Теория мотивации Фредерика Герцберга (часть 3)

Dec 15, 2009 17:25

начало - тут и тут

Гигиена против Мотивации

Позвольте мне перефразировать вечный вопрос таким образом: Как встроить в работника генератор? Требуется краткий обзор моей двухфакторной (гигиена - мотивация) теории отношения к работе до того, как могут быть даны теоретические и практически предложения. Моя теория впервые возникла из оценки событий в жизнях инженеров и бухгалтеров. Как минимум 16 других исследований (с привлечением различных слоев населения, включая некоторые коммунистические страны), с тех пор были проведены, сделав первичное исследование одним из наиболее цитируемых работ в области отношения к работе.

Результаты этих исследований, а также подтверждения из других исследований с использованием различных процедур, показали, что факторы, участвующие в формировании удовлетворенности работой (и мотивации) - не одни и те же, что и факторы, ведущие к неудовлетворенности работой. Поскольку необходимо рассматривать отельные группы факторов, в зависимости от того, удовлетворенность или неудовлетворенность работой рассматривается, то, следовательно, эти два ощущения не являются противоположностями друг другу. Противоположностью удовлетворенности работой является не неудовлетворенность работой, а, скорее, отсутствие удовлетворенности работой; и соответственно, противоположностью неудовлетворенности работой не является удовлетворенность работой, а отсутствие неудовлетворенности работой.

Данная концепция представляет проблему в понимании, поскольку для меня нормально думать, что удовлетворенность и неудовлетворенность являются противоположностями - например, то, что не удовлетворяет, является неудовлетворительным, и наоборот. Но когда мы вдумываемся в особенности поведения людей на работе, то понимаем, что путаница вытекает всего лишь из игры слов.

Тут участвуют две различные потребности человеческих существ. Одна группа потребностей, дается, происходит от животной природы человека - встроенное стремление избегать боли от внешней среды, плюс все приобретенные навыки, ставшие частью биологического механизма. Например, голод - базовый биологический механизм, делает необходимым зарабатывание денег, и затем деньги становятся специфическим побудительным мотивом. Другой набор потребностей относится к тем уникальным человеческим характеристикам, как способность достигать, и через достижение испытывать психологический рост. Стимулами для потребностей в росте являются развивающие задачи; в промышленных условиях они являются содержанием работы. И наоборот, стимулы к избегающему боль поведению находятся в обстановке вокруг работы.

Факторы роста (мотивирующие), внутренние по отношению к работе, это: достижение, признание достижений, работа сама по себе, ответственность, рост и совершенствование (прогресс). Факторы избегания неудовлетворенности, или гигиенические факторы («пинки»), внешние по отношению к работе, включают: политики компании и управление, качество руководства, межличностные отношения, условия работы, зарплата, статус и защищенность.

Совокупность факторов, вызывающих удовлетворенность и неудовлетворенность работой, выведенные на примерах 1685 работников, показаны на Рисунке 1. Результаты показывают, что мотиваторы являются главной причиной удовлетворенности, а гигиенические факторы - главной причиной неудовлетворенности работой. Работники, исследованные в ходе 12 различных исследований, включали руководителей нижнего звена, работающих женщин, управленцев из сферы сельского хозяйства, менеджеров в предпенсионном возрасте, обслуживающий персонал госпиталя, линейный производственный персонал, медсестер, официантов, военных, инженеров, ученых, домохозяек, учителей, технический персонал, женщин на сборочных линиях, бухгалтеров, финских мастеров и венгерских инженеров.

Их спрашивали, какие события, возникавшие в их работе, привели к их крайней удовлетворенности и крайней неудовлетворенности. Их ответы приведены на рисунке 1 в процентах от общего количества «позитивных» рабочих ситуаций и «негативных» рабочих ситуаций. (Сумма больше 100% на обоих сторонах по причине того, что часто как минимум два фактора связаны с одним событием; совершенствование (прогресс), например, часто сопровождается предполагаемой ответственностью).




Для иллюстрации, типичный ответ о достижении, имевшем негативный эффект на работника, был: «Я был несчастен, поскольку не смог успешно завершить работу». Типичный ответ в небольшом количестве положительных рабочих событий в сфере политик копании и управления был: «Я был счастлив, поскольку компания выделила наш отдел как самостоятельный, и следовательно я больше не буду отчитываться перед парнем, с которым у меня не складываются отношения».

Как показывается правая нижняя часть рисунка, из всех факторов, ответственных за удовлетворенность работой, 81 % были мотиваторы. И из всех факторов, сделавших вклад в неудовлетворенность работников своей работой, 69% были гигиенические факторы.

Дальше читать:
ч. 4

ч. 5

ч. 6

окончание

hr, приверженность персонала, Герцберг Фредерик, корпоративная культура, мотивация, вовлеченность персонала, перевод, признание

Previous post Next post
Up