Переработка - лишь миф, на распространение которого потратили миллионы

Jun 20, 2022 15:05



Знакомая гражданка стала свидетельницей инцидента: в приемной лаборатории, где она проходила тест на ковид, другая гражданка отказалась надеть бахилы, потому что они одноразовые и их не перерабатывают. Похвально! Этакий борец против загрязнения окружающей среды, да еще и протестированный на коронавирус.

Знакомая возмутилась и заявила, что чистота в медицинском учреждении тоже важна, а лично она в свою очередь противодействует использованию одноразовых вещей тем, что носит с собой авоську для продуктов- нет, авоська, это, пожалуй, убогое “совковое” изобретение, а у дамы модный “шопер” - и старается брать поменьше пакетов в торговых центрах.




А еще многие любители разнообразия - преимущественно в виде пустых и бесполезных вещей - держат в своем арсенале аргументов внушительный козырь, которым уже много лет беспощадно бьют оппонентов: все произведенные безделушки и их упаковку можно переработать!



Наверняка можно, хоть и, конечно, не все безумное “разнообразие”, поскольку переработка требует вложения немалых средств и усилий, в результате которых на выходе получается продукт второго сорта.[1] Ясен пень, что в условиях конкуренции и наращивания частных капиталов такие убыточные мероприятия отвлекают от великих целей- накопить миллиарды, скупить побольше недвижимостей, полететь в космос ради развлечения или, в конце концов, гордиться собой, когда благодаря собственной смекалке и труду инженеров и техников в небе вместо звезд будут сиять рекламные надписи.



При таком размахе компаниям-производителям барахла в яркой упаковке не до этого. На самом деле практически во всем цивилизованном мире происходит примерно следующее: граждане старательно собирают пластиковые бутылки и коробки, банки от пиваса и стеклянную тару, отсортировывают их и сдают на переботку. А компании по переработке собирают все это добро, грузят на морское судно и отправляют в страны, где живут нецивилизованные сиволапы- Таиланд, Вьетнам, Индонезию и тп.[1] Там почти всё это добро сжигают, закапывают или оставляют разлагаться...на сотни лет [2] - в качестве подарка будущим поколениям, если они вообще выживут хотя бы еще одно тысячелетие.

В итоге перерабатывают от силы 10% от всего собранного для рециклинга добра.[3] Одно время вторсырье отправляли на переработку в Китай, но начиная с 2018 года этот крупнейший игрок на рынке рециклинга закрыл двери для многих компаний, запретив ввоз 24 видов различных отходов. С тех пор пластиковые и другие отходы отправляют на свалки в бедных странах, у себя, или же они оказываются в мировом океане.



И эффективные собственники прекрасно знают об этом. Не только знают, но и начиная еще годов с 1970-х ведут агрессивную маркетинговую кампанию, в ходе которой потребителю внушают, что это он-подлый индивидуалист, потребляющий тонны ресурсов и загрязняющий планету своим ничтожным существованием.[3]

Собственно, так оно и есть: что еще остается рядовому гражданину, у которого вся жизнь- постоянная гонка на выживание, а наградой за успех в ней является то самое разнообразие. Для кого-то- это широкий ассортимент “Ламборгини” и “Бугатти”, а для большинства- богатый выбор магнитов для холодильника и диванов из “Икеи”. Верно, потребитель тоже несет ответственность, однако компании-производители, постоянно расширяющие производство ради личной прибыли и финансирующие такие кампании, полностью снимают ответственность с себя.



Первой масштабной кампанией такого рода стал совместный рекламный проект компаний “Пепсико”, “Кока-кола” и “Дикси капс”. В 1971 году эта троица выпустила ролик, в котором индеец с косами- на голове, разумеется, - бродит по городам США и видит разбросанные повсюду пластиковые бутылки, алюминиевые банки и одноразовые стаканчики, а в реке поблизости находит клочки размокших газет. Печально оглядев все непотребства, индеец начинает плакать и шеймить рядовых лапотников, работающих в промышленных зонах страны,- обычно более удачливые работники финансовой, рекламной и сферы управления живут в поселках, где мусор регулярно убирают. Наконец, он делает неоспоримый вывод: раз неотесанные потребители сумели замусорить планету, они и должны очистить ее от хлама.[3]



Это, конечно, отличное решение, однако, как выяснилось в ходе исследований, индивидуальные усилия граждан, пусть даже самые тщательные и настойчивые- в их число, к слову, входит умеренное потребление пакетов в супермаркетах и меры по сбору вторичного сырья для переработки- в самом лучшем случае смогли бы уменьшить загрязнение планеты лишь на 4% .[4]

Если же мы хотим изменить ситуацию хотя бы наполовину, то необходимо, чтобы 90% угля и 60% нефти и газа оставались в недрах Земли- иными словами, нужно обеспечить рациональное использование ресурсов планеты для производства самого необходимого после полувековой практики разбазаривания ценных резервов для производства и продажи тонн продукции, оказавшейся еще иногда и невостребованной из-за существующих в настоящее время производственных отношений, когда собственники предприятий обдирают непосредственных производителей- тех самых лапотных рабочих в цивилизованных и нецивилизованных промышленных зонах- в процессе создания продуктов потребления, заплатив им ничтожную долю стоимости, воплощенной в товарах посредством их рабочей силы.

Получается такая “эффективная” экономическая модель: собственники производства ради извлечения прибыли для себя любимых бесконтрольно используют ресурсы, производят тонны продукции и избавляются от использованного или нереализованного хлама самым варварским образом, перекладывая вину за истощение природных запасов и загрязнение окружающей среды на каждого отдельно взятого потребителя- так, чтобы им стало стыдно, и они бы устраивали сцены с бахилами и трясли бы своими “шоперами”, доказывая друг другу, что каждый перещеголял другого в деле спасения планеты.



Однако такие меры не только не дают разглядеть истинных виновников, или даже по большому счету виновника- капиталистический способ производства, при котором победителями всегда выходят собственники производства, ловко перекладывающие всю ответственность на отдельно взятых индивидов, - но и позволяют собственникам производить еще больше, убеждая граждан в том, что они своими усилиями по сдаче вторсырья на переработку и индивидуальной экономией, когда им удобно, могут помочь планете и быть спокойными за ее будущее. Например, по данным Всемирного экономического форума, к 2040 году ожидается увеличение производства пластика в два раза, а еще через десять лет- в три раза. [6]

В результате мы имеем: плавучие острова непереработанных отходов в океане, залежи барахла на свалках, частицы пластика на вершине Эвереста и на дне Марианской впадины в Тихом океане. А еще пластиковые микрочастицы в грунтовых водах, в продуктах потребления- в газировке, пиве, коньяке и тд- и даже в воздухе, который мы ежедневно вдыхаем.[3]



В настоящее время крупные производители переняли ту же тактику в отношении потребления энергии и других ресурсов, и теперь потребителям навязывают вину за использование воды, электричества, бензина для собственной перевозки себя на работу и тд. Граждан призывают ездить группами - так называемый каршеринг, отдаленно напоминающий советский автобус, только водителем в нем выбирают одного из пассажиров, которые помимо этого несут ответственность за недешевое содержание транспортного средства и за топливо.



Еще им рекомендуют поменьше мыться, использовать меньше электроэнергии при обогреве и охлаждении помещения и отказаться от потребления мясо-молочной продукции.

Благо последнее сейчас сделать нетрудно: во многих- довольно цивилизованных!-  странах граждане вынуждены отказаться от мяса еще и потому, что цены на него выросли до такой степени, что люди элементарно не могут его себе позволить и постепенно переходят на потребление других видов белка- например, фасоли и бобов. [7]

Разумеется, все буржуазные средства массовой информации, которые в очередной раз решили все-таки докопаться до источника всех проблем и таки нашли,- собственников крупных компаний!- тут же предлагают решение: полный переход на использование“зеленой” энергии.



И кто же, как ни те самые собственники, должны взять на себя эту почетную миссию! Мы уже воочию видим результаты их работы с нефтью, газом и углем, а теперь еще будем ждать таких же блестящих успехов в деле использования альтернативных видов энергии. Они уже даже собрались дружной компанией, в числе участников которой фигурируют самые эффективные и успешные предприниматели планеты,- Гейтс, Безос, Блумберг- и объединились для совместного проекта, предполагающего добычу редких ресурсов на сумму примерно $ 1,4 триллиона для производства электробатарей в Гренландии. Участок, размером с Люксембург, который намерены использовать для добычи ресурсов, станет чем-то наподобие “Норильск-Никеля”.[8] Надеюсь, все знают, во что другие эффективные превратили Норильск?



В общем, будем с нетерпением ждать новых выдающихся результатов, сражаясь по ходу с пакетами и бахилами. Или с такой же прытью попробуем отправить эффективную компанию блестящих предпринимателей на...переработку?



Такую, после которой, возможно, и они смогут сделать хоть что-то полезное для других.

1.theguardian.com/environment/2019/aug/17/plastic-recycling-myth-what-really-happens-your-rubbish

2.storage.neic.org/event/docs/1129/how_long_does_it_take_garbage_to_decompose.pdf

3.businessinsider.com/fossil-fuel-companies-spend-millions-to-promote-individual-responsibility-2021-3

4.iea.org/reports/net-zero-by-2050

5.nature.com/articles/s41586-021-03821-8

6.www3.weforum.org/docs/WEF_The_New_Plastics_Economy.pdf

7.globalnews.ca/news/8167874/meat-prices-canada/

8.bluejaymining.com/projects/greenland/disco-nuussuaq/



окружающая среда, переработка, капиталистический способ производства

Previous post Next post
Up