Я всегда неровно дышал к железным дорогам. Без особого фанатизма, но все-таки. Большая часть моей жизни прошла недалеко от станций Моссельмаш и Ховрино Октябрьской железной дороги. И частенько летними ночами я слышал грохот скатывающихся с горки вагонов и голос дежурной. Это сейчас все так плотно заросло точечной застройкой, что, кажется, уже ни один звук не пробьется сквозь эту плотную стену. Примерно на таком же расстоянии от дома станция МОЖД Лихоборы, с ее великолепными каменными постройками начала ХХ-го века в стиле модерн, которые даже после издевательской перекраски в голубой цвет впечатляют. И хоть я, повторюсь, совсем не жд-фанат (а среди моих знакомых такие имеются), но, что называется, "машку" от ЧМЭЗки отличу, был на Пресне и знаю, где в Москве находится станция Бойня. Да и ту же Окружную ножками истоптал немало.
Это небольшое вступление для того, чтобы дать понять, что о знаменитой Бологое-Полоцкой железной дороге я, конечно, слышал и читал не раз. Среди любителей железных дорог ветка эта, если не легенарная, то очень почитаемая. И не зря, ибо дорога эта настоящий заповедник и в некотором смысле музей под открытым небом. И что интересно, хотя дорога и не имела никогда какого-то важного экономического значения, но к ее сооружению подошли очень основательно, что вообще было характерно для того времени. Вся дорога выполнена в одном архитектурном стиле и до наших дней сохранились очень много интересных ее сооружений. Это своеобразный памятник деревянного зодчества того времени. И даже самый обыденный, простите, сортир, здесь выглядит грациозно. Конечно, что-то унесла с собой Великая Отечественная, развал Союза сделал эту ветку по сути локальной, да и последующие годы это скорее депрессия и сейчас мы по большому счету видим закат этой ветки, но тем не менее, ветка все еще жива и живы крайне интересные памятники истории, культуры, архитектуры и быта железнодорожного транспорта XX-го века.
Когда
НКО ЧУ РИЖТ "Портал" снова позвали меня в очередной блогтур в Тверскую область и я, изучив программу увидел там, что в ходе поездки мы увидим несколько станций знаменитой Бологое-Полоцкой железной дороги, я понял, что поеду непременно. И наверное, чтобы полностью прочувствовать эту знаменитую ветку по ней необходимо проехать на поезде, но я был рад и такой возможности познакомиться с дорогой.
Изначально линию задумывали как стратегическую, для связи центра и запада страны. Тут важно отметить, что название нынче дезинформирует, ибо до Полоцка поезда уже давно не идут. От Бологое можно уехать только до Великих Лук. Хотя путь этот займет очень много времени. Линия сегодня малодеятельна и ряд участков на ней совсем не позволяет развивать приличную скорость. Ветка проходит по довольно глухим в общем-то местам Тверской и Псковских областей. Преимущественно, конечно, Тверской, захватывая несколько её районов, в Псковской довольно небольшой участок. Сответственно, в день обычно бывает один-два поезда малой составности. Да и те поезда, как я понял, не переполнены. Дорога однопутная, неэлектрифицированная. Грузовое движение также не сильно активно, хотя в Фирово я наблюдал погрузку леса.
Перспективы ветки туманны. Лично я больше склонен к пессимизму. Хотя ветка и является стратегической, но по большому счету она связывает села и деревни, которые, как известно, вымирают и процесс этот сколь длительный, столь и стремительный. Ветка убыточна, а в РЖД деньги считать умеют. При этом все это наследство начала прошлого века могло бы стать роскошным туристическим объектом, сохраняя при этом и ту пресловутую функцию связи между глухими населенными пунктами. И конечно нельзя забывать и про рабочие места, которые здесь на вес золота. Но относительно туристического будущего моего оптимизма не хватает. Но я буду рад ошибиться.
Начали мы свое знакомство с дорогой со станции Бологое-2, которая находится где-то на тихих задворках города. При этом станция впечатляет. Путевое развитие, конечно, не сравнить со "старшим братом" Бологое-Московское, но все же. Веерное депо, которое, к слову, никогда не было использовано (не забываем про стратегическую роль дороги). Здесь же рядом шпалопропиточный завод и закрытая база запаса, содержащая, по всей видимости, немало раритетов. Кстати, про раритеты, на дорогу частенько передавали устаревшие локомотивы с других дорог (учитывая ее второстепенную роль). Кстати, Бологое-Полоцкая железная дорога оказалась последней магистральной линией Советского Союза, на которой эксплуатировались паровозы. Они были заменены тепловозами лишь в 1976 году, а маневровые - в середине 80-х.
Итак, перед нами красавец вокзал Бологое-Полоцкое. С утраченной башенкой и испохабленной кровлей, но все же в очень хорошем состоянии. Вокруг интереснейшие постройки дороги, да и поселок при станции выдержан в одном стиле. Смотреть на все это одно удовольствие. Любая постройка обнаруживает в себе принадлежность к одному времени и одной сущности. Это потом мы начали лепить все, как придется, отчего многие места нашей огромной Родины напоминают какие-то собирательные "Химки", а в начале 20-го века ко всему подходили с толком и расстановкой, от того и восхищаемся мы сейчас и этими архитектурными памятниками, как чем-то уникальным.
1.
2.
3.
Памятниками деревянного зодчества являются сохранившиеся станции IV класса (Куженкино, Баталино, Фирово и другие). Их фасады с большими окнами украшены деревянным декором, здания имеют мансарды, увенчанные невысоким шпилем с флюгером. Историко-культурный интерес представляют и многие другие придорожные постройки (водонапорные башни, сараи, путевые будки, кубовые). Помимо этого, на Бологое-Полоцкой дороге в большом количестве сохранилось старое железнодорожное оборудование. На линии до сих пор эксплуатируются жезловая система и семафоры. В рабочем состоянии находятся паровозные колонки.
4.
5.
6.
7.
Постройки возле станции Фирово:
8.
9.
Железнодорожная станция Баталино. Станция и деревня названы по фамилии Баталина - инженера-строителя железных дорог, умер в 1907, похоронен в с. Рождество, в 3 км от Баталино. Про село Рождество еще будет отдельный пост. Вообще, забегая вперед - Фировский район сам по себе настоящий заповедник, скрывающий в себе очень много интересных вещей.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Использованы материалы отсюда:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%EE%E3%EE%E5-%CF%EE%EB%EE%F6%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%EE%E4%EE%F0%EE%E6%ED%E0%FF_%EB%E8%ED%E8%FF Организаторы блог-тура:
НКО ЧУ РИЖТ "Портал",
Правительство Тверской области.
Партнёры:
Тверское представительство ОАО "Ростелеком",
"ЛИДЕР-Такси".
"Тверские ведомости" - информационный партнёр.
"Бизнес Информ" - юридический партнёр.