Жреческие рода

Jul 14, 2008 18:25

Когда Аматэрасу оо-ми-ками - Великая Священная Богиня, Освещающая Небо повелела наследнику своему спуститься на Тростниковую Равнину-Серединную Страну дабы управлять ею, родилось у него дитя, которое назвали Амэникиси-куниникиси-амацухико-хикохо-но-ниниги-но микото - Небесный Юноша-Бог Небесного Изобилия, Земного Изобилия Рисовых Ростков (но обычно называли его проще - Ниниги-но микото) было решено, отправить его заместо отца.
И тогда Аматэрасу оо-ми-ками повелела дать свиту.
Это были
  • Амэ-но-коянэ-но микото
  • Футодама-но микото
  • Амэ-но-удзумэ-но микото
  • Исикоридомэ-но микото
  • Таманоя-но микото
каждому его службу определив, послали [их] вниз с небес.

так вот, первые три
Амэ-но-коянэ-но микото - предок божественный рода Накатоми
Футодама-но микото - предок божественный рода Имубэ
Амэ-но-удзумэ-но микото - предок божественный рода Сарумэ

Всего же четыре было главных жреческих рода. Не перечислили мы пока только Урабэ, который появился позже - являясь младшей ветвью рода Накатоми.

Накатоми считались самыми главными из всех жреческих родов и занимали высшие должности в Управе по делам Земных и Небесных богов (Дзингикан). 
Их светской ветвью были знаменитые Фудзивара, которые так же, как Накатоми доминировали по праву в политической жизни, занимая высшие государственные посты в Государственном Совете (Дайдзекан).
Накатоми являются специалистами по всем обрядам очищения. Ибо предок их божественный - Небесный Бог Возносящий. Только они имеют право  читать молитвословие "Великого изгнания грехов" и "Добрословие Накатоми".
Но ранее были у них и другие функции, кроме сказанных - гадательные. Их передали они роду Урабэ - что стал четвертым родом.

Следующим влиятельным светским родом был Имубэ (или Имбэ в другом прочтении). Они специализируются на обрядах воздержания и отвечают за ритуальную сторону при строительстве помещений для Государя. И оно понятно, ибо предок рода божественный - Бог Большой Драгоценности. Кто же, как ни чтящие традиции потомки смеют обряды сотворив, к ками обратившись, воздвигнуть внуку божественному обиталище великолепное ..." Только они имели право читать молитвословия "Благопожелания дворцу" и "молитвословие в праздник священных врат".

Разделение функций между двумя родами объясняется мифологическим прецедентом:
Амэ-но-коянэ-но микото произносил "грузные слова заклятия" (молитвословия), дабы выманить из пещеры Аматэрасу оо-ми-ками, и таким образом Накатоми претендовали на исполнение ритуальных обращений к небесным богам.
А Футодама-но микото, предок Имубэ, является прародителем Амэ-но томи-но микото. что постоил дворец для мифического земного первоимператора Дзимму-тэнно.

Эти права закреплены в "Энгисики":
"Молитвословия всех праздников произносят чины рода Накатоми, кроме благопожелания дворцу  и праздника священных врат, которые произносят Имубэ..."

На самом деле цитата не отражает полного представления дел. Существовал еще один род - Фумибито, который имел право на произнесение нескольких текстов, а "Благопожелание богов Идзумо" произносил обычно управитель земли Идзумо.

Третий род - Сарумэ - ведал ритуальными танцами. И оно понятно - ведь прародительница рода Небесная Богиня Отважная, что "может  лицом к лицу встретясь, одолеть другого", танцевала перед Гротом, в котором сокрылась Аматэрасу оо-ми-ками.

Кроме этих родов стоит отметить род Камубэ. Ему было доверено к чрезвычайным праздникам молитвословия готовить, то есть к таким, проведение которых не повторяется из года в год.  Это были молитвословия по случаю - например, для обряда испрашивания дождя, или прекращения дождя и так далее.

* * *
В состав управы Дзингикан (Ведомства по делам богов неба и земли) входили:
1. Жрецы Накатоми
2. Имубэ
3. Камубэ (они помогали Имубэ готовить приношения)
4. Урабэ - гадатели
5. Исполнители ритуальной музыки на флейтах и кото
6. Посвященные жрицы Микамунаги - они подносили дары двадцати трем богам, в том числе восьми богам павильона Хассиндэн
7. Танцовщицы Сарумэ
8. Мальчики-помощники  Урабэ (в их обязанности входило разжечь огонь под панцирем черепахи или лопаткой оленя в процессе ритуального гадания)

Изречения, Синто, Фудзивара, Миф

Previous post Next post
Up