Мстёра

Nov 11, 2014 21:44





Я сижу в кафе "Три сазана" с видом на центральную площадь Мстёры. На пустынной площади притих пришедший из Вязников ЛИАЗ. Этот старенький привет из детства смотрится здесь очень органично. Время будто бы застыло. Суббота, дело к вечеру, народу на улицах почти нет. Обед мой вышел мне в 109 рублей. В эту сумму уместились два пирожка: с капустой и с яблоком, чай с сахаром, бутылочка дюшеса и коньяк. В отличие от столицы здесь уже все завалено снегом и ощущение, что на улице не октябрь, а январь. Ночью было около шестнадцати ниже нуля, а мужики идут на рыбалку в полном зимнем обмундировании. Это я подвожу к коньяку. Немного освежившись на мстёрских просторах, я осознал, что мне необходимо и согреться. С водочкой я поостерегся, а вот коньячок вроде бы нормально. Справился у очень полной и очень приветливой продавщицы, откуда мол. Оказалось, нижегородский. Всячески рекомендовала. Берут. Жаловаться не возвращаются. Вот уж настоящая смесь французского с нижегородским. Пошел, в общем-то хорошо... То ли дело дюшес, произведенный где-то здесь в деревеньке со странным для владимирских краёв названием Эдон. Его залпом не выпьешь. Да и вообще, как оказалось, пить это практически невозможно. А жаль, знаю места в глубинке, где делают очень неплохой лимонад.

Пора уезжать, а очень не хочется. Маленькая Мстёра очаровала по-настоящему. Эти уютные улочки и домики на них, главки храмов, живописные берега Мстёрки, которая через полкилометра восточнее отдаст свои воды Клязьме, очень приятный уху местный говор и такие же приятные русские лица, трогательное и трепетное отношение к сосланной на задворки клавиатур букве Ё в местной топонимике, вручную созданные вывески, старички на велосипедах. Хочется или остаться здесь, или запрыгнуть в тот самый ЛИАЗик и потрястись куда-нибудь в его теплом маленьком салоне. Или забраться еще дальше, в Палех, в Холуй - места, в которые хочу попасть очень давно, но, как это часто бывает, поездка все откладывается. У этих населенных пунктов вообще много общего, особенно, конечно, по части знаменитого промысла - миниатюрной живописи. Похожа и история, сначала писали иконы, но после революции пришлось, что называется, перепрофилироваться. Не ошибусь, назвав самым известным из этой тройки именно Палех, про Мстёру я, признаться, узнал сравнительно недавно. Но Мстёра при этом ближе всех к Москве, хотя по большому счету, доехали вы, например, до Коворова, а там уже все это близко получается...Я, правда, забываю про Жостово, но там подносы.

С народными промыслами во Мстёре вообще всё в порядке. И не только в прошлом, когда здешние края славились искусными ювелирами, украшавшими богатые оклады икон чеканкой, эмалью и сканью, или резчиками по дереву, или мстерской иконописной школой, что была известна на всю Россию. Но поныне живы, например, и местные вышивальщицы «белой гладью» и «красным швом». Если успеть по времени (а закрывается здесь многое, как часто бывает в таких местах, очень рано), можно привезти из Мстёры знаменитую местную вышивку. Здесь работает ряд фабрик, в том числе строчевышивальная (белая мстёрская гладь и «владимирские швы»), ЗАО «Мстёрский ювелир» (посуда и столовые приборы из серебра и цветных металлов, ювелирные изделия - что-то похожее есть также в другой части области, в Кольчугино), фабрика игрушек.



Мстёра была третим новым посещенным для меня населенным пунктом Владимирщины в этом году. Как-то так получилось, что именно Мстёра больше всего запала в душу. И глобализация, в целом, не сильно ее задела, и туризм особо не испортил и не избаловал, лубок в гости вроде не заходил. Как говаривал Орлович из "Покровских ворот": "Да, в нем есть нечто подлинное". И, пускай, сегодня Мстёра только ПГТ, но я воспринимал это место именно городком. Купеческие особнячки, фабрики, монастыри и вообще следы былого величия. По сути, здесь и сегодня лабазы, лавчонки, главки церквей, девятнадцатый век. Вполне себе можно представить, как все было раньше. Хотя, как я понял, городом Мстёра так никогда и не побыла.

Начиналось все, как это часто было в нашей истории, со старообрядцев. Глухие леса были отличным местом, чтобы укрыться от гонений. А потом и знаменитое трудолюбие и сплоченность дали свои плоды. В конце XVII - начале XVIII веков зарождается иконописный промысел. В конце XIX века открылась небольшая фабрика по производству окладов для икон. Удачно было и расположение - водный путь из стольного города в богатый Нижний Новгород. Все это превратило Мстёру в зажиточную торгово-ремесленную слободу.



1. Свято-Богоявленский мужской монастырь

Первое упоминание о Свято - Богоявленском мужском монастыре относится к 1628 - 1629 гг. В начале 1930 г. после закрытия монастыря образовался музей живописи, церковной и фольклорной старины, а часовня была превращена в лавку, где продавали керосин.



2.



3.



4. Что-то наподобие торговых рядов. Здесь можно купить как мстёрскую вышивку, так и изделия мстёрской лаковой миниатюры.



5.



6.



7.



8. Церковь Богоявления Господня (1687, 1688)

Богоявленская церковь вообще очень яркое само по себе сооружение и уж несомненно украшение всей Мстёры, хотя и изрядно поруганное в советские времена.



9.



10. Очень впечатляет крыльцо.



11.



12. Церковь Владимирской Божией Матери (первое упоминание относится к 1734-му году). Особенно впечатляет внутренне убранство.



13. Никола Можайский...



14. ... и записочки с просьбами к нему. Интересно, куда они отправляются, когда ящик переполняется...



15.



16.



17. Церковь Иоанна Милостливого. Здесь очень необычные витражи, которые вообще ,как мне кажется, не особо характерны для православных храмов.



18.



19.

Ну а мы плавно подошли к одной из главных достопримечательностей Мстёры - художественному музею. Здание в два этажа вроде и небольшое, но вы и часа, проведенного здесь, не заметите. В музее находятся подлинные раритеты мстёрских иконописцев и культовых резчиков по дереву. Жемчужины коллекции - старинное скульптурное изображение «Христос в терновом венце» и горельеф головы Иоанна Крестителя. Здесь же драгоценные шедевры мстёрских ювелиров и работами искусных вышивальщиц. «Лаковая» экспозиция музея - уникальная коллекция миниатюрной живописи основоположников мстёрской лаковой миниатюры и произведения современных художников-миниатюристов. Здесь же проводятся мастер-классы, на которых можно своими глазами увидеть уникальные старинные техники лаковой росписи и вышивки.

Относительно лаковой миниатюры, позволю себе обратиться к википедии, дабы не пересказывать своими словами:

"Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки. В XIV веке Мстёра наряду с Палехом и Холуем являлась одним из центров русской иконописи. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» - иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. В начале XX века с появлением хромолитографий в промысле наступил кризис. А после революции отпала необходимость в иконах."



20.



21.

"Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью возникло в 1930-е годы после Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Первоначально бывшие иконописцы объединились в 1923 году в «Артель древнерусской живописи». В 1931 году образовалась артель «Пролетарское искусство», впоследствии ставшая фабрикой. Именно после выставки принято решение изготавливать коробочки из папье-маше. Живопись выполнялась темперными красками, приготовленными на основе яично-желтковой эмульсии. К 1950-м годам сложились основные особенности стиля."



22. Как видите, местные умельцы довольно быстро смогли соориентироваться в реалиях того времени. Одно дело сказочные сюжеты и другое, так сказать, на золбу дня. Хотя, как мне кажется, "иконописное" здесь прослеживается очень сильно - по краскам, компоновкам. Можно вспомнить многосюжетные и многодетальные иконы (да простят меня специалисты, если они, вдруг, тут окажутся, за такие формулировки). С другой стороны и создали по-большому счету новую религию, так что ничего удивительного в этом перевоплощении нет.



23.

"Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» - нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» - приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется."



24.

"Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.

В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники."



25.



26.



27. Если честно, особенно интересно выглядят как раз эти послереволюционные сюжеты.



28. Зал мстерской вышивки.



29. Вышивальщица. Что меня больше всего привлекает в таких сценках - удивительные руки этих замечательных людей.

image Click to view



Вот удивительное дело, за половину дня во Мстёре я так много чего и не успел: дойти до старообрдяческой церкви, посмотреть ряд интересных зданий вроде дома иконописцев Кибирева и Зайцева, дома фабриканта Крестьянинова, просто побродить по улочкам, где много симпатичных домиков с красивыми резными наличниками (что для Владимирщины вообще характерно). Хоть снова приезжай, тем более и прицелов на будущее в этих краях у меня очень много: Ковров, Шуя, Палех, Холуй, Гороховец и дальше на Нижегородчину: Семенов, Городец. Оно и наскоком по-быстрому, конечно, можно. А вот так заедешь в какую-нибудь небольшую Мстёру и понимаешь - и дня мало...



30. Плотина на Мстёрке.

Как знать, может быть Во Мстёре и нынче увидеть подобные пасторальные сюжеты:



Источник фото: http://www.naturalist.ru/Mstera/Page-8r.htm
Фотография, правда, 1993 года, но стирают же до сих пор иногда в реке по старинке. Видел такое в прошлом году в Каргополе, до этого встречал в Чаплыгине. А Мстёра место почти патриархальное...



31.



32.



33.



34. Видимо, художественные промыслы откладывают отпечаток на местных жителей. Таких домиков очень много. И вообще очень много разных интересных старинных домиков. Хотя, конечно, они уже часто видоизменяются полностью или частично на современный манер.

Кстати, вот, к примеру, год 1988 года постройки:



Автор - cleofide. По-моему очень приятный образец наличия вкуса у людей.



35.



36.



37. Мстерский молодежный центр. Его тоже успел посмотреть только мельком. По-моему, очень приятный образец модерна. До революции - дом Козловых.

Владимирская область, Мстёра

Previous post Next post
Up