Каин и Артем

Mar 09, 2021 00:17

Хаим по прозвищу Каин - это идеализированный "литературный" еврей: он маленький, суетливый, жалкий и покорно терпит обиды от всех окружающих, даже от единоверцев. Каин принадлежит к социальным низам Шихана, Артём - к верхам. У Каина ярко выраженное "виктимное" поведение, Артём - "тиран" Шихана. Автор сводит в рассказе две крайности, я думаю, чтобы было интереснее.

Артем - это ни работяга наподобие Коновалова, ни разбойник: он хочет жить сытно и беззаботно, поэтому ему легче быть паразитом-альфонсом. Понятно, что эта привольная жизнь не продлится долго. Регулярные "Артюшкины выходы" приближают конец. Я не знаю, насколько они достоверны психологически, но на лежащем кверху пузом герое интриги точно не построишь.

Похоже, в образе Артема автор показал Ларру в действительной жизни: тот скорее всего вёл схожий образ жизни; не он похищал девушек, а те дрались за право быть "похищенными". Артём - тоже одиночка: он не вступает в разговор первым, хотя всегда поддерживает беседу (для человека со статусом тирана это странно), сам не делится заработком, съедает всё один, ни с кем не водит компании. То есть не пытается стать кому-то нужным (женщины, которые "вешаются на него" сами, видимо, не в счет). Для человека, не наделённого сказочной неуязвимостью Ларры, это довольно глупо; автор и делает героя глупцом, не способным даже к воровству. Горький показывает, что невозможно не считаться с людьми, от которых зависишь: конец могучего одиночки предрешён.

К слову, самому автору такой тип "социального поведения" скорее всего чужд. Так в "Горемыке Павле" 1894г. герой размышляет:

Хорошо быть таким человеком, который мог бы понимать всё это - вечер, небо, звёзды, засыпающий город и свои думы; который бы знал - зачем всё это нужно, какая во всём этом скрыта дума и душа, и который жил бы вровень с этим пониманием и знал бы, зачем и сам он нужен и какое тут его место. Может быть, тогда тот человек мог бы сделать всю жизнь такой же тёплой и мягкой, как этот вечер, и сроднил бы людей до того, что каждый человек видел бы в другом самого себя и не боялся бы его...

А в рассказе "Читатель" 1895, 1898 годов Горький кратко повторяет эту же мысль уже от себя:
Я думал: «Хорошо быть чем-нибудь на земле, среди людей!»

Кажется, что Артем презирает мнение окружающих, но это не так. Объявив себя защитником Каина, Артем сразу же почувствовал себя не в своей тарелке:

Обеими своими ручонками Каин потряс громадную лапу своего защитника и быстро ушел.
Выходя на улицу, он зашел за угол, остановился там и стал выглядывать из-за него. Ему была видна дверь трактира и не пришлось долго ждать. Скоро в этой двери, как в раме, явилась фигура Артема. Брови у него были нахмурены и лицо такое, как будто Артем боялся увидеть что-то неприятное ему. Он долго и пристально рассматривал людей, толпившихся в улице, а потом его лицо приняло обычное, лениво-равнодушное выражение, и он пошел сквозь толпу, туда, где улица упиралась в гору,- очевидно, на свое любимое место.
Каин проводил его тоскливым взглядом и, закрыв лицо руками, уперся лбом в железную дверь кладовой, около которой стоял...

Скоро Артём становится объектом насмешек и объявляет Каину, что не будет его защищать. Отказ от своего слова ещё больше уронит его авторитет, подорванный обществом Каина. Расквитаться со своими обидчиками он тоже почему-то не спешит. А вообще, похоже, что после избиения Артем начал задумываться, стоит ли вольготная жизнь на Шихане такой цены и не пора ли податься в родные края. Впрочем, я думаю, драмы для него в этом нет.

Горький

Previous post Next post
Up