Религиозные войны

Jun 16, 2024 13:28

В продолжение прошлого постинга, о религиозном противостоянии в российском обществе. У меня что-то в последнее время всё чаще возникает такое ощущение, что чуть ли не все конфликты современности во всём мире обретают религиозный характер. Строгое деление на своих и чужих, провал коммуникации, нежелание встать на точку зрения оппонента и вообще признавать за оппонентом право на существование, уверенность в своей святой правоте, эсхатологическое мышление - в том смысле, что если вот эти, противные, победят, точно настанет конец света.

И почему-то мне всё чаще происходящее начинает напоминать религиозные войны от, условно говоря, выступления Лютера до… ну, наверное, до Славной Революции, хотя, может, и дольше. Как-то привычно называть этот период «Реформацией», ограничиваясь конфликтом между католиками и протестантами, но реально-то это был разнообразный набор множества линий напряжения у всех со всеми по всем вопросам. Практически сразу распавшееся единство протестантов против католиков вылилось в замес: лютеране против кальвинистов, лютеране и кальвинисты против анабаптистов, англикане против нонконформистов, кальвинисты против арминиан. У католиков не лучше: иезуиты против янсенистов, иезуиты против францисканцев, и все против иезуитов.

Кстати, замечу в сторону, история взлета и падения иезуитского ордена весьма поучительна и для современности, потому что они были своего рода технократами и методологами того времени, демонстрировали потрясающую эффективность, гибкость, исполнительность, обучаемость, влияние на умы и вообще, за что только ни брались иезуиты, во всём имели успех. Только вот через примерно столетие те самые гибкость, целеустремлённость, а также сопутствующие им неразборчивость в средствах создали им весьма дурную репутацию и среди светских властей, да и внутри католической церкви (не говоря уж о протестантах, которые иезуитов просто какими-то сатанистами изображали), что для иезуитов плохо закончилось. И нашим современным сторонникам позиции: «я просто хорошо делаю свою работу, игнорируя сопутствующие обстоятельства» стоило бы держать в памяти этот опыт.

И всё это на фоне масштабного социального сдвига, выразившегося и в появлении новой концепции суверенного государства, и в переосмысления взаимодействия между светскими и религиозными властями, и в развитии наук… да, ещё и про конфликт с гуманистами, Лютер против Эразма, тоже забывать не стоит, и распад феодальной системы, и Крестьянская война в Германии (и вообще, что там в Германии в это время творится, лучше и не вспоминать), в общем, всё и сразу. И по всем вопросам - бесконечные споры, разделения между бывшими друзьями и союзниками, анафемы и проклятия, передёргивания и инсинуации, обмен ехиднейшими памфлетами с самыми изощрёнными оскорблениями (твиттер той эпохи, только без ограничения на количество знаков). И все охотно, с удовольствием прибегают к насилию, и к организованному, через систему правосудия, и к стихийному, путём подстрекательства толпы, а порой и посредством масштабных войн.

Да и в области культуры тоже - классицизм против барокко, спор о древних против новых… Кстати, вот тоже неожиданно актуальная дискуссия, как раз о том, о чём сейчас так любят рассуждать, где должен лежать центр культуры - в канонизированном прошлом или в текучем настоящем, какие темы культура должна поднимать и в чём вообще её роль, каким языком следует писать, что такое прогресс в культуре и есть ли он вообще, каковы границы творческой свободы и так далее. Понятно, что сравнение натянутое, всё же ситуация и в культуре, и в обществе очень сильно отличается, но если почитать подробнее, там местами удивительные совпадения прослеживаются.

И вот, я думаю, может, и у нас сейчас такое же глобальное изменение происходит, просто мы его не очень хорошо осознаём, потому что находимся внутри ситуации (полагаю, люди той эпохи тоже не особо-то понимали её историческое значение, хотя ощущение конца света наверняка у многих было), и у нас тоже религиозное переходит в политическое, политическое в религиозное, религиозное в культурное, культурное в экономическое и всё это сплетается в какой-то безнадёжный узел. Разрушаются старые связи, сотрясаются устои, становится возможным то, что раньше казалось невозможным. И уровень дискуссии уже давно вышел за рамки, и священная ненависть юным (и не только юным) уродует лица, ненависть просится из берегов и далее по тексту.

Ах да, ещё религиозное и политическое тесно сплетается с гендерным, и тут наша эпоха, пожалуй, отличается, хотя во времена религиозных войн про положение женщин в обществе тоже спорили, но это был вопрос десятый, а уж про ЛГБТ даже и темы такой не возникало, гендерное обратно перетекает и в религиозное, и в культурное, и дальше снова по кругу, на колу мочало - начинай сначала. И против гуманистов теперь тоже так и норовят объединится, потому что какое уж тут величие человека или там неотъемлемые права человека, когда, во-первых, ещё надо понять, кто тут человек, а кто нет (тоже, кстати, примета времени - как бодро начали друг друга из людей выписывать), во-вторых, для триумфальной победы в священной войне в топку кидаются любые жертвы, и да, человеческие в первую очередь.

Пытаюсь как-то утешать себя тем, что тогда всё-таки пришли в итоге к мирному соглашению, как-то всё более-менее стабилизировалось, но тут же вспоминаю, каким количеством жертв обернулись все те конфликты, вспоминаю, что и после Вестфальского мира, и после Славной революции много чего ещё произошло, и что большая часть тех разногласий так и остались тлеющими, с риском в любой момент перейти в полноценный конфликт, и что оттуда же потом выросли и Великая Французская революция, и всё то, что за ней последовало.

Но впрочем - хотя бы христиане различных конфессий перестали друг друга резать… Только написал это предложение и сразу вспомнил, что вообще-то один конфликт между католиками и протестантами и другой конфликт между католиками и православными, с массовыми убийствами, взаимным террором и лютой ненавистью, прекратились буквально пару десятилетий назад, меньше, чем продолжительность жизни одного поколения, и тоже вопрос - они совсем прекратились или просто утихли на какое-то время.

М-да, ладно. Хочется всё же надеется, что в какой-то момент все устанут от взаимной ненависти и договорятся о каких-то компромиссах, пусть и гниловатых (а Вестфальский мир тоже ведь был местам весьма сомнительным). Возлягут рядом местные и пришлые, трансгендеры и южные баптисты, экологические активисты и главы корпораций, бедные и богатые, монархисты и республиканцы, фашисты и коммунисты… хотел написать «арабы и евреи», но это уже из серии «ври, ври, да не завирайся». Короче, есть надежда, что из нынешнего кризиса мировая система когда-нибудь выйдет и даже, может, в потрепанном, но не уничтоженном состоянии. Только вот жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе.

Заметки

Previous post Next post
Up