Часть 1. Верона, 31 марта - 3 апреля
1.4. 1 апреля, Церковь (базилика) Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia)
1 апреля получился насыщенным днем.
С утра мы успели побывать в храме Сан-Дзено, затем, пройдя по набережной вдоль реки Адидже, вышли к музею Кастельвеккио, который оставил также неизгладимое впечатление.
После музея мы прошли к Триумфальная арке Гави и затем мимо церкви Chiesa di San Lorenzo и уже знакомой Piazza delle Erbe (осмотр которой мы оставили на завтрашний день) вышли к
церкви (базилике) Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia).
1,2. Она находится на площади с одноименным названием.
Слева от нее на этой площаде находится Церковь Chiesetta di S. Pietro Martire, посвященная святому Петру Веронскому Мученику - доминиканцу, убитому кинжалом в 1252 г.
Далее, на снимке в центре - "висячий саргофаг" (о нем чуть нижу), и справа - сама церковь Св. Анастасии.
Поскольку церковь Св. Анастасии строили доминиканцы примерно в то же время, что и церковь святого Иоанна и Павла («Сан-Заниполо») в Венеции, по архитектуре она очень близка к венецианской церкви.
Если храм Сан Дзено - яркий пример романского стиля, то эта церковь - яркий пример готического стиля итальянских церквей.
Внешне фасад церкви не выделяется, так как работы над ним были незавершены.
Окно-роза, портик в виде арки и с барильефами сцен Нового Завета, житий святой Анастасии и апостола Петра, а также истории доминиканского ордена.
Фасад представляет собой готический портал 1330г с серией 5 арок, выложенных мрамором трех цветов.
Портал имеет три фрески 1430 , очень испорченных, приписывается Джованни Badile.
Верхняя лицевая панель представляет Троицу в окружении Богородицы и Святого Иоанна Крестителя, стоящего на коленях.
В нижнем люнете - Поклонение Троице доминиканцами, под руководством Святого Петра Мученика (слева) и жителей Вероны , во главе с Сан-Зено ( Справа ) .
Соответственно поддерживая знамя Ордена и города.
Перемычка портала вырезана так называемым "“Maestro di S. Anastasia" в 1320 году.
В ней представлены рельефы на темы основных христианских тайн .
На правой перемычке слева мы видим Благовещение Архангела Гавриила Марии в центре Рождества Христова и по правую- Поклонение волхвов.
На левой - слева - восхождение на Голгофу , к центру - Распятие и Воскресение справа.
У основания арок - фигуры Святой Екатерины Александрийской слева и Санта- Анастасия - справа.
На центральной пилястре - Святой Петр Мученик с символом солнца.
3, 4, 5
Справа от портала находятся две панели , иллюстрирующие два эпизода из жизни святого Петра Мученика : верхний показывает Нагорную проповедь, нижняя -сцены мученичества. Они относятся к так называемой Maestro 1436
Обратим теперь внимание на интересный обьект, находяящийся буквально рядом, слева от церкви - висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, также яркий исторический памятник Вероны.
Его создание относят к 1320 году и саркофаг считается предшественником веронских арок Скалигеров - готических надгробий известного рода, который управлял городом в XIII - XIV веках.
Четыре колонны поддерживают каменный балдахин, декорированный готическими пинаклями и шпилем с мраморным саркофагом.
В центре - барельефы Пречистой Девы с Младенцем и самого Кастельбарко. На крышке саркофага расположена мраморная фигура правителя. Его голова, лежащая на богато украшенных подушках, увенчана шапкой из горностая. Карниз арки содержит библейские сцены и скульптурные изображения святых.
Теперь можно перешагнуть порог, и посмотреть, что же внутри церкви.
6, 7. Впечатление человека, впервые вошедшего в церковь, трудно передать словами.
Она внутри - воздушная, поражает пространством и светом.
В первую очередь удивительная сила света, в которой немалую роль играет прекрасный, изящной цветной росписи, потолок.
Своды были украшены между 1432 и 1440 , вероятно, Джованни Badile и его мастерской.
"Да будет свет!" - эта церковь является настоящим воплощением этих замечательных слов Библии.
Она - самая большая церковь Вероны.
Схема церкви Святой Анастасии.
Пол церкви - замечательная мозаика, выложенная Пьетро да Порлецца в 1462 году из белого, красного и черного мрамора.
Белый и черный цвета напоминают об одежде монахов доминиканцев, красный напоминает о том, что церковь была освящена в память о мученике Св.Петре Веронском.
Ощущение, что смыслом и красотой наполнено все вокруг - каждая деталь в виде множества прекрасных картин, скульптур, мозаик, росписей, витражей.
1.1, 2.1, 2.2.
У двух колонн у входа в церковь устроены водосвятные чаши (XVI век), опирающиеся на гротескные статуи, называемые горбунами святой Анастасии
Считается, что если дотронуться до горба, то это принесет удачу.
1.2. Картина на стене у входа в церковь
3.1, 3.2.
Первый справа - алтарь семьи Фрегозо 1565г работы Данезе Каттанео -
вызывает сильное эмоциональное воздействие.
В центре - выразительная фигура Спасителя, слева - статуя Джано Фрегозо (Giano Fregoso), одетого в римские доспехи и плащ, у которого рука на мече, справа - аллегория военной Добродетели в лице богини Минервы, опирающейся на щит с девизом "Лучше умереть, чем опозориться".
У подножия алтаря погребён Этторе Фрегозо, важный представитель этой знатной веронской семьи.
3.3. В простенке между алтарями вот такая композиция
4. 1
Капелла Винченцо Феррери (VINCENZO FERRER)(1482г.) посвящена одному из
великих доминиканских святых.
Мраморные рельефы Пьетро да Порлецца первой половины XVI века, фреска в верхней части капеллы и алтарный образ со святым Викентием Феррери работы Пьетро Ротарио (середина XVIII века).
5. Алтарь Бевилакуа-Лацизе (Altar Bevilacqua-Lazise). Посвящен непорочной Деве Марии.
Скульптурная композиция в центре работы Орацио Маринали 18в.
На обрамляющем портале - фреска "Снятие с Креста" Либераре да Верона (15-16вв.)
На барельефах портала алтаря изображены и птицы, и пресмыкающиеся. Автор барельефов Пьетро да Порлецца, 16в
5.1. Рядом у одной из колонн Мадонна с Младенцем в окружении золотистых ангелов.
Эта композиция по моему выпадает из общей стилистики церкви.
6.1. Алтарь семейства Пиндемонте с ярким образом «Святой Мартин» работы Франческо Карото 1541г.
На картине Св. Мартин разрывает свой плащ, чтобы отдать половину тому, кто больше в нем нуждается - раздетому человеку.
А дело происходило зимой-)
11 ноября -
День святого Мартина - празднуется во многих странах Европы.
6.2. Колонны базилики украшаны фресками.
7.1. Далее - Алтарь Маццолени (1592г) посвящен доминиканской Св.Розе Лимской. Картина Джованни Чеффис (вторая половина 17в.).
Роза Лимская - первая католическая святая Латинской Америки, покровительница Перу и всей Южной Америки.
7.2. Справа от алтаря - картина Либераре да Верона (Liberale da Verona)(1463г.) "Магдалина, Св.Катерина и Св.Тоскана".
(Maddalena, S.Caterina e S.Toscana)
8.1, 8.2. Капелла распятия. Это наиболее древняя часть храма, так как именно здесь стояла предшествующая храму древняя церквушка Св.Анастасии.
Распятие неизвестного мастера середины XV века.
Здесь же прекрасная работа
Бартоломео Джольфино - захоронение Джанизелло из Фольгарии, изображение восьми Святых из раскрашенного туфа на передней панели и Снятие с креста на крышке саркофага.
9.1, 9.2
На боковой стене трансепта - алтарь Фомы Аквинского, или Алтарь Чентрего ( ALTARE CENTREGO).
Алтарь сделан в 1488-1502 годы.
Главным украшением его является алтарный образ «Дева Мария на троне со святыми Фомой Аквинским и Августином» работы Джироламо дай Либри (вторая треть XVI века)
В
трансепте расположен главный алтарь базилики, украшенный фресками «Страшный Суд» (Туроне, ок. 1360 года) и «Благовещение» (Микеле Джиламбоно, середина XV века).
В главном алтаре находится гробница Кортези Серего, созданная в 1492 году Нанни ди Бартоло.
Трансепт базилики кроме главного алтаря включает в себя четыре капеллы.
10.1, 10.2.
В правом углу правого трансепта (поперечного нефа) -капелла Кавалли.
В центре ее - алтарь. К сожалению, он был видимо на реставрации. Обычный вид его - на фото справа.
10.3. По левой стене - замечательные фрески, в т.ч. сверху, ближе к алтарю - фреска "Крещение Христа" неизвестного художника конца 14в.
10.4, 10.5 По правую сторону - гробница (саркофаг) Федерико Кавалли работы Стефано да Зевио (начало XV века).
Над гробницей - единственная в Вероне полностью сохранившаяся фреска Альтикьеро да Дзевио «Семейство Кавалли перед Девой Марией» ("Поклонение семейства Кавалии Богородице")- заказ семейства Кавалли.
Пилястры капеллы украшают фрески «Мадонна с младенцем» (1412г.), святой Христофор, Чудо святого Эгидия, выполненные Мартино да Верона в начале XV века.
11.1. Следующая капелла в трансепте -это Капелла Пеллегрини.
Она выделяется 24 терракотовыми панно-пластинами по обеим сторонам, и конечно же, замечательными витражами.
11.2, 11.3 Панели выполнены в 1435г, это работа Микеле да Фиренце c сюжетами о земной жизни Христа.
В частности, внизу - "Тайная Вечеря", а справа - сцены Рождество и Поклонение Волхвов.
11.4 На наружной стороне капеллы, под самым сводом церкви, находится известная фреска «Святой Георгий и принцесса» работы
Пизанелло, написанная в 1433-1438гг.
На ней Георгий Победоносец перед отправлением для сражения со змеем.
Справа от лошади - принцесса Трапезунда, которой как раз выпал жребий быть отданной на сьедение змею.
На сцене присуствуют также три лошади с всадниками, борзая, бояре. Уже готова лодка, развернут парус.
Справа вверху для подчеркивания сказочности и сочности - прекрасный город с церквями, шпилями, башнями, замком.
И здесь же два повешенных, один даже со спущенными штанами.
К сожалению, левая часть фрески, с драконом в сторону моря, практически утрачена вследствии приникновения воды с крыши церкви в течение многих лет.
12.1, 12.2 Вот и
пресбитерий (Presbiterio) -общий вид и своды
В центре алтарной части распятие.
По правой стене -фреска "Страшный Суд" (примерно 1360 год, ранее авторство отдавали Туроне, сейчас это предмет дискуссии).
Ее площадь - 34 кв м.
Она поделена на две основные сцены.
В верхней части Христос в окружении Мадонны и Св. Иоанна, и сидящие на троне по обеим сторонам Апостолы.
В нижней части - в центер - Распятие, слева от него - блаженные в Раю, а справа, в черном - проклятые в Аду.
Наряду с элементами готической живописи - троны, украшенные виноградными лозами и женские одежды, использованы и архаичные доготические элементы.
12.3. Посмотрим на левую стену. Здесь также замечательная фреска Джанбоно 15в. на тему Благовещение, а внутри фрески - мавзолей Кортезия Серего 1429г.
Кто это такой? Интересный экскурс
здесь.
Скульптурную составляющую приписывают тосканцу Пьетро ди Николо Ламберти (либо Нанни ди Бартоло), а живопись - венецианцу Микеле Джамбоно.
Это великолепное сооружение.
В центре - всадник с доспехами на коне, над саркофагом с портиком, который пуст.
Порт имеет 7 ниш - пять передних и два боковых, в которых должны были присутствовать бронзовые статуй, представляющие достоинства семьи.
Резная часть представляет собой двух солдат, отклоняющиеся тяжелый занавес.
Над ними и над тендом возвышается Серего с оружием в руках (меч являлся эмблемой семейства Серего).
12.4. Роспись купола.
13.1 Слева от пресбитерия находится следующая капелла - капелла Лаваньоли, посвященная
Св.Анне (cappella di Sant’Anna o Lavagnoli).
13.2, 13.3. Капелла украшена циклом фресок анонимного автора XV века "Призвание апостолов", "Иисус, входящий в Капернаум", "Распятие". Фрески по левой стороне.
13.4 Правая сторона капеллы.