Образ Дьявола в христианской классике и в массовой культуре.

Aug 25, 2019 15:06

Между сложившимся в массовой культуре образом Дьявола и его христианским пониманием(то есть со стороны людей, занимающихся познанием доброго и злого на предельном, полном вовлечении) лежит целый пласт романтизации, который изменил его восприятие почти до неузнаваемости.

В классике, Дьявол никогда не "милый", "классный парень" - это и понятно, в то время как массовая культура относится к образам "темного, девиантного, но смпатичного Сцотоны" с игривым сочувствием, как бы всерьёз выбирая между ним и не столь уже и привлекательным путем к Богу и добру.

В классике, Сатана есть воплощение горя, его носитель, воплощение духа отчаяния, печали, скорби, уныния, ложно направленных, пустых сомнений, тупика, рабства.
Бог же, напротив, есть источник духовной радости, оптимизма, любви, надежды, веры, свободы.

В молитве "Да воскреснет Бог!" говорится:

Текст молитвы «Да воскреснет Бог»

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́. Я́ко исчезает дым; да исчезнут; я́ко тает воск от лица огня, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ любящих Бога и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы силою на тебе пропя́таго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сше́дшаго и попра́вшаго силу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помогай ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со всеми свя́тыми во веки. Аминь.

Обращает на себя внимание на "И в веселии глаголющих"
Стереотип - социальный, во многом обусловленный тем, что во многих религиях исторически часто делался акцент на аскетизм и сверхмирские цели, не связанные с внешними источниками радостей,а то и прямо порицающий сомнитеьные источники наслаждений, легкомысленную весёлость, гедонистический, растлевающий и саморастлевающий подход к облегчению жизни, к самопотаканию -
привел к тому, что произошел переворот образов Сатаны и Бога:

В социальном мейнстриме, Сатана - веселое, игривое и озорное существо, Бог - серьёзное и лишенное игрового, творческого начала

Но в классике дело обстоит противоположным образом: именно Бог - Творец, источник духовной радости, христианского веселья, победы, даже триумфа, подлинных "крыльев", игры, созидания, вдохновения, но при этом благонаправленного.

Сатана - тот, кто пытается направить человека против его естественного интереса к развитию, замкнуть в отчаянии, низвести на уровень, где его духовные силы к проактивному отношению к миру, оптимизм, внутренний свет - будут угашены, низведены до пустых фантазий, разрушены.

Потому Иисус Христос в Евангелии говорит о свете, о тьме и о свече, которую надо ставить выше, а не прятать во тьму.
14 Вы - свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"
(Евангелие от Матфея 5:14-16)

Раскрыть образ Лукавого именно с классической позиции - так, чтобы это было и художественно,и при том "без коэльщины" - сложная задача.

Но тем она и интересна.
У Достоевского с Булгаковым - не вышло, потому что при написании книги их собственный ум колебался , смазывая образы, они и для себя не слишком выяснили, что есть одухотворенное агапическое добро , в конечном итоге, чтобы противопоставить его одновременно и пошлому марксизму, и пошлому же, фарисейскому пониманию "демонстраивной духовности", оторванной от своего жизненного корня, чтобы , "от противного", определить, и что есть зло, что есть глубинный демонизм.

искуссво, культура, книги, социум, добро, зло

Previous post Next post
Up