"Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их." (c)

Aug 22, 2024 07:19



Мне казалось - мы видели уже все. Но не тут-то было, впереди нас ждала еще сокровищница, а потом еще пара часовен и монастырские клуатры. И это еще не все в базилике было открыто, мы приехали все-таки поздновато. И я думала - мы никуда не торопимся, время не подгоняет, можно ходить себе и ходить по совершенно невероятной церкви и наслаждаться прелестями искусства. В одной из капелл спряталось полотно Тьеполо, но я его не нашла.


Одна из самых красивых - капелла реликвий. Она была построена в конце XVII века в роскошном стиле барокко по проекту архитектора и скульптора  Филиппо Пароди. В трех нишах хранятся десятки драгоценных реликвий - подношения базилике и Святому Антонию в знак благодарности после исполнения того, что просилось в молитвах: золотые и серебряные, инкрустированные драгоценными камнями курильницы, потиры, реликварии с мощами Святого.


Aвторству Пароди принадлежат также статуи на балюстраде. Слева: святой Франциск Ассизский, Вера, Смирение, Покаяние, Милосердие, Cвятой Бонавентура; над центральной нишей: Святой Антоний в славе.


В левой нише достойны внимания: кадило (работы Ф. Балди, 1440) и кораблик для ладана (начало XVI века). Главные ценные реликвии, в этой же нише работы Р. Кремесини (1982), - это сезамовидная кость, часть кожи и волосы святого Антония.


В центральной нише, в изумительном реликварии работы ювелира Юлиано Флорентийского (1436), сохраняется нетленный язык Святого Антония; выше находится реликварий подбородка Святого. Здесь же расположен реликварий хрустального креста, шедевр Д. Фаббро (1437).  <..........................>


Впервые исследование мощей Святого Антония было проведено в 1981 году, через 750 лет после его смерти с разрешения папы Иоанна Павла II. После научных исследований мощи Святого были выставлены для всенародного почитания, что вызвало огромный интерес.


Это исследование, впервые после 1263 года, дало возможность увидеть останки Святого в отличном состоянии, которые были собраны в небольшом ящике, который, в свою очередь, находился в более старинном и простом гробу, где он и был захоронен.

.

Детальное исследование останков со стороны медиков и историков дало возможность так же и восстановить физические характеристики Святого: приблизительная высота 1,7 м.; строение тела худощавое; с благородным, немножко удлиненным и узким, профилем лица, углубленными глазами; руки минные с тонкими пальцами; возраста приблизительно сорок лет.


Сокровищница состоит из некоторых реликвий святого, таких как язык, который был найден нетронутым при первом вскрытии гробницы в 1263 году. Реликварий - флорентийская работа из позолоченного серебра ювелира Giuliano da Firenze (1434-1436). В другом ковчеге 1349 года хранится нижняя челюсть, а в третьем - хрящи голосовых связок.

.

Некоторой неожиданностью было то, что речевой аппарат Святого остался целостным: современные исследования подтвердили нетленность языка Святого проповедника Евангелия, которое было проведено в 1263 году.

.

Эти части тела в данный момент хранятся в капелле реликвий, так же как и ряса, найденная возле мощей и два старинных ящика с ценными тканями того времени. Скелет Святого Антония был помещен в хрустальный гроб, защищенный дубовым покрытием и перенесен на своё место первого марта 1981 года. <..........................>



В левой нише достойной внимания: кадило, работы F. Baldi (1440) и кораблик для ладана (начала XVI века). Самая ценная реликвия в этой же нише, работы R.Cremesini (1982) содержит сезамовидную кость, часть кожи и волосы Святого.


В капелле реликвий также хранится туника Святого Антония и деревянный гроб, в котором был захоронен его прах. <..........................>


Еще при жизни святой Антоний творил многочисленные чудеса, и к нему можно обращаться за помощью при многих недугах. Он является покровителем пекарей, шахтеров, путешественников, женщин, детей, лошадей и ослов, а также других людей. Считается, что он помогает людям найти партнера и вернуть потерянные вещи - отсюда и название «Шлампертони» в Баварии.



Могли ли вы когда-нибудь представить, что всего в нескольких шагах от этой часовни, слева от нее, может храниться сокровище Великого княжества Литовского? Но давайте начнем с самого начала. С момента своего основания в 1222 году Падуанский университет стал одним из важнейших академических центров в Европе для польских, литовских и русинских студентов. Когда в XVI веке была образована Польско-Литовская конфедерация, ее субъекты занимали второе место по количеству студентов, обучавшихся в Падуанском университете.


С годами число студентов неуклонно росло, поэтому была основана ассоциация под названием Natio Regni Poloniae et Magni Ducatus Lituaniae, объединившая не только студентов, но и паломников, дипломатов и священнослужителей, проезжающих через Падую. На первом собрании ассоциации 20 декабря 1592 года было решено профинансировать строительство алтаря со склепом, предназначенным для захоронения соотечественников, внутри базилики Святого.
.

По мнению Мирослава Ленарта, профессора Опольского университета и исследователя истории культурных отношений между поляками и итальянцами, факт концессии на строительство алтаря в одной из самых представительных церквей города свидетельствует о важности польско-литовской ассоциации в жизни Падуи в эпоху позднего Возрождения. Алтарь был освящен в 1607 году и вскоре стал предметом национальной гордости студентов Польско-Литовской конфедерации, проживавших в Падуе, а также центром их духовной жизни.


На одной из колонн в правой части базилики до сих пор можно полюбоваться полотном, украшавшим польско-литовский алтарь, написанным венецианским художником Пьетро Маломбра. На полотне изображены два святых: святой Станислав и святой Гиацинт Одровонж. Алтарь, первоначально находившийся в начале левого нефа базилики, в XIX веке был заменен на новый в стиле барокко, в наши дни посвященный святому Максимилиану Кольбе. Сама часовня была перенесена на свое нынешнее место. <..........................>



В базилике, на правой стене нефа на уровне алтаря, находятся астральные часы, которые отбивают часы дважды в час, что позволяет отмечать жизнь верующих. Они были изготовлены Бартоломео Феррачиной из Бассано-дель-Граппа взамен часов, уничтоженных во время пожара 25 марта 1749 года. Нынешние часы датируются 1759 годом. Часовой механизм находится на чердаке. В клуатре послушников находятся солнечные часы с надписью «Ora tua sempre incerta» («Твой час всегда неопределенный»).

На левой стене - «Проповедь святого Антония рыбам» (1981), на правой - «Встреча святого Антония с Эццелино» (1982), две большие фрески Пьетро Аннигони, как и его большой алтарный образ Распятия (1983), который доминирует над алтарем.

.


Речь идет о часовне благословений.  Капелла ранее была посвящена святой Екатерине Александрийской, о чем можно догадаться, взглянув на заднюю стену, где можно увидеть четыре эпизода из жизни святой Екатерины Александрийской и святой Анжелы Меричи; здесь также есть Благовещение; все работы выполнены Джузеппе Керубини, художником XX века. Справа находится погребальный ковчег семьи Забарелла, датируемый XIV веком. Эта семья была покровителем часовни. Первоначально принадлежала семье Скровегни, той самой, которая заказала Джотто его самую известную работу, находящуюся в центре города (капелла Скровегни).

В Антониевой капелле также сохранились следы живописного цикла XIV века, приписываемого отцу современной живописи, - предмет реставрации, которая была завершена в феврале прошлого года после девяти месяцев работы. Эта работа позволила, по словам суперинтенданта, «получить многие детали, написанные рукой Джотто, которые больше не были разборчивыми, что гарантирует сохранение и изучение работы, которая имеет фундаментальное значение для понимания пути Джотто из Ассизи в Падую».


Так что теперь, благодаря реставрации (результат совместной работы папской делегации базилики с делегатом монсеньором Фабио Даль Чином, муниципалитета Падуи с департаментом культуры, университета Падуи и фонда Карипаро), снова можно любоваться лицами святых-мучеников, нарисованных Джотто на входной арке капеллы: женщин, изображенных с пальмой мученичества или крестом в руках, женщин, которые во имя Христа терпели чудовищное насилие тех, кто хотел заставить их отречься от веры.


А дальше - на выход, но не сразу на улицу, в небольшой клуатр, один из монастырских дворов. Сам святой Антоний пробыл здесь несколько месяцев в 1229 году, а затем с осени 1230 года до мая следующего года. С началом строительства базилики монастырь был перестроен к югу, и в 1240 году летописец Бартоломео да Тренто описывает его как «благородный монастырь».

.

В течение XIV века монастырь также подвергался многочисленным изменениям и расширениям, пока в XV веке не приобрел свой нынешний вид. По своей структуре и планировке он следует традициям монастырского строительства; он представляет собой совокупность нескольких зданий, разделенных на четыре клуатра, где видны многочисленные надгробия и несколько погребальных памятников.


Монастырь назван в честь послушников - молодых людей, которые жили здесь до принятия обетов в ордене францисканцев. Монастырь опирается на двадцать восемь трахитовых колонн, из которых поднимаются готические арки, над которыми возвышается лоджия в стиле ренессанс с небольшими арками в центре.


Монастырь и окружающие его строения были построены между 1474 и 1482 годами, возможно, по приказу папы Сикста IV, который принадлежал к ордену францисканцев, и расписаны фресками Якопо да Монтаньяна. Строения и монастырь сильно пострадали во время войны за Камбрейскую лигу, но позже были восстановлены.


В следующий клуатр, Клуатр парадизо, можно попасть через дверь, соединяющую его с клуатром Новициата; он окружает часть древнего церковного двора вокруг апсиды базилики. Клуатр называется так потому, что в прошлом сад использовался в качестве кладбища.


Здесь есть короткий портик всего из десяти колонн, возведенный около 1445 года для размещения арок и надгробий. Одна часть, та, что отделана голым кирпичом, была добавлена в 1963 году по проекту архитектора Данило Негри.



Наиболее значимыми погребальными памятниками являются:
мемориальная доска отцу Феличе Ротонди (1702), профессору теологии в университете, тонкой работы Джованни Бонацца;
анэпиграфический саркофаг семьи Энгельфреди, расположенный в пространстве между часовнями Святого Стефана и Святого Бонифация; саркофаг защищен остроконечным арочным сводом, поддерживаемым колоннами;
саркофаг Пьетро Риарио, патриарха Александрийского; в верхней части можно увидеть рельеф прелата, работы неизвестного венецианского мастера.


Далее мы видим Клуатр генерала. Он называется так потому, что здесь находилась квартира генерала ордена, когда он останавливался в Падуе. Монастырь, построенный в формах поздней готики, был спроектирован Кристофоро да Больцано в 1435 году. Его также называют клуатром музыкантов, поскольку здесь хранятся воспоминания некоторых музыкантов, известных по истории базилики и Антонианской музыкальной капеллы, прославившейся своими многовековыми традициями и знаменитыми руководителями, среди которых памятник, посвященный Франческо Антонио Валлотти (автор Роберто Кремезини - 1980), памятник Джузеппе Тартини (1924), памятник Оресте Раванелло (бронзовый бюст скульптора Страццабоско - 1940) и мемориальная доска, посвященная Антонио Каллегари (из Падуи - 1758 - 1828), который руководил Антонианской капеллой в течение четырнадцати лет, с 1811 по 1828 год.

Клуатр капитолия или магнолии. Эта обитель - первое ядро монастыря после смерти святого; вначале она имела балки на колоннах и была отремонтирована, чтобы принять свой нынешний вид около 1433 года. Он получил такое название потому, что со стороны базилики есть доступ к дому главы, где собирались монахи, который сейчас превратился в часовню. Его также называют клуатром Магнолии, потому что в центре сада находится редкий и величественный экземпляр магнолии грандифлора, одно из 88 монументальных деревьев, официально зарегистрированных в Венето по состоянию на 2017 год.



Клуатры составляют отдельную главу. Они напоминают о религиозно-философских теориях Мирчи Элиаде о священном и профанном, потому что в двух из них центральное место решительно занимает всепоглощающее дерево. Согласно Элиаде, мировая система обществ, связанных традициями, может быть кратко описана следующим образом:
«а) священное место представляет собой разрыв в однородности пространства; б) этот разрыв символизируется «отверстием», которое позволяет перейти из одного космического региона в другой (с неба на землю и, наоборот, с земли в подземный мир); связь с небом может быть выражена различными образами, все из которых отсылают к axis mundi: Столб, лестница, гора, дерево, лоза и т.д.; г) вокруг этой оси мира простирается «мир» («наш мир»), следовательно, ось находится «в середине», в «пупе земли», она - центр мира».
Местные монахи подчеркивают эту вертикальную ориентацию, установив в 1998 году в монастыре скульптуру Блаженного Луки Беллуди, которая подчеркивает отношения между Богом и человеком сверху вниз - за исключением того, что здесь Святой Антоний представляет Axis Mundis или лестницу на небо. Однако с первых дней христианства божественная часть обычно обозначалась только рукой. Здесь это нарушено в стиле, к которому мы привыкли в свободных церквях. Но надо признать, что посетители ценят скульптуру, о чем свидетельствует отполированная левая рука святого Антония, которую паломники любят держать в руках и целовать.

Но пусть паломники себе делают, что хотят, мы валимся с ног от усталости и удаляемся в опочивальню. шехерезада наконец-то закончила дозволенные речи, отдохнуть бы.

Италия, Падуя, Путешествия, церковь, #ЛЕТНИЕДНИ

Previous post Next post
Up