А поутру они проснулись и решили, что достаточно насмотрелись, сил больше ни на что нет и нужно поскорее добраться до дома. Сели в машину и поехали. Проехали ровно с полкилометра и судорожно начали искать парковку ибо не осмотреть то, что предстало их глазам было невозможно. Благо время было раннее и народ еще не успел заставить машинами всё и вся.
Базилика Санта-Джустина (итал. La Basilica abbaziale di Santa Giustina) - католическая церковь в городе Падуя, имеет ранг базилики минор. Расположена в юго-восточной части площади Прато-делла-Валле. Монастырь построен в VI веке, но нынешний облик церкви сложился в результате реконструкции XVII века. Церковь посвящена Джустине Падуанской и другим христианским мученикам Падуи IV века.
До 1000 года присоединенный монастырь и церковь были местом поклонения сначала под властью епископа, а затем переданы общине монахов-бенедиктинцев. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась, возведение ныне существующего здания базилики было начато в 1530-х годах и завершено в начале XVII века. В настоящее время базилика и аббатство имеют государственный статус национального памятника и действуют под руководством Суперинтенданта памятников и гражданского наследия.
.
Это одна из самых больших церквей в мире, самая большая церковь эпохи Возрождения в Венето и охраняется как национальный памятник. Первая христианская церковь на этом месте была построена в 520-х годах префектом остготского претория Италии Венантием Опилионе на месте гробницы святой Иустины (Джустины) Падуанской, замученной в 304 году.
Согласно легенде, святая Юстина Падуанская была казнена за свою веру 16-летней девушкой при императоре Диоклетиане в 304 году. Опилионе, вероятно, префект во времена Теодориха Великого, в V веке построил на ее могиле первую церковь, посвященную святой Юстине. Гробничная часовня с погребальным алтарем святого Просдоцима, первого епископа Падуи, является старейшим раннехристианским памятником в Падуе из этого здания-предшественника Венанций Фортунат (около 600 года) уже упоминает церковь святой Юстины в Падуе как место паломничества.
Базилика вначале была посвящена святому Просдокиму. В 971 году епископ Падуи передал общину под власть устава святого Бенедикта. 2 августа 1052 года рабочие предположительно эксгумировали останки различных святых, включая Максима Исповедника, Фелицитас Падуанскую, Юлиана Госпитальера и даже некоторых, идентифицированных как святые невинные.
В 1110 году аббатство было разграблено войсками будущего императора Священной Римской империи Генриха V во время его вторжения в Ломбардию, чтобы наказать монахов за их преданность папе Пасхалию II. В 1117 году комплекс был опустошён мощным землетрясением в Вероне. Новая церковь аббатства в романском стиле была построена в 1119-1123 годах после землетрясения и позже расширена. В XV веке при аббате Людовико Барбо, одном из основателей монастыря регулярных каноников Сан-Джорджо-ин-Альга, Санта-Джустина стала отправной точкой реформаторского движения в бенедиктинском ордене - Конгрегации Санта-Джустина.
После того, как базилика и монастырь были восстановлены, раскопки возобновились, и в 1174 году были обнаружены останки покровительницы аббатства, а в 1177 году некоторые останки, приписываемые святому Луке Евангелисту.
В конце XVI века старые здания были снесены и заменены нынешним ренессансным комплексом с пятью клуатрами к 1600 г.Остались только капелла Святого Луки (1301) и старый хор (1462), а также два грифона на ступенях (XIII в.) и некоторые скульптуры и предметы обстановки.
.
В период упадка монастыря к 1370-м годам община сократилась до трёх монахов. Однако аббатство достигло апогея своего влияния под руководством Людовико Барбо, который, несмотря на то, что был каноником, а не монахом, был назначен епископом-настоятелем, дабы провести реформу монашеской жизни в аббатстве.
Он добился успеха, и аббатство стало центром Конгрегации Санта-Джустина, которая распространилась на монастыри по всей Европе. Аббатство развивало связи с центрами обучения по всему континенту. В 1504 году аббатство Монте-Кассино было подчинено Санта-Джустина в Падуе, и вместе они стали известны как Конгрегация Кассинезе (la Congregazione cassinese)
Огромная стройка, с многими препятствиями, продолжалась более века - в Падуе до сих пор говорят «te si longo Come Ɨa Fabrica de Santa Giustina» (ты такой медлительный, как стройка Санта-Джустины). Тем не менее, базилика была торжественно освящена 14 марта 1606 года.
.
В 1797 году, во время наполеоновской оккупации Италии монастырская община была закрыта. Произведения искусства и наиболее ценные коллекции аббатской библиотеки были отправлены в Париж. Монахи были изгнаны, а здания и имущество в 1810 году были распроданы.
Алтарь Святого Луки переместили в Академию Брера. Базилика оставалась неофициальной в течение двух лет, с 1810 по 1812 год, пока епископ Франческо Сципионе Донди далль’Оролоджио, чтобы избежать её сноса, не избрал её приходом, управляемым светскими священниками. Соседний монастырь стал военным госпиталем, а затем казармой.
Здания были возвращены Католической церкви в 1917 году, и папа Бенедикт XV восстановил аббатство со всеми древними правами и привилегиями. Он поместил его в подчинение аббатства Пралья в близлежащем Теоло, которое отправило монахов возобновить там монашескую жизнь. 1 ноября 1942 года община была объявлена автономным монастырем, с собственным настоятелем с 22 января 1943 года.
В результате землетрясения 29 мая 2012 года была повреждена часовня Святого Луки Евангелиста рядом с левой апсидой. В декабре 2023 года в базилике прошла панихида по Джулии Чеккеттине, убитой своим парнем несколькими неделями ранее. Ее убийство вызвало общенациональную сенсацию в Италии.
Огромная базилика с восемью, крытыми свинцом, куполами построена в типично падуанском стиле с элементами восточного, византийского влияния. Она имеет план в виде латинского креста с главной осью с востока на запад. При длине 118,5 метров и ширине 82 метра базилика Санта-Джустина является седьмой по величине в Италии. Незавершенный фасад украшен символами четырех евангелистов. На башне высотой 82 м установлены семь колоколов XVIII века, самый тяжелый из которых весит 2,5 тонны.
Фасад церкви подчёркивается простором Прато-делла-Валле, к которому он обращён. Центральный купол с фонарём имеет высоту почти 70 метров и увенчан статуей из меди, изображающей Святую Иустину, высотой около 5 метров. Внутри церкви имеются капеллы. Пресбитерий с хором фланкируют две больших капеллы святых Луки и Матфея, которые образуют трансепты. Каждая имеет полукруглую апсиду и, в свою очередь, окружена двумя капеллами. В каждом проходе есть по шесть малых приделов, квадратных в плане.
26 колонн поддерживают купола крыши, каждый купол установлен прямо на цилиндрических сводах. Пол базилики выложен между 1608 и 1615 годами по геометрическому узору жёлтым, белым и красным мрамором. Имеется много фрагментов греческого мрамора из ранней церкви.
Высокий алтарь украшен «флорентийской» мозаикой из мрамора с кусочками перламутра, коралла, лазурита, сердолика, жемчуга и других драгоценных материалов. Тонкая работа была выполнена между 1637 и 1643 годами Пьетро Паоло Корбарелли по проекту Джованни Баттисты Нигетти, брата знаменитого Маттео Нигетти. 7 октября 1627 года с большими торжествами мощи Святой Иустины были помещены под алтарь. Алтарная картина «Мученичество святой Иустины» написана Паоло Веронезе в 1576 году.
Больше всего, конечно, удивила и впечатлила часовня евангелиста Луки. В первый момент даже не поверили глазам своим: как - тот самый?
Предполагаемые останки евангелиста Луки, спутника Павла, были привезены в Константинополь 3 марта 357 года, а затем, вероятно в XII веке, в Падую, где с 1562 года они с почестями захоронены в базилике Санта-Джустина в драгоценном саркофаге с алебастровыми боками, обрамленном зеленым порфиром в левом трансепте.
В часовне, посвященной Святому Луке Евангелисту, находится могила первой женщины, получившей докторскую степень, Елены Лукреции Корнаро Пископия.
На правой стене находится большая картина Антонио Балестры, написанная на холсте в 1718 году и изображающая мученичество святых Космы и Дамиана, а напротив, на левой стене, - грандиозная картина Себастьяно Гальвано «Стража дельи Инноченти» из церкви Сан-Бенедетто-Новелло, датируемая серединой XVI века.
Нижняя часть архитектуры капеллы святых даров покрыта и хроматически украшена различными мраморами, а свод покрыт фреской с великолепным изображением Ангелов и Апостолов, поклоняющихся Пресвятым Таинствам - удачная работа Себастьяно Риччи, завершенная около 1700 года и характеризующаяся использованием trompe-l'œil. Бассейн занят изображением Предвечного Отца, которому предшествуют апостолы, изображенные стоящими на вершине стен капеллы, склоняющимися и поклоняющимися Пресвятому Таинству, которое с триумфом несет толпа ангелов. Алтарь несколько раз достраивался, начиная с 1640-х годов, по проекту Лоренцо Бедоньи, затем был украшен Пьетро Паоло Корбарелли и его сыновьями Симоне, Антонио и Франческо около 1656 года. Она была завершена в 1674 году Джузеппе Сарди и Джусто Ле Корт, которые смоделировали двух необычных ангелов, в то время как бронзовые статуи на скинии были отлиты Карло Трабукко (1697). Другие скульптурные работы принадлежат Микеле Фабрису и Алессандро Треминьону.
.
Главный алтарь, торжественно возвышающийся на ступенях, имеет различные возвышения, украшенные «remesso di paragone» или «alla fiorentina», то есть тонкими мраморными вставками, в которые вставлены большие куски перламутра, кораллов, лазурита, сердолика, жемчуга и других драгоценных камней.
Очень тонкая работа была выполнена между 1637 и 1643 годами Пьетро Паоло Корбарелли по проекту Джована Баттисты Нигетти, брата более знаменитого Маттео Нигетти. 7 октября 1627 года с большой помпой тело святой Юстины было помещено под алтарный стол.
Изюминкой интерьера церкви является картина Паоло Веронезе «Мученичество святой Юстины», завершенная в 1575 году, в главной хоровой капелле, в алтаре которой хранятся бренные останки святой.
.
Часовня святого Максима, епископа Падуанского. В алтаре хранится ковчег с останками второго епископа Падуи, святого Максима. Группа над ковчегом и ангелы, держащие епископские знаки отличия со святым Иаковом, - работа Микеле Фабриса (1681), а святой Варфоломей в одиночестве - работа Бернардо Фальконе (1682). Антепендиум - драгоценная работа Корбарелли, отделанная драгоценными камнями и перламутром. Общая архитектура выполнена Алессандро Треминьоном. На задней стороне алтаря видны фрагменты предыдущего ковчега (1562), в котором хранился прах святого, работы Маркантонио де Сурдиса.
Часовня блаженного Арнальдо да Лимена. Большой алтарь был завершен к 1681 году, когда Бернардо Фальконе поставил группу ангелов и статую над урной с мощами блаженного. Святые Петр и Павел - работа Орацио Маринали и Микеле Фабриса. Антепендиум во флорентийском ремизе - работа Корбарелли.
Арнальдо да Лимена или Лимениани (Падуя, ок. 1185 - Азоло, 10 февраля 1255) - итальянский аббат, почитаемый католической церковью как блаженный. Он возглавлял крупнейший монастырь Падуи, аббатство Санта-Джустина, в период эццелинской оккупации.
В.А. Моцарт и его отец дважды посещают Падую во время своего первого путешествия по Италии. Первый визит состоялся по пути в Венецию. Во время второго визита в середине марта 1771 года Моцарты знакомятся с теоретиком музыки падре Франческо Антонио Валотти и Джованни Феррандини, для которого Вольфганг играет на клавесине, в монастыре Святого Антония. Моцарт также играет на органе в Сан-Джустине. Дон Джузеппе д'Арагона де Ксименес, организовавший в своем дворце музыкальные академии, поручает Вольфгангу написать ораторию «Освобождение Бетулии» К. 118. Моцарт сочиняет ораторию в Зальцбурге в 1771 году; о ее исполнении в Падове нет никаких сведений. <
..................>
Интерьер церкви светлый и белый благодаря падающему из многочисленных куполов свету, а строгая архитектура контрастирует с серыми арками. Центральное место занимает квадратный купольный переход с бочкообразными сводами с четырех сторон в стиле венецианских крестово-купольных церквей эпохи Возрождения. В церкви 26 капелл и алтарей, в основном украшенных венецианской живописью XVII века, 7 из которых посвящены бенедиктинским святым, расположенным парами в правом и левом нефах.
Снова обращаем внимание на полы и потолки, хотя ни в какое сравнение они не идут с тем, что мы видели вчера.
Пожалуй, нам уже пора, время седлать коника, впереди еще долгая дорога по автобанам. И мы решительно направились к выходу
По этому городу, как оказалось можно гулять бесконечно. Но-это уже в какой-нибудь другой, более бесконечный, отпуск.