Григор Гапасакалян "книга о музыке" часть 6

Oct 01, 2023 16:15


О том, почему гласов восемь

В.: Почему наших гласов восемь?
О.: Исходных гласов наших, как и у греков, четыре, согласно четырем стихиям и четырем настоящим ветрам; они имеют такжечетыре побочных гласа согласно повторно рождающимся четырем. Итого восемь, что соответствует восьми канонам Псалмопевца и
восьми гласным, а также восьми голосовым органам, как то: легкие, трахея, язычок, гортань, язык, зубы, губы; прибавь к ним воздух, находящийся в человеке. Ибо без них и гласных невозможно воспеть песнь музыкальную, поскольку все песни и напевы испол­няются посредством [этих органов], содержащих в себе тайную нау­ку музыкального искусства.

В самом деле, если у нас гласы называются "первый, второй.... пятый , шестой, седьмой восьмой", то если вы откроете греческий октоих, то там обнаружите вместо пятого гласа Ήχος πλ. α' (глас плагальный первый) . То, что здесь называется "побочными" у греков называются плагальными (что переводится на русский как косвенные). Однако есть одна разница - третий косвенный глас называется тяжелым или низким Ήχος βαρύς, а не третьим косвенным .

По поводу сопоставления с человеческими органами , скорее всего это армянская аналогия, у святых отцов я ее не встречал, впрочем здесь я могу ошибаться. Здесь можно упрекнуть список в неточности, потому что два критических элемента (связки и нёбо) , без которых церковное пение невозможно , пропущены, а вместо них почему-то воздух - очевидно, пытались натянуть сову на глобус, хотя сам принцип соотнесения восьми гласов со строением человеческого речевого аппарата нельзя назвать ложным.

Что касается "тайной науки музыкального искусства" здесь скорее всего неточность перевода, а речь идет о том, что в умении управлять органами речи заключается тайна искусства пения. Кто-то может усомниться в том, что можно управлять язычком мягкого нёба , однако в кавказских языках (грузинском , армянском) гортанные звуки используют именно его. Есть мнение, что в древнем (совсем древнем) греческом и даже в славянском также были подобные звуки и они обозначались уже исчезнувшими давно буквами (часть из которых приводит например черноризец Храбр) По крайней мере коппа и  хет  в архаическом греческом скорее всего были именно такими буквами.

Поэтому нельзя не согласиться, что искусство пения подобно оркестру - ум человека управляет элементами речевого аппарата подобно дирижеру оркестра - берет много или немного дыхания в легкие, определяет силу напряжения связок, расширяет или сужает основной резонатор (ротовая полость) и резервные (гайморова пазуха или верхнюю часть гортани), артикулирует звук губами и зубами и положением языка и т.д.

В.: Существуют ли другие гласы, помимо восьми?
О.: Как заключая говорит [философ], удвоенная четверка это восемь гласов, которые звучат восемью струнами, то есть, восемью [гласными] буквами ( согласно знаменитейшему поэту, святому армянскому патриарху). Не существует более восьми гласов, и у нас их восемь. Однако множество других гласов различаются внутри восьми, поскольку этими восемью гласами излагаются все письмена, и слова, и напевы. И разделения восьми гласов соответствуют вось­ми гласным [звукам], каждый из которых произносится по-разному подобно тому как нажатием пальцев музыканта на струны лиры извлекаются разные [оттенки] звука.

Здесь начинается некоторая путаница. Дело в том, что в действительности (судя по святоотеческим трактатам "Святоградца" и "Вопросоответов Иоанна")  гласов 16. Из них в Церкви используется только 8 по весьма веской причине, о которой скажу ниже, однако в Иерусалиме в храме Гроба Господня по крайней мере во время написания "Святоградца" использовались 10 гласов (не знаю, как сейчас)

Путаница же в том, что ниже сам Григор Гапасакалян говорит о "побочных побочных гласах" - т.е. еще четырех гласах, которые относятся к косвенным плагальным гласам так же, как те - к основным. То есть он должен был насчитать минимум 12.

По поводу аналогии с 8 гласными.
Я совершенно не знаю армянского языка, но в алфавите на вики можно действительно насчитать 8 гласных.
Более того, в греческом языке их  можно тоже насчитать восемь - α,ε,η,ι,ο,ω,υ,ρ
"Можно насчитать" потому что ρ у грамматиков имеет как бы две ипостаси - и согласной и гласной , по этой причине над ней ставится тяжелое придыхание. Но точно так же можно насчитать и семь.

Однако, в других языках (например, еврейском, латинском, грузинском) гласных звуков меньше , а в славянских - больше (в старославянском со всеми йотированными юсами я насчитал 21 согласную) . В самом армянском гласных восемь за счет разницы в написании (и может быть звучании) одной и той же гласной в начале и в середине слова.

Поскольку же осмогласие универсально для Вселенской Церкви, то думаю, что это уподобление достаточно натянуто.

А вот что крайне интересно , так вот это: И разделения восьми гласов соответствуют вось­ми гласным [звукам], каждый из которых произносится по-разному подобно тому как нажатием пальцев музыканта на струны лиры извлекаются разные [оттенки] звука.

В китайской псалтири гуцинь и ее японском аналоге кото , обе , кстати, семиструнные, техника исполнения предусматривает использование только четырех пальцев. При этом звук , производимый каждым пальцем, считается отличающимся от других по тембру и силе - опытные музыканты легко различают, каким пальцем дернули за струну.

Однако этого мало. Возможны два вида касания , которые называются прямое и косвенное. Я не помню какое из них какое точно, однако одно из них - это касание струны ногтем в движении на раскрывание ладони , второе - касание струны мягкой подушечкой в движении на закрывание ладони. Тут уже нет никаких сомнений , что тембр удара по струне твердым ровным участком пальца отличается от мягкого выпуклого.

Таким образом в самой традиционной технике игры на гуцинь и кото мы видим именно восемь гласов - причем четыре прямых и четыре косвенных.
Если же прибавить к этому вторую руку, то получается в точности картина греческих 16 гласов, из которых используется 8 (в гуцинь и кото вторая рука традиционно находится на второй половине инструмента и производит "окрашивание" звука в разные тембры, но в некоторых случаях может тоже играть мелодию)

Мне (да я думаю - никому) неизвестна техника , которой пророк Давид играл на псалтири. Возможно, к ней имеют отношение надписания на псалмах (например, "в конец" или "об осьмем", которые разумеется имеют и таинственное значение, которое излагает святитель Григорий Нисский в трактате о надписании псалмов, однако это не исключает их технического практического смысла) . Но поскольку техника китайского гуцинь происходит от естественного и очевидного строения человеческого тела, то не вижу , почему бы она была укрыта и неизвестна  св.Давиду.

Тем более, что если мы говорим через знаменный распев об "осьми столпах", то любой может рассмотреть у себя на ладонях  эти восемь столпов в виде четырех пальцев на каждой руке, за исключением больших, специально отведенных в сторону.

Поэтому это замечание Григора Гапасакаляна действительно на мой взгляд весьма значимо для понимания сути осмогласия.

И всякие прочие тварные сущ­ности видятся также содержащимися в них, как-то: познаваемые и
ощущаемые, живые и безжизненные, разумные и бесловесные, чув­ственные и бесчувственные, согласно четырем и восьми соответст­виям гласов.
Здесь какая-то армянская версия св.Дионисия Ареопагита. Последний говорит об иерархии творений , имеющих последовательно
существование
жизнь
чувство
способность к освящению Богом (внезапно - НЕ разум, а освящение)

При этом  очевидно, что имеющие жизнь имеют и существование, а имеющие чувство имеют и жизнь и существование.
У Гапасакаляна это перемешано, сдвинуто и исковеркано. Очевидно, что он не мог поставить в пару существующее и несуществующее, поскольку несуществующее Бога не воспевает. Поэтому он заменил это на "познаваемые и ощущаемые", весьма смешно и нелепо нарушив свой же собственный принцип противопоставления - ведь дальше идут пары имеющих признак (жизнь, разум и чувство) и неимеющих его . А здесь мало того , что вдруг познание противопоставляется ощущению, так из активного свойства (обладание им) становится пассивным (кто-то может воспринимать или не может)

К тому же крайне смешно и нелепо утверждать, что можно познавать без ощущения , и можно ощущать без познания. В самом деле, ощущение есть чувственное восприятие, которое дает некоторые сведения о том, что ты ощущаешь - хотя бы на уровне "тепло/холодно", если это прикосновение.

К тому же "познаваемые и ощущаемые" для кого? Один и тот же предмет - например, облако , может быть ощущаемым для одного человека, который имеет зрение, а может быть неощущаемым для слепого. Получается, что одно и то же облако является ощущаемым и неощущаемым, познаваемым (для имеющего ум) и непознаваемым (для кандидата Панчина) , что и смешно и совершенно ломает всю схему Гапасакаляна.

Хотя идея , что в осмогласии выражается та слава Божия, которой исполнь небо и земля , без сомнения не только верна, но самоочевидна, армянское объяснение неудовлетворительно и путанно (я имею в виду не национальность, а мировоззрение происходящее от армянской церкви)

В.: Чему они уподобляются?
О.: Глас первый от земли. Второй- от воды. Третий глас­ от воздуха. Четвертый- от огня. А также: Первый глас- позна­ваемых. Второй - разумных. Третий чувственных. Четвертый - вещественных.Или же: глас земли [соответствует] стихиям. Во­ды - животным. Воздуха - людям. Огня - ангелам.

Продолжается развитие ложной философии, которая раскрывает крайнее противоречие самим себе.

В самом деле, Григор Гапасакалян утверждает в одном абзаце, что второй глас символизирует воду, разумных и животных.
А третий - воздух, чувственных и людей .
Четвертый - огненных вещественных ангелов.

Мало того, что ангелы получаются вещественными, так еще и животные разумными. А люди - только чувственными.
Очевидно, что эта аналогия ложна, хотя сам принцип соотнесения гласов со стихиями (на современном языке - агрегатными состояниями вещества) заслуживает рассмотрения и поиска, но уже у святых отцов, а не у еретиков.

В.: Каково число основных гласов?
О.: Основных гласов четыре: глас Первый, глас Второй, глас Третий, глас Четвертый.
В.: Сколько у них побочных гласов?
О.: Четыре: Первый побочный, Второй побочный, Третий побочный, Четвертый побочный.
В.: Сколько есть побочных у побочных?
О.: Четыре, как повествует об этом толкователь Нергинаци.

Вот и появилось 12 гласов, хотя только что говорили, что есть 8.
В греческом византийском октоихе речь идет о 16 гласах.
К уже известным основным и плагальным добавляются условные 9-12 , которые называются εσω или μακαριοι (внутренние или блаженны) и условные 13-16, которые называются εξω или φθοροι (внешние или гибели).
Вкратце таинственный смысл этих гласов следующий:
В нынешнем веке существуют праведники и грешники. Как праведные могут согрешить, так и грешники могут покаяться, поэтому в церковном осмогласии соединяются как торжественные так и покаянные гармонии, явленные в восьми гласах. В будущем же веке праведные пребудут в вечном торжестве, уже свободные от всякого посягательства греха и порока, а нераскаянные грешники - в вечной погибели , без возможности покаяния и прощения. Это явлено в осмогласии будущего века - эсо (внутри царства, блаженные) и эксо (вне царства, фторы, гибели). Из них два гласа эсо или макарии уже звучат при Гробе Господнем, как искра будущего воскресения и блаженства.

Углубляться в эту тему не будем, здесь констатируем, что армянское осмогласие несколько протухло - у него отвалилось четыре гласа , и осталось только 12, которые они почему-то считают восемью.

В.: Откуда происходят побочные побочных?
О. : От голосов зверей и птиц.

"Побочными побочных" Гапасакалян называет гласы "эсо" , священную тайну будущего века. Такое несообразное объяснение их иначе как прямым сквернословием бесов не объяснить - недаром бесы подвижникам являются в виде зверей и птиц и пытаются пугать их своим завыванием - видимо, это бесовская реакция на вечное блаженство праведных.  Нелепость такого объяснения очевидна как из того, что видов голосов зверей и птиц множество - гораздо больше четырех, а если имеются в виду классы, то звери и птицы - это два класса, а не четыре.

В.: Откуда происходят восемь гласов?
О.: Первый глас - от плотничного ремесла. Второй - от кузнечного. Третий - от течений рек. Четвертый - от шума мель­ничных жерновов. Первый побочный - от ковки железа. Второй побочный - от волн морских. Третий побочный - от шума прибоя. Четвертый побочный - от криков животных.

Новая смехотворная нелепица, которая очевидна даже ребенку. Второй глас происходит от кузнечного ремесла, а первый побочный - от ковки железа. Разве кузнечное ремесло не состоит в ковке железа? Далее, три гласа - третий, второй побочный и третий побочный взяты от шума воды - рек, волн и прибоя соответственно. А что, в реках шумят не волны? И прибой и волны это разные вещи?
Заканчивается эта нелепица противоречием самому себе - ведь Гапасакалян утверждал, что 9-12 эсо-гласы происходят от голосов зверей и птиц, теперь оказывается четвертый побочный - от криков животных.

В.: Кто разделил побочные [гласы]?
О.: Киносфенес, который был музыкантом, сведущим в голосах зверей и птиц, отделил Первый побочный. Ахиллес - Второй и Третий побочные. Позже Номинес выделил Четвертый побочный. Так рассказывает в «Книге вопрошений» святой Гри­гор Татеваци, и другие - в иных книгах.

Я даже не буду выяснять, кто эти господа и были ли они в действительности или хотя бы в греческо мифологии, или это целиком заслуга видений "святого" Татеваци.

Достаточно того, что Киносфенес, который был сведующим в голосах зверей и птиц, почему то отделил не четвертый побочный, который от криков животных, а первый побочный-  от плотничьего ремесла.

Вообще здесь даже не нелепица,происходящая то ли от страсти к бессмысленным фантазиям, то ли от веры в святого Татеваци,  а прямо невежество.
Святой Иоанн Дамаскин , источник откровения об Осмогласии,  в самом начале своего сочинения  "Источника знаний"  , "Диалектике" , полагая иерархию звуков в качестве основы понимания слов, пишет следующее:

"Поскольку у нас есть цель - охватить всякий простой звук философии , нам нужно прежде любомудро узнать о том, как совершается творение звука.
Полагая начало слова с самого звука. мы говорим, что звук бывает или незначащий или значащий (семантический) .
Незначащий же не имеет значения. Значащий же имеет.

Затем, незначащий бывает нечленораздельный, и членораздельный.
Очевидно, что нечленораздельный невозможно записать, членораздельный же - возможно.
Есть же незначащий и нечленораздельный звук, например, производимый по случаю камнем или деревом.
Он ничего не обозначает и записан быть не может.

Пример незначащего и членораздельного - скиндапс (греческий четырехструнный инструмент подобный лире) .
Звук записывается, но ничего не обозначает. Его смысл не является скиндапсом и не существует.

Но слово философии не о незначащих звуках - членораздельных или нечленораздельных.

Значащие звуки также делятся на нечленораздельные и членораздельные.
Нечленораздельные обозначающие - например, лай собак, он обозначает собаку, поскольку есть звук собаки. Обозначает же чье-то присутствие, поскольку же нечленоразделен, то не пишется. " (Глава 5)

Очевидно, что он совершенно разделяет человеческие слова  (Октоих), голоса зверей , инструментальную музыку и звуки ударов неодушевленных предметов.

У Григора Гапасакаляна мало того, что все это смешано в один армянский куркут, так еще и постулируется, что более высокое, священное и величественное произошло непросто от стоящего на низкой иерархической ступени , но даже бессмысленного - вроде удара железки о железку.

Хотя тут конечно мне возразят, что то ли Шварцнеггеру то ли Кэмерону основная тема "терминатора" пришла от звука стука вилки по стакану, но я говорю о невозможности происхождения   осмысленного от бессмысленного, а не бессмысленного от осмысленного. Последнее  демонстрирует каждый голливудский фильм и называется "дегенерацией".

И нельзя обратить внимание на то, что в происхождении осмогласия Григор Гапасакалян не находит никакого места не то что для Бога - даже для человеческого разума.  Все осмогласие - от бездушного и неразумного творения.

Насколько это противоречит пафосным библейским цитатам о происхождении музыки от ангелов и пророков - совершенно очевидно.

А в происхождении гласов от "плотничьего и кузнечного ремесел" совершенно не просто так мерещатся каиниты.

церковно-славянский, летсрид, Секретные материалы

Previous post Next post
Up