Все, что я обрел на Пути, было результатом Его милости, а не моих усилий или духовной практики.
Баязид Бистами
Подумал, что всякая духовная практика может быть понимаема не как реальное восхождение, а только как свидетельство о желании реального восхождения.
В моем собственном опыте был совершен какой-то ощутимый шаг не во время практик, а после них, когда я в практиках был разочарован. Сами практики представлялись не более чем попыткой без результата. А вот когда махнул рукой и круто изменил жизнь - увидел, что произошла качественная перемена внутреннего устройства. А спустя годы все то, что показалось на время бессмысленным, обрело совершенно новое смысловое наполнение. Подобно тому, как можно осознать какие-то события лишь по их прошествии, когда успокоются страсти, и время стряхнет все лишнее, - останется чистый итог, - вот тогда и можно сделать верные выводы о том, что было и для чего это было.
Познание ретроспективно: тщишься познать впереди, в будущем, совершаешь усилия в настоящем, а итоги открываются в прошлом.
То, о чем сказал Бистами, назвав это "Его милостью" - потому относится на счет некоей внешней силы, что происходит как бы чудесным образом. Если бы восхождение было прямым следствием практики, человек все заслуги приписал бы себе. А поскольку результат приходит в непрямой зависимости, а какими-то своими неизреченными путями и не в то время, и не в том месте, - то это похоже на чудо.
Поэтому практика есть не восхождение, а свидетельство о желании восхождения.