Неспешно прогуливаясь, что вечером, что на слеующий день, мы не могли, конечно же, пройти мимо того самого намоленного королевского места, знаменитых руин базилики, которую построил Джек сам будущий святой Иштван-Штефан. Место поклонения и место силы, центр вселенной и точка притяжения для всех мадьяров, вместе взятых. Живя рядом и имея столъко общей истории, мы оказываемся совершенно не готовы к встрече с венгерскими святынями. Так, где-то слышал, о чем-то читали. Поэтому будем изучать на ходу.
Самым распространенным и часто используемым прилагательным для Székesfehérvár является прилагательное "город королей". Это объясняется тем, что при упоминании города речь идет о королевском, светском и сакральном центре средневекового Венгерского королевства. Именно здесь хранились венгерские коронационные знаки, казна, архивы, именно здесь король проводил свои национальные законосовещательные дни, а законным правителем страны мог быть только король, коронованный в Фехерваре.
Еще одним из многочисленных церковных памятников Секешфехервара является его эпитет - город церквей. В средние века для верующих католической церкви было доступно около тридцати зданий религиозного характера. Под культовыми сооружениями мы подразумеваем в основном часовни или небольшие церкви, поскольку в целой стране, а тем более в городе, не принято было выстраивать огромные базилики в ряд. Чтобы подчеркнуть богатство города, многие церкви имели не один, а несколько шпилей; базилика, например, имела четыре. Как и в прошлом, в городе сохранилось около тридцати культовых сооружений, восемь из которых находятся в центре города.
Шестнадцать из них - римско-католические церкви, четыре из которых имеют по две башни, а одна - базилика минор и имеет статус кафедрального собора. Три церкви - реформатские, одна - евангелическая, одна - православная, остальные - различные молельные дома (адвентистские, баптистские, пятидесятнические, унитарные, израэлитские). Название "город Святого Стефана" получило распространение, особенно в последние годы, из-за тесной связи между королем и городом. Название "святой город" связано с похороненными здесь святыми, базиликой короны и паломническим характером города, его сакральной центральностью. Город также известен как город чемпионов и город фестивалей: первое название относится к его активной и успешной спортивной жизни, второе - к яркой культурной жизни.
Святой Стефан возвел Фехервар в ранг настоящего города и светского центра королевства. Он также построил королевскую базилику (1003-1038), которая, несмотря на свое церковное и светское значение, не была собором, поскольку король Стефан не учредил в Фехерваре епископство, вероятно, желая разделить церковную и светскую власть. Церковное значение города в Средние века было связано с очень престижным со-капелланством, которое соперничало с властью Эстергомского архиепископства. Дважды в год здесь проводились королевские законодательные дни и Сейм. До 1526 года в Фехерваре были коронованы 34 венгерских короля, а до 1540 года похоронены 15 королей.
Базилика Успения (или Базилика Девы Марии, Королевская базилика, Коронационная базилика, Главная базилика) в Секешфехерваре была самой большой и важной церковью средневекового Венгерского королевства, которую построил король Стефан I вскоре после основания государства. Базилика, ставшая чрезвычайно богатой благодаря королевским пожертвованиям, непрерывно строилась на протяжении веков, но была разрушена во время осад во время турецкой оккупации и после завоевания в XVIII веке, так что сегодня можно увидеть только ее руины.
От Петера Орсеоло до Белы IV (который был помазан в другой базилике в Балаве) и Фердинанда I - каждый венгерский правитель был коронован в этих стенах, а пятнадцать наших правителей выбрали церковь в качестве места своего последнего упокоения. В 1083 году останки короля Стефана и принца Имре были извлечены из их гробниц и превращены в реликвии.
Сейчас это место является одним из официальных национальных мемориальных объектов Венгрии, известным как Национальный мемориальный сад средневековых руин. Сад руин находится в восточной части старого города на площади Коронации. Приорат Девы Марии в Секешфехерваре было уникальным во многих отношениях. Частная церковь короля Святого Стефана, построенная на паломническом пути в Святую землю, была местом коронаций королей и королев, королевских свадеб и похорон в средневековой Венгрии. На протяжении веков здесь хранились корона и коронационные знаки отличия, а также важные документы. Он был местом многих судьбоносных событий, законодательных собраний и княжеских советов.
Первый король, Святой Стефан, следуя примеру Карла Великого, в начале XI века начал строить базилику в Секешфехерваре по образцу базилики в Ахене, в честь Девы Марии, как свое последнее пристанище. Когда строительство было завершено в XI веке, это была одна из самых больших базилик в Европе того времени, с площадью пола 60×30 м и высотой потолка около 30 м. Это была королевская базилика, как и Ахенский собор, с приоратом. Это была церковь коронации, где стоял королевский трон и хранились королевские сокровища, реликвии и драгоценности короны. Святой Стефан, как и Карл Великий, выбрал основанную им базилику местом своего погребения.
Базилика Святого Стефана имела три нефа и как минимум две башни. Необычайная важность здания на протяжении веков объясняется тем, что король Стефан (†1038), канонизированный в 1083 году, возможно, был упокоен в его стенах, а точнее, в центре церкви. Его саркофаг до сих пор можно увидеть в мавзолее, построенном в его честь. Его сын, принц Имре (†1031), который был канонизирован в то же время, был похоронен раньше. За исключением Белы IV (который был коронован в другой базилике в Секешфехерваре), все короли, сменявшие друг друга на троне после Святого Стефана, были помазаны здесь, вплоть до Фердинанда I. Многие из них (в общей сложности 14) были похоронены здесь, как и Стефан.
В 1327 году король Карл Роберт, желая быть похороненным в церкви, частично заколотил неф. В 1426 году уроженец Италии Пиппо из Озораи перестроил юго-западную башню базилики (обращенную к ратуше) в готическом стиле. Таким образом, симметрия церкви была нарушена, так как эта башня была намного выше другой северо-западной башни фасада. По оценкам специалистов, высота так называемой "башни Пипо" составляла 65-70 м. Строительство башни обошлось Пиппо из Озораи в кругленькую сумму, чья могила, вероятно, находилась под построенной им башней. Начиная с XIV века в церкви все чаще хоронили самых богатых людей. Последнее крупное строительство пришлось на время правления Матьяша Хуньяди, который снес бывшее восточное святилище и городскую стену за ним, затем засыпал территорию и построил новое святилище длиной 30 м, похожее на часовню, к востоку, чтобы служить погребальной часовней семьи Хуньяди. Позже городская стена была восстановлена. Так называемая капелла Маттиаса, возможно, была самой красивой частью базилики, похожей на святилище французских готических соборов, таких как Нотр-Дам в Париже. После пристроек общая длина церкви превысила 100 метров
Секешфехервар пал под ударами турок в 1543 году, и капитан турецкого замка разграбил королевские гробницы. Разрушение Коронационной базилики началось после успешной христианской реконкисты 1601 года, когда турки использовали башню Пипо в качестве порохового склада и, не сумев удержать город, взорвали ее, чтобы не дать победителям забрать порох. В результате сильного взрыва башня Пипо рухнула, а вся церковь сгорела. После осады ее не восстанавливали, а камни использовали для ремонта поврежденных городских стен. В 1602 году турки захватили город и использовали церковь в качестве каменоломни. Северные боковые часовни церкви сохранились в пригодном для использования состоянии, но были снесены в конце XVIII века, когда был построен епископский дворец. К началу XIX века все наземные остатки бывшей королевской базилики исчезли. Последующие раскопки обнаружили под землей только фундамент, но уже невозможно определить точный облик церкви. В базилике сохранилась только одна королевская гробница. Сегодня мы почитаем короля, который был найден вместе со своей женой Анной Шатильонской в 1848 году во время рытья канала в южном нефе церкви, как Белу III. В процессе идентификации было высказано предположение, что кости, найденные в гробнице, могут быть останками Кальмана Кёнивеса и его жены Фелиции из Хаутевиля. В качестве доказательств приводились уникальность генофонда, выявленная в ходе археогенетических исследований, и тот факт, что перед смертью Кальман Кёнивес страдал от ушной инфекции, что также было отражено на костях и отсутствовало на найденных костях. Кости, найденные в другой гробнице рядом с его могилой, были идентифицированы как скелет Белы Слепого II.
Сад руин выходит на ратушную площадь, где, собственно, и начинается старый город. И точкой отшета можно считать монумент королевского яблока, державы. Фехерварское право, более известное как
Оршагалма, - это декоративный фонтан из красного мрамора, памятник, расположенный в центре города Секешфехервар, посреди площади Варошаз. Декоративный фонтан был создан скульптором Белой Охманном и возведен в 1943 году. Он непосредственно напоминает о средневековом праве на самоуправление Секешфехервара, первого привилегированного венгерского города, праве Фехервара, но также символизирует прошлое города и переплетение тысячелетней венгерской государственности. Его латинская надпись "Libertates Civitati Albensi a S. Rege Stephano concessæ" представляет собой фрагмент средневековой грамоты, смысл которой заключается в том, что вольности Фехервару были дарованы Святым Стефаном.
Декоративный фонтан из красного мрамора, более известный как Королевство Венгрии, официально известный как Закон Белого Замка, был начат во второй половине 1941 года и завершен к сентябрю 1943 года. Крест на вершине каменной глыбы означает принятие христианства, а так называемая деревянная корона под ним - статус Фехервара как коронационного города. Львы держат герб страны, герб города и герб короля Андрея II. Под ними - годы 1001 (коронация короля Стефана), 1688 (освобождение города от турецкой оккупации), 1938 (900-летие со дня смерти Святого Стефана).
Круговая надпись сделана на грамоте 1237 года: "LIBERTATES CIVITATI ALBENSI A. S. REGE STEPHANO CONCESSAE", то есть вольности Фехервару были дарованы Святым Стефаном, или в другом переводе Фехервар - свободный город по милости Святого Стефана. Это отсылка к средневековому семейству вольностей, известному как Фехерварское право, которое, согласно традиции, было даровано Секешфехервару Стефаном I. Хотя в этой традиции нельзя усомниться, поскольку город считался столицей, ее нельзя и поддержать, поскольку письменные свидетельства относятся к Стефану III.
Фехерварское право было правовой основой для городов средневековой Венгрии. Поселение становилось настоящим городом только тогда, когда получало право фехервара, тем самым отличаясь от других простых поселений. Во время Второй мировой войны, после того как советские войска заняли город, Оршагалма была окружена деревянными стенами и покрыта четырьмя полотнами, изображающими батальные сцены. Сверху были помещены серп и молот. Эти символы были убраны 5 апреля 1948 года. В 1950-х годах сохранилась только нижняя часть каменного блока. Она была частично восстановлена в 1962 году, но даты и крест были возвращены на памятник только в 1985-1986 годах.
Чудесную кулису яблоку представляет епископский дворец .
Епископский дворец Cекешфехервара является центром епархии Cекешфехервара. Он был построен между 1788 и 1801 годами в стиле ампир и готики. Дворец имеет такие примечательные особенности, как епископская библиотека, в которой хранится около 40 000 томов, включая средневековые кодексы и старинные печатные книги. Епископская резиденция епископа Фехерварского - самое значительное здание этого стиля в Венгрии.
Построенный между 1788 и 1801 годами, дворец в стиле ампир и клетчатый дворец частично стоит на месте базилики Успения Святого Стефана и был построен из ее строительных камней. Первым архиепископом новой епархии стал Игнац Надь Селье, высокообразованный человек, мечтавший о епископской резиденции в соответствии со вкусом и великолепием того времени. Строительство началось в 1788 году по планам Франца Антона Фигса, но до смерти епископа в 1789 году было завершено только северное крыло. Берталан Миклош Милассин, епископ, ставший духовником короля Иосифа II, унаследовал управление епархией и проектную документацию дворца, хотя до сих пор спорят, использовал ли он первоначальные планы или разработал новые, и попросил Якаба Рейдера, известного архитектора того времени, достроить главное крыло нынешнего дворца. У нового архипастыря была значительная частная коллекция произведений искусства, но она была разграблена войсками, оккупировавшими город во время Первой и Второй мировых войн, и сохранились только две полные комнаты с обстановкой XVIII и XIX веков.
Все это расположено на площади
Варошаз-тер (на латыни в Средние века: Teatrum Civitatis) - главная площадь города Секешфехервар. Расположенная в центре Старого города, площадь в форме буквы L является одним из величайших памятников архитектуры барокко в Венгрии. Один из символов города и венгерской государственности - фонтан Национального дворца в честь Фехерварского права - находится в центре площади, которая в основном застроена зданиями в стиле барокко XVII-XVIII веков, включая дворцы, общественные учреждения, монастырь и церковь. Наиболее важными зданиями на площади являются главная ратуша, построенная еще в средние века и перестроенная на рубеже XVII и XVIII веков, квартал Химер-Фонт-Караффа, перестроенный примерно в то же время, также из средневековых зданий, церковь Святого Имре, построенная в 1720-1743 годах, и Епископский дворец, завершенный к 1801 году.
Зачем на площади проложены такие странные "рельсы" - не знаю, эти наши интернеты ответа тоже не дали. Культурное значение площади в жизни города огромно: на этой площади и ведущей от нее главной улице, а также на прилегающих улицах и площадях исторического центра проводится большинство традиционных городских мероприятий. Среди них следует отметить Королевские дни Секешфехервара, которые проходят около 20 августа, и период Адвента, когда здесь проводится одна из крупнейших в стране адвентских ярмарок.
Ратушная площадь расположена в самом сердце исторического центра города. С нее начинаются многие улицы города, в том числе знаменитая Главная улица. К площади также ведут улицы Васвари Пал, Кошут, Арани Янош, Листа Ференца, известная статуей тети Кати, Юкай, Оскола, Юхаш Гюла и Лакатош. Прямо рядом с Ратушной площадью, самой оживленной в Секешфехерваре, расположена площадь Коронации, на которой находится Национальный мемориал, а до площади Пиак можно добраться через улицу Листа Ференца. Улица Кошут ведет к площади Героев и двору Кошут (Староместская площадка), но заканчивается на площади Святого Иштвана вместе с улицами Мегьехаз и Арани Янош. Улица Фё ведет к роще Зичи и улице Оршагзасло.
Площадь Варошаз уже в ранние времена была главной площадью Секешфехервара. В средние века ее латинские названия были Forum in Civitate Albensi (Форум в Фехерваре) и Theatrum Civitatis Albaregalis (Главная площадь Фехервара), но использовалось и венгерское название Piactér (Рыночная площадь). Согласно традиции, на месте нынешней церкви Святого Имре находился дворец Стефана I, где в 1007 году родился принц Имре.
Северо-восточную часть площади когда-то занимало западное крыло Успенской базилики, руины которой можно увидеть в Саду руин на площади Короназо, примыкающей к Ратушной площади. Руины также можно увидеть под Ратушной площадью. Главное средневековое здание ратуши было перестроено после освобождения Фехервара от османской оккупации (1688 г.). Ратушная площадь была рыночной площадью города до рубежа XIX и XX веков. После этого до 1990-х годов ярмарки проводились на площади Хал, нынешней Рыночной площади, которая была построена на месте снесенных в XIX веке Палотайских ворот.
На площади располагается и еще одно важное здание -
ратуша.Это одно из украшений города, поскольку все три здания выполнены в богатом стиле барокко. Достоверно известно, что его главное здание уже использовалось в качестве ратуши в 1689 г. Нарядные ворота украшены коринфскими колоннами, аллегорическими статуями богини Иустиции (справедливости) и Пруденции (благоразумия) и волнистой арочной перемычкой с гербом города. Над ней находится изящно украшенная каменная рама, открывающаяся на балконную дверь, над которой возвышается богато украшенный карниз с изображением орла с распростертыми крыльями, короной в когтях и мечом. Дверной проем - работа мастера-каменщика Тамаша Вальха из Кисмартона, выполненная в 1717-18 годах.
Здания ратуши Секешфехервара расположены в историческом центре города, на площади Варошаз. Комплекс из трех зданий является одним из важнейших памятников города. Самой старой частью является главное здание, которое датируется Средневековьем. Его восстановление и перестройка начались после освобождения города от османского владычества (1688 г.) в стиле барокко. Второе здание, дворец Жичи, было построено в 1781 году в кистевом стиле, ответвлении позднего барокко. Свой нынешний вид он приобрел в 1936-1937 годах. Третье здание, бывший жилой дворец, также выполненный в свинообразном стиле, было построено около 1790 г. Главное здание ратуши на протяжении веков было местом проведения заседаний, решающих судьбу города, других важных мероприятий, таких как церемонии награждения и прием иностранных послов, и поэтому имеет большое политическое и культурное значение в жизни Секешфехервара. На его верхнем этаже можно увидеть подлинные копии Священной короны, коронационного меча и национального яблока, а также секреты Вильмоса Аба-Новака и Белы Контули.
Первый исторический источник о здании - так называемая перепись № I, составленная в месяц после окончания турецкой оккупации. Согласно ей, здание под номером 122 является городской ратушей (Pro domo Senatori), а для соседних участков и домов владельцы не указаны. Право собственности на здание было предметом больших споров, и в мае 1688 года провизор Хердеген подарил дом № 122 Ференцу Бабочаю, капитану веспремского генерал-губернатора. Однако в следующем месяце он передал его в дар мещанам (как следует из переписи) для использования в качестве дома совета. Обе стороны настаивали на праве собственности, но, несмотря на возражения мещан, Комитет нового поселения принял решение в пользу собственности мещан, против чего главный капитан протестовал даже 23 июля 1688 года. Но и тогда спор о собственности не был разрешен, так как в 1690 году мещане обратились в вышестоящие инстанции, чтобы вернуть себе здание совета. Из судебного спора можно сделать вывод, что здание, о котором идет речь, находилось в полуразрушенном состоянии, относящемся к турецкой эпохе, а возможно, и раньше.
Его восстановление и перестройка начались в 1690-х годах. Здание использовалось для празднования Реформации 27 мая 1693 года. На латыни оно называлось Domus Senatoria, или Дом сенаторов. Его окончательная реконструкция была завершена только в этом десятилетии. Во время ремонтных работ магистрат на короткое время переехал в отель "Черный орел", а вместе с ним и два канцелярских служителя. Ремонтные работы продолжались в течение всего следующего десятилетия. В 1710-х годах был добавлен барочный экстерьер ратуши, а в 1717-1718 годах были завершены богато украшенные каменные ворота работы кисмартонского резчика по камню Томаса Вальха. В конце XVIII века здание по-прежнему использовалось в качестве тюрьмы, но в 1767 году из него сбежали заключенные, поэтому его пришлось укрепить и расширить, что и было сделано в 1780 году.
В 1813 году была проведена масштабная реконструкция: часть здания была снесена и заменена новым, в котором разместились архивы. Однако найти окончательное решение для размещения постоянно растущей администрации не удалось, и в 1837 году было принято решение о строительстве нового штаба. Штаб-квартиру в неоклассическом стиле спроектировал Миклош Ибль, родившийся в Секешфехерваре. Однако вскоре строительство штаб-квартиры было снято с повестки дня. Политическая структура, похожая на ту, которую мы имеем сегодня, была создана в 1848 году, когда жители Фехервара избрали майское собрание. В 1897 году родилась новая идея, основанная на предложении городского советника Дьердя Дибаллы перенести ратушу на улицу Кошут, между Арпадскими банями и почтовым отделением.
Его восстановление и перестройка начались в 1690-х годах. Здание использовалось для празднования Реформации 27 мая 1693 года. На латыни оно называлось Domus Senatoria, или Дом сенаторов. Его окончательная реконструкция была завершена только в этом десятилетии. Во время ремонтных работ магистрат на короткое время переехал в отель "Черный орел", а вместе с ним и два канцелярских служителя. Ремонтные работы продолжались в течение всего следующего десятилетия. В 1710-х годах был добавлен барочный экстерьер ратуши, а в 1717-1718 годах были завершены богато украшенные каменные ворота работы кисмартонского резчика по камню Томаса Вальха. В конце XVIII века здание по-прежнему использовалось в качестве тюрьмы, но в 1767 году заключенные сбежали из него, поэтому его пришлось укрепить и расширить, что и было сделано в 1780 году.
Гуляли долго, неспешно и со вкусом. Пустые улицы несказанно радовали - в день всех святых положено отдыхать дома и весь город был наш. Тихий и спокойный. И ничуть не пафосный невзирая на королевские регалии. Ну что, будем считать, что общее знакомство с городком состоялось? Парочку мест мы еще внимательно осмотрим, а потом отправимся по окрестностям