В соборе, пожалуй, лучше ходить с поводырем. Не то можно запросто потеряться, раствориться в этом изобилии деталей. Ладно бы только картины, как везде. Фрески - вообще тема отдельная, хоть не уходи от них. Но мрамор! Каждая колонна, будь она хоть совсем маленькой, будь она почти незаметно стоящей в углу - строгие и гладкие, витые и резные, они все-разные, с переливающимся мраморным узором, обращающим на себя внимание. Глаза устают рассматривать все это великолепие. Но мы пришли сюда исследовать и обследовать. Значит - исследуем и обследуем.
В интерьере базилики присутствуют элементы готического и романского стилей. Боковые нефы у апсиды смыкаются в полукруг, в котором в форме лучей пристроено девять капелл (венец капелл). Конха апсиды имеет необычную рёберную структуру. В центре деамбулатория находится Капелла реликвий, оформленная в стиле барокко (скульптор Филиппо Пароди, 1691) - богатое собрание христианских святынь и шедевров итальянского ювелирного искусства, даров святому от паломников.
В этой грандиозной базилике ощущается сильное влияние венецианского храма Святого Марка. Но если по массивности архитектуры базилику можно отнести к романскому стилю, то ее внутренняя часть, с высокой апсидой и девятью радиальными часовнями, представляет собой произведение готики. Эти контрасты создают собственный неповторимый стиль, выделяющий базилику среди других средневековых храмов.
Базилика действительно неповторима. В ней запросто можно заблудиться - уже через пять минут я потерялась во времени и пространстве и, спроси меня кто - нибудь, куда идти дальше или откуда мы пришли - не сказала бы. Ощущение восточного, иерусалимского базара не отпускает. Или лавки старъевщика. Здесь так плотно впихано, иначе и не сказать, все, что было за душой, что иной раз повернуться страшно, чтобы не задеть случайно какую-нибудь ценность. И сумасшедшее количество народу на единицу площади.
Хаотично пробираясь через толпы, я смотрела по сторонам и останавливалась там, где меня что-то привлекало. В толпы мы не лазили, упаси госсподи. Да и перегорожен был центр церкви, как я сейчас понимаю, в связи с празднеством. То есть видела не все, но думаю, что мне - достаточно того, что видела.
Тело святого Антония с 1350 года покоится в отдельной капелле левого трансепта, внутреннее убранство которой приписывается скульптору Туллио Ломбардо, который является также автором двух мраморных рельефов, изображающих чудеса святого Антония: «Святой Антоний помогает скупому найти своё сердце» и «Святой Антоний прикрепляет сломанную ногу покаявшемуся юноше» (1500-1502).
Третий рельеф: «Святой, возвращающий к жизни убитого человека», является произведением Джироламо Кампаньи. Статуи алтаря конца XVI века - работа Тициано Аспетти. Паломники прикасаются ладонями к зелёной мраморной плите, покрывающей гробницу Святого, этот жест сопровождается молитвой и записками о заступничестве, исцелениях и благополучии, для которых предназначен специальный ковчег.
Капелла является великолепным творением эпохи Возрождения, ее строительство началось в 1500 году и завершилось в конце того же столетия. Архитектором был, скорее всего, Т. Ломбардо; построил капеллу по его плану А. Риччио. В создании капеллы участвовали известные скульпторы региона Венето той эпохи. Вдоль стен расположены девять мраморных рельефов со сценами из жизни и чудесами Святого Антония.
Слева направо: Пострижение в монахи Святого Антония (А. Минелло,1512);
Ревнивый муж, бьющий жену (Г. Рубино и С. Козини,1529);
Святой Антоний воскрешает юношу (Д. Гаттанео e Д. Кампанья,1577);
Воскрешение молодой утопленницы (Якопо Сансовино,1563);
Святой Антоний воскрешает утонувшего мальчика (А. Минелло и Я. Сансовино, 1534) и другие.
По центру возвышается алтарь-рака Святого Антония, авторства Тициано Аспетти (1594); по обеим сторонам алтаря расположены два серебряных канделябра XVII века. <
.....................>
Характерной особенностью базилики являются многочисленные гробницы и боковые часовни, построенные в честь многих знатных людей, ученых и князей церкви, особенно в период с XV по XVII в. Часовня Пресвятого Таинства справа была построена в 1457 году в готическом стиле, чтобы разместить гробницы Гаттамелата, кондотьера XV века, и его семьи.
.
Бронзовый табернакль - работа Джироламо Кампаньи. Его саркофаг и саркофаг его сына Джаннантонио († 1456; справа) выступают из стен. В 1651 году капелла была перестроена в часовню для причастия. Нынешнее богатое убранство относится к 1927-1936 годам. Капелла Святого Иакова в правом трансепте - одно из самых значительных произведений XIV века в Италии благодаря своей архитектуре и великолепным фрескам. Она была названа капеллой Святого Феликса после принятия мощей папы Феликса в 1503 году.
Она была расписана между 1377 и 1379 годами Альтикьеро да Дзевио и болонским художником Аванца. Наряду с группой распятий, одной из главных работ Альтикьеро да Дзевио, рассказывается история святого Иакова Апостола, покровителя Испании, чья святыня находится в Сантьяго-де-Компостела. Элегантный готический дизайн капеллы был создан Андриоло де Санти, величайшим архитектором и скульптором Венеции того времени.
Любители искусства и бедекеровцы откроют для себя совершенно иной эстетический космос, погрузившись в мир все более уверенного в себе искусства начала XIV века. Все начинается с Джусто де' Менабуои (1320-1390), который принадлежал ко второму поколению школы Джотто. В капелле, посвященной блаженному Луке, мы встречаем его поздние работы, ставшие более мягкими. Затем маршрут для обеих групп - религиозных и эстетических паломников - продолжается к капелле Черной Мадонны, которая особенно интересна тем, что эта Мадонна вовсе не черная. Так почему же на ней такая маркировка? Даже местные монахи могут только догадываться. Была ли когда-то другая Мадонна? Может быть, это связано с ее черными волосами? Или в прошлом Мадонна была темнее? Мы не знаем, мы можем только строить предположения.
Капелла является сохранившейся частью старинной церкви Святой Марии, подаренной святому Антонию в 1229 году епископом города Падуи Якопо. Здесь Святой совершал богослужения, проповедовал, слушал исповеди, молился; здесь же он был похоронен в 1231 году, и его останки находились тут до 1263 года.
Красивый готический алтарь с величественной статуей Девы Марии - великолепное произведение французского мастера Rinaldino Puydarrieux (или di Guascogna). Фрески XIII-XIVвв., украшающие стены капеллы, в настоящее время находятся в плохом состоянии. <
........................>
Войти капеллу Блаженного Луки можно через северную стену капеллы «Черной Богородицы». Блаженный Лука из Падуи был учеником и другом Святого Антония, а после его смерти - продолжателем дел Святого и, скорее всего, стал организатором строительства этой базилики. Красивый алтарь относится к XIII веку. Фрески работы Giusto de' Menabuoi (1382) недавно полностью восстановлены.
.
На центральной фреске изображена Дева Мария между святыми монахами-францисканцами; на фресках вокруг алтаря - эпизоды заступничества блаженного Луки и некоторые сюжеты из «Золотой легенды», повествующие об апостолах Филиппе и Якове. В капелле находятся мощи блаженного Луки.
.
На самом деле часовня посвящена апостолам Филиппу и Иакову Меньшему, но название, под которым она известна сейчас, получила из-за того, что в ней покоятся останки блаженного Луки Беллуди, который был спутником святого в последний период его жизни, между 1230 и 1231 годами. Часовня состоит из одного нефа с крестовым сводом и небольшой полуоктагональной апсиды, перекрытой павильонным сводом. Она была возведена в 1382 году по заказу братьев Наймерио и Манфредино Конти, патрициев из Падуи.
Алтарь состоит из ковчега на колоннах, доступ к которому осуществляется по небольшой лестнице с балюстрадой из пяти ступеней. Ковчег является произведением XIII века и содержит останки блаженного Луки Беллуди. Согласно традиции, в период с 1231 по 1263 год останки святого хранились в том же ковчеге, хотя современных документов, подтверждающих это, нет. Капелла полностью украшена не менее чем 68 фресками работы Джусто де Менабуои и его соавторов, которые были выполнены около 1382 года.
В центре апсиды находится фреска Богородицы с младенцем Иисусом между святым Франциском и святым Людвигом Анжуйским, представленная Наймерио, и между святым Антонием и блаженным Лукой, представленная Манфредино. В двух смежных отсеках справа от Мадонны изображены святой Иаков, представляющий Маргериту Каподивакку, жену Наймерио, в сопровождении их детей, а слева - святой Филипп с Просдоцимо и Артузио, сыновьями Манфредино. Чуть выше, под маленьким розовым окном капеллы, изображено Благовещение, а в парусах, в пределах круговых линий, - Христос с раскрытой книгой, святой Иаков Меньший с потиром и чашей и святой Филипп с черпаком и челноком.
По бокам алтаря можно увидеть две фрески, связанные с жизнью блаженного Луки: слева - святой Антоний, явившийся Луке в молитве и предсказавший ему освобождение Падуи, а справа - толпа почитателей и страдальцев вокруг гробницы блаженного, который ходатайствует за них с небес. Первая фреска очень интересна тем, что на ней изображен город Падуя, каким он предстал в конце XIV в. В других компартиментах капеллы написаны эпизоды из жизни апостолов Филиппа и Иакова в соответствии с Legenda Aurea. В люнете над окном, слева от апсиды, святой Филипп спорит с еретиками; выше святой Филипп в храме Марса убивает дракона и воскрешает мертвых; ниже распятие святого Филиппа.
В люнете справа изображен святой Иаков, принимающий причастие от воскресшего Христа; в люнете на стене святой Иаков проповедует жителям Иерусалима; внизу святой Иаков освобождает несправедливо заключенного купца и спасает сбившегося с пути паломника, а в люнете над входной аркой - Мученичество святого Иакова. Далее внизу, по обе стороны от входа, изображены святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Евангелист, первый - с юношеским обликом, второй - старец.
В парусах изображены четыре евангелиста, а в арки и все остальные поверхности, еще не расписанные фресками, мастер вставил изображения прародителей Христа, как они записаны в Евангелии от Матфея. Каждый персонаж держит картуш с указанием имени и отчества. Лично мне напоминают станцы Рафаэля в Ватиканских музеях.
.
Внутри церкви находится множество погребальных памятников, некоторые из которых представляют значительную художественную ценность. В Капелле Святейшего Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento), также известной как Капелла Гаттамелата, в правом проходе, находится гробница знаменитого кондотьера и его сына Джаннантонио. Бронзовая скиния сделана Джироламо Кампанья. <
.......................>
Каких бы теорий вы ни придерживались относительно мира священного и религиозного, вы найдете их отражение в космосе базилики Святого Антония Падуанского. Базилику Святого Антония следует представлять себе как сложный комплекс для управления и почитания святого, а также для облегчения религиозного опыта. Когда вы входите в церковь, вы не сразу понимаете, насколько она велика. Только постепенно раскрывается весь арсенал.
.
И только когда оглядываешься назад и делаешь обзор, понимаешь, что перед тобой не только мощи и кости святого XIII века - которыми богат католический мир, - но и тщательно выстроенные теологические пространственные и визуальные постановки религиозного характера. Но вы также сталкиваетесь с Axis Mundis, описанным ранними религиозными учеными, - вертикальными разломами мира, которые символизируют огромные деревья, в частности, дерево магнолии в первом монастыре.
Но современный компьютерный мир не ограничивается только комплексом зданий: три веб-камеры круглосуточно фиксируют происходящее перед церковью, перед гробницей святого Антония и перед алтарем. Так что цифровые церковные службы появились задолго до того, как в этом мире возникла пандемия.
На колонне, находящейся с левой стороны от главного входа, видим изображение Пресвятой Девы Марии, авторства Sterano da Ferrara (1350). Внутри базилики насчитываются около шестидесяти изображений Матери Божьей.
.
Однако значимость этого места раскрывается благодаря гробнице святого Антония. Даже через веб-камеру увлекательно наблюдать за поведением людей вокруг алтаря. Однако на месте все становится плотным, кажется, что можно прикоснуться к «святыне» руками. Есть местные паломники, которые регулярно приходят со своими намерениями. Они демонстрируют другое, почти привычное для местных условий поведение. А есть паломники, которые хотят прикоснуться руками к черной задней стене гробницы. Монахи пишут об этом на сайте: Это самый характерный жест паломников, посещающих базилику Святого Антония. Он выражает потребность в конкретных отношениях со святым, поэтому это жест доверия и уверенности, сопровождаемый тихой молитвой в сердце. В центре внимания не столько статуя или изображение, которые, конечно же, присутствуют в церкви, сколько его гробница.
А еще есть любители искусства, которых интересует не столько сама гробница, сколько окружающие ее мраморные рельефы. На них изображены различные чудеса святого Антония, как правило, нравоучительные истории, которые сохранили свое основное содержание, если их переложить на современные сюжеты. Например, о богаче, который потерял сердце для своего сундука с сокровищами и поэтому должен быть похоронен без него (что приводит к вмешательству святого Антония, который считает, что тот, кто посвятил свое сердце мамоне, не должен быть похоронен в освященной земле).
Или юноша, который жестоко пнул свою мать и в ответ на религиозное наставление почитать отца и мать отрезает себе ногу - буквально следуя Библии (Мф 5:29), - на что святой Антоний тут же поправляет его: Иисуса не следует понимать так буквально. Художники реализовали это в высшей степени драматично и захватывающе. К сожалению, из-за того, что в этом месте религиозное начало превалирует над эстетическим, здесь недостаточно места, чтобы адекватно оценить рельефы. Принцип здесь таков: Soli Dei Gloria.
Это можно наблюдать и через веб-камеру. На месте, однако, преобладают свидетельства веры, опытная и долгожданная помощь святого. Кому-то это может показаться слишком магическим и устаревшим, но кто бы стал это критиковать? Он помогает людям справляться с трудными ситуациями - это можно почувствовать прямо на месте. Нужно быть «религиозно немузыкальным», если не понимать этого. Возможно, в западном мире эта религиозная музыкальность находится под угрозой утраты, но подавляющее большинство людей во всем мире живут именно так. <
..........................>
.
Радиальные капеллы называются так, потому что находятся вокруг центрального алтаря по форме радиуса. За исключением центральной капеллы, остальные были декорированы в период с конца XIX века и началом века XX. Начиная с левой стороны эти капеллы по-порядку называются... Капелла Святого Франциска Ассизского - одна из радиальных капелл собора Св.Антония. Автором фресок на стенах является Ubaldo Oppi (1939), автором остальных фресок является Adollo de Carolis (1928).
В капелле Святого Франциска расположены Фрески: Убальдо Оппи - Папа Гонорий III утверждает правление нового ордена Капелла Святого Франциска - Убальдо Оппи - Фрески входной арки. Первоначально капелла была посвящена святой Клэр; она была посвящена святому Франциску в 1926 году, по случаю седьмого столетия францисканцев. Между 1642 и 1646 годами Лоренцо Бедоньи написал алтарный образ и расписал фресками стены и свод. Алтарь и фрески исчезли; существовало также полотно Антонио Балестры, которое сейчас находится в музее Антониано.
Фрески были полностью переделаны в XX веке: свод и люнеты - в 1928 году Адольфо Де Каролисом, а стены и входная арка - в 1932 году Убальдо Оппи. На алтаре находится бронзовая статуя святого Франциска работы Аурелио Миструцци, выполненная в 1928 г. В парусах изображены: Послушание; Целомудрие; Бедность; Распятие в образе Серафима. В люнетах: святой Франциск, молящийся перед Распятием; святой Франциск, принимающий стигматы; Христос, восседающий между святым Антонием и святым Бонавентурой.
Вдоль стен написаны францисканские истории, разделенные на верхний и нижний регистры; в верхнем регистре, начиная с левого, мы видим: Святой Франциск женится на Бедности; Основание колыбели в Греччо; Проповедь птицам; Святой Франциск и волк; Основание Братьев Меньших; Папа Гонорий III утверждает правила нового ордена.
.
На нижней - капитул Маты; святой Франциск предстает перед святым Антонием на капитуле в Арле; святому Антонию поручают преподавать теологию; святой Франциск основывает монастырь Арчелла в Падуе; учреждение ордена Бедных Клер; святой Франциск создает движение Третьего ордена. На входной арке изображены некоторые святые и благодетели ордена францисканцев.
На пирсах - монах Александр из Хейлса и блаженный Дунс Скотус, в интрадо - блаженные Джакомо Онгарелло, Бартоломео из Пизы, Одорико из Порденоне, Лука и Мональдо из Каподистрии. На правой стене - погребальный памятник Кассандре Муссато, воздвигнутый ее мужем Пьетро Габриэли в 1506 году. Авторство работы приписывается Андреа Бриоско, известному как Риччио.
Первоначально часовня Святого Франциска была посвящена святой Кларе; в 1926 году, по случаю седьмого столетия францисканцев, она была посвящена святому Франциску. Между 1642 и 1646 годами Лоренцо Бедоньи написал алтарный образ и расписал фресками стены и свод. Алтарь и фрески исчезли; существовало также полотно Антонио Балестры, которое сейчас находится в Антонианском музее.
Фрески были полностью переделаны в XX веке: свод и люнеты - в 1928 году Адольфо Де Каролисом, а стены и входная арка - в 1932 году Убальдо Оппи. На алтаре стоит бронзовая статуя Святого Франциска работы Аурелио Миструцци, выполненная в 1928 году.
На входной арке изображены несколько святых и блаженных францисканского ордена. На пирсах - монах Александр из Хейлса и блаженный Дунс Скотус, а во внутренней части - блаженные Иаков Онгарелло, Варфоломей Пизанский, Одорик Порденоне, Лука и Мональдо Каподистрийский.
В центре базилики - скамьи для молящихся, но мешать им не хочется, а передохнуть просто необходимо. Базилика кажется нескончаемой.