Преподавательское: к чему не могу привыкнуть 2

Nov 19, 2023 21:36





Всех преподавателей высшей школы - с праздником!

В прошлый раз я перечислил то, к чему не могу привыкнуть у студентов. Сейчас несколько слов о том, к чему не могу привыкнут в своей работе вообще.

1) Постоянные изменения учебного плана. Это просто катастрофа какая-то! Что не год, то изменения, причем значительные. Вот, например, лекции по зоологии беспозвоночных. Вначале на них выделялось довольно много часов - каждую неделю по паре. В 2018 резко сократили - в два раза. Ок, поохали, но приспособились. В 2021 вдруг опять увеличили в два раза, а в этом году снова сократили в два раза. Аналогично с большим практикумом: в этом и следующем году выделено очень мало часов, а в прошлом было в полтора раза больше, и к этому мы вернемся в 2025. И это не считая того, что в 2024 году по приказу сверху у нас открывают специалитет со своей параллельной программой!



2) РПУДы-УМКД - методические комплексы, которые преподаватели должны составлять каждый год. Я, человек мирный, иногда мечтаю убить ту сволочь, которая все это придумала (и я не одинок). Я даже сказал бы точнее: не все, а ту часть, которая связана с компетенциями и проверкой знаний. Это полный идиотизм. Вместо того, чтобы составить развернутый план лекции, я большую часть времени трачу на то, чтобы найти нужные компетенции по шифру и расписать, что они разовьют в студенте. Причем если у меня спецкурс по охране окружающей среды, то вовсе не факт, что к этому курсу будет прикреплена соответствующая компетенция - она может быть о «развитии сельского хозяйства». Некоторые кафедры держат специального человека, которые за всех делает эти МКД, но у нас такого нет. Я тщетно искал того, кто за деньги взялся бы - никто не хочет…

3) Уходят энциклопедисты, эрудиты, преподаватели широкого кругозора. Когда я пришел на кафедру, то столкнулся с большим наследием бывшего заведующего, профессора Соболева, который имел классическое образование, знал латынь и бегло говорил на французском. Даже остатки его огромной библиотеки впечатляли. Его ученики (мои учителя) были, конечно, не так образованы, но не делали удивленных глаз при упоминании Тёрнера или Бодлера. Ушли и они. И вот расскажу я вам, как со своим коллегой был в Пушкинском музее: провёл его по залам, показал наиболее значимых художников, рассказал, что у них особенного. Вышли - спрашиваю: что понравилось? «Я забыл, как его зовут, но тот чувак, который стариков рисовал» (=Рембрандт). Если гуманитарии начнут смеяться над убогими биологами, то успокою и их: в плане естественных наук у гуманитариев еще хуже, чем у биологов с искусством. Если Мандельштам писал стихи о лестнице Ламарка, а Блок хорошо знал растения окрестностей Петербурга, то сейчас дай бог, чтобы не называли клеща насекомым.

4) Не знаю, где как, но у нас в вузе огромные проблемы с научными ставками. Раньше в рамках университета были исследовательские лаборатории с учеными и аспирантами, но потом почти все ликвидировали. Научных сотрудников либо нет вообще, либо их ничтожно мало. Иногда узнаешь, что вот этот человек, оказывается, научный сотрудник, хотя никаких статей он не пишет, а занимается совсем другим. С наукой во многих вузах либо плохо, либо очень плохо. Преподаватели после защиты кандидатской часто бросают заниматься наукой, поскольку слишком много времени уходит на преподавание. Например, минимальная часовая нагрузка профессора - 600 часов, и это аудиторные часы + часы за руководство курсовыми и ВКР (очень скромные, кстати!).

5) Зарплаты… Работая в институте, для меня работа на 0,25 ст. в университете - это просто благотворительность. На такси хватает - и слава богу! А я застал времена, когда зарплаты в университете были выше, чем в институтах!

образование, наука, люди, зоология

Previous post Next post
Up