека хватило только на плотника, даже аналогия ему не помогла ничего сделать с воплями кузнеца , зато Фокилид сразу ухватил суть, но его в свою очередь хватило только на кузнеца, а плотник оказался уже не по зубам. Третий брат расстроенный, что стуки закончились, видимо с расстройства принялся бродить по рекам и подражать их шуму - весьма талантливое и полезное занятие. Но до жерновов мельницы он не дошел - или дошел, но на них у него уже сил не хватило - пришлось звать племянника.
В общем , все это чудовищная белиберда.
В.: Кто упорядочил их?
О.: Музыкант по имени Аргел познал их все согласно порядку чистоты ступеней и установил их в определенной последовательности, согласно святому Григору (Татеваци) и Давиду Анахту.
Поскольку гугл помимо армянского села Аргел знает только седьмого капитана Аргела из Warhammer 40000 , тут мне добавить нечего, кроме того, что этот ответ сводит на нет предыдущий. В самом деле- какие гласы тогда изобрела предыдущая семейка, если они не могли ни в чистоту ступеней ни в последовательность?
В.: Кто разделил звуки?
О.: Философ Степаннос , который бьm достославным музыкантом, разделил звуки на роды: вопить, кричать, свистеть, звать, блеять, рычать, ржать, лаять, мычать, щебетать и т. д.
Здесь непонятно - то ли Степаннос придумал эти слова , то ли он их упорядочил так, чтобы никакой невежда не посмел вопить вместо кричать или звать и кричать одновременно.
А Фимгиан Фиванский сотворил орудие с 24 струнами и на нем извлекал все эти звуки. Музыкант Зедеос приспособил орудие по-иному и бряцал на нем, воспроизводя все звуки. И другие изготовили иные музыкальные инструменты и тем самым изобрели музыкальную науку, но никто из них не уподобился божественному псалмопевцу Давиду.
Здесь необходимо сказать, что учение Церкви и древних святых отцов состоит в том, что именно из Палестины в Древнюю Грецию пришли и письменность, и готовая нотная грамота, и даже музыкальная наука , которую составил в совершенном и законченном виде св.царь и пророк Давид. Становится очевидным, что армяне презирают даже то святоотеческое учение, которое не затрагивает их монофизитства, а во всем вожделеют и предпочитают языческие внехристианские и дохристианские учения, в них поставляя истину и мудрость.
Поскольку же Фимгиана Фиванского кроме армян никто не знает, то есть вероятность , что при недостатке языческой мудрости армяне спокойно ее выдумывают.
О взаимосвязи гласов
В.: Что такое взаимосвязь гласов?
О.: Взаимосвязь гласов проявляется в том, что во время пения они оказываются взаимозаменяемыми. [Гласы] связаны между собой так:
Первый глас~ Четвертый побочный;
Второй глас - Третий побочный;
Третий глас - Второй побочный;
Четвертый глас - Первый побочный.
Первый побочный частично заменяет Четвертый глас;
а Второй глас и Третий [побочный] взаимозаменяемы полностью;
после - Третий глас, а Второй [ побочный] заменяет его;
Четыре первых даются как образцы.
Нормальная книга чем больше ее читаешь, тем больше освещает и уясняет то, о чем пишет.
Армянское осмогласие чем дальше -тем больше мрака. Чем больше ее читаешь, тем меньше понимаешь, и после прочтения оказываешься в большем неведении и темноте, чем был до чтения.
В этом оно несомненно похоже на институтский матан .
У них и задачи одинаковые- чтобы человек отказался от бесплодных попыток логически понять противоречия и или без рассуждения принимал любой новый тезис, или навеки преисполнился благоговейного преклонения перед сверхлюдЯми, которые способны это понять.
Так и я здесь совершенно не понимаю, во-первых, зачем гласы должны друг друга взаимозаменять.
Еще больше я не понимаю, что значит "полностью или не полностью взаимозаменяемы"?
И уж совсем я не понимаю, каким образом крики животных могут заменить собой звуки удара плотника о дерево (четвертый побочный глас - первый основной)
Я не знаком с практикой византийского осмогласия, однако в нашем знаменном распеве (который похож на то, что пишут про Октоих св.Иоанна даже больше, чем современные византийские вибрато на исоне) принцип такой:
Первый глас имеет общий лад и гармонию с пятым (первым побочным)
Второй - с шестым (вторым побочным)
Третий - с седьмым (третьим побочным)
Четвертый - с восьмым (четвертым побочным)
Собственнно говоря поэтому они и называются основным и побочным. В этом и суть их взаимоотношения
Кроме того в Богослужении есть некоторые устойчивые конструкции, сочетания гласов.
Например, стихиры четвертого гласа почти всегда соединяются со "славником" шестого. Но кажется, это несколько другая область.
Взаимозаменяемость гласов в армянском октоихе вызывает два вопроса:
- А зачем тогда нужны четыре гласа( ну ладно, три с половиной) , если они взаимозаменяемы?
- А точно ли армяне вообще поняли, в чем суть октоиха , который они изобрели за сотни лет до св.Иоанна Дамаскина? Или изобретают это на ходу , прислушиваясь к тому, чего там греки поют?
Об обращении гласов
В.: Что такое обращение гласов?
О.: Это их некоторое видоизменение, [когда] с половины мелодии она возвращается как бы с выдохом, что согласно персам
называется nim. Согласно же грекам- φθορα , а у нас- darjumn jayni. Середина мелодии [у персов] называется nim р 'ёrt 'ё, и все это
: имеет применение во всех гласах, что придает вкус. и окраску гласам, об обозначениях которых - в своем месте. Тут описание непонятное (о чем предупреждает своевременно и переводчик) . О чем идет тут речь с точки зрения практики мне совсем не понятно, однако термин φθορα (гибель), встречается в литературе об византийском осмогласии не только в отношении к 4 последним гласам из 16, но и в применении к исполнению. Если Бог покажет, то необходимо будет вернуться сюда.
Сейчас же можно сказать , что это не "четырехгласники" или "осмогласники". где в одном песнопении идет переход с одного гласа на другой.
Мне кажется это не относится к вокальной технике , поскольку относится к гласам, как к ладово-мелодической структуре, да и слово "выдох" стоит с "как бы" .
Возможно, речь идет о каких-то упрощениях или преобразованиях в попевках, поскольку по определению св.Иоанна Дамаскина φθορα это распад на исходные элементы, потеря связей между ними. В знаменном распеве попевки (небольшие канонические почти неизменяемые мелодии-модули, из которых "набирается" полная мелодия, как из конструктора лего) имеют обычно жесткую привязку одна к другой, нельзя любую попевку соединить с любой другой этого гласа, они должны логически перетекать или переходить одна в другую (примерно как если бы вы составляли картинку из кусочков- один кусочек должен плавно и логично соединяться с другим)
По сути определения "фторы" эти связи разрушаются. Поэтому для меня наиболее подходящим считается предположение , что обращение гласов - это допущение сочетания несочетаемых обычно попевок, что действительно делает мелодию неожиданнной и местами красивой. Однако в знаменном распеве такое не употребляется.
О названиях восьми гласов
В.: Как называются гласы?
О.: Названия основных гласов следующие:
Первый глас, Второй глас, Третий глас и Четвертый глас.
А обозначения их таковы:
Aj, Bj, Gj, Dj.
А названия их побочных:
Первый побочный, Второй побочный, который именуется также Главным, Третий побочный, который именуется также Низким, Четвертый побочный, который именуется также Последним.
Обозначения их таковы:
Ak, Bk, Gk, Dk.
Первая буква обозначает номер гласа, а вторая - глас [или побочный].
Буквой j обозначают гласы, а буквой k- побочные, что известно тем, у кого есть навыки.
Существуют подразделения гласов, о которых смотри следующую главу, ибо, как сказано, хотя гласов восемь, но они растворяются в напевах. < ... >
Названия гласов соответствуют греческим, кроме названия четвертого побочного (нашего восьмого) последним, поскольку, как уже было сказано в предыдущей части в византийском осмогласии две осмерицы гласов, а всего 16.
Что значит "гласы растворяются в напевах" - не имею ни малейшего представления. Могу только предположить, что на самом деле армяне плохо представляют себе суть осмогласия, поскольку у них вместо гласов практикуются композиторские сочинения где каждый сочинял не по стуку кузнеца по железу , а по вдохновению .