Понедельник начинается в субботу

Mar 02, 2024 15:21




Мерлин оправил на себе побитую молью ман-ию, швырнул на стол связку ключей и произнес:
-   Вы заметили, сэры, какие стоят погоды?
-   Предсказанные, - сказал Роман.
-   Именно, сэр Ойра-Ойра! Именно предска-анные!
-   Полезная вещь - радио, - сказал Роман.
-   Я радио не слушаю, - сказал Мерлин. -
У меня свои методы.Когда у нас в доме появилась эта книга Стругацких - я не знаю. А вот в руки она мне попала классе в восьмом. Помню, что проглотила я ее быстренько и с восторгом. Заказывая одну из очередных порций книг, я прихватила и ее: ну, во-первых этой книги нет у меня здесь, а во-вторых я совершенно не помню, где она стоит у меня дома в Риге, а это значит, что, возможно, и не стоит уже вовсе. В смысле очередности прочтения я редко устанавливаю правила поэтому книги попадают мне в руки как угодно, как провидению будет угодно. Левая моя пятка захотела суеты вокруг дивана совершенно неожиданно - вчера и я не стала этому противиться. Как же она великолепна! С первой же строчки, с первых слов! И это при том, что я не особенно люблю Стругацких. Хотя надо сказать, что их "Понедельник" сильно отличается от всего, что они еще написали. Строчки всплывали в памяти даже не просто текстом, а явными сопутствующими воспоминаниями. Я сижу на полу возле дивана и читаю о двух грузовиках селедки для Выбегалло . Почему на полу? А там где книга в руки попала, там и застыла, зачем далеко ходить? Читая книгу сейчас, удивлялась, что я могла понять в околофизических рассуждениях тогда? Думается мне, пропускала, не осмысливая. Это сейчас хочется дойти до сути, хотя бы логику понять.


«Понеде́льник начина́ется в суббо́ту» (1965) - фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки. (почему-то только сейчас задумалась о том, что идеи частично появились у Булгакова. «Ма́стер и Маргари́та» - роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 года и продолжалась вплоть до смерти писателя в марте 1940 года. )


Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная; вторая носит сатирический и полемический характер; третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению. Повествование ведётся от лица Александра Привалова - ленинградского программиста, который во время отпуска едет в северный город Соловец.

.

По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследо­ва­тельский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления - схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, деклами­рующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.


Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея, Наину Киевну Горыныч, и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая говорящая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, книга-перевёртыш, странные сны, которые воспринимаются как действительность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы - экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.



Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспери­мен­тировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности.


Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследо­ва­тельской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается - происходящее его заинтересовало.


"Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты. Мы хотим, чтобы все было немедленно объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов. И ни у кого из нас ни на грош диалектики. Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным. Вот, например, как бы мэтр Монтескье принял сообщение об оживлении мертвеца через сорок пять минут после зарегистрированной остановки сердца? В штыки бы, наверное, принял. Так сказать, в багинеты. Объявил бы это обскурантизмом и поповщиной. Если бы вообще не отмахнулся от такого сообщения. А если бы это случилось у него на глазах, то он оказался бы в необычайно затруднительном положении. Как я сейчас, только я привычнее. А ему пришлось бы либо счесть это воскрешение жульничеством, либо отречься от собственных ощущений , либо даже отречься от материализма. Скорее всего он счет бы воскрешение жульничеством. Но до конца жизни воспоминание об этом ловком фокусе раздражало бы его мысль, подобно соринке в глазу."


Действие второй части происходит примерно через полгода после действия первой. В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурным по институту. Он принимает ключи у всех начальников отделов: перед читателем проходит целая череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие. Затем Привалов предпринимает обход института - начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории и продолжать работать.

 

"Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же........
.................Некоторое время мы занимались материализацией. Я творил груши, а Роман требовал, чтобы я их ел. Я отказывался есть, и тогда он заставлял меня творить снова. «Будешь работать, пока не получится что-нибудь съедобное, - говорил он. - А это отдашь Модесту. Он у нас Камноедов». В конце концов я сотворил настоящую грушу - большую, желтую, мягкую, как масло, и горькую, как хина. Я ее съел, и Роман разрешил мне отдохнуть."

image Click to view


Удивительны эти маги и волшебники со стажем и юные магистры, верящие в доброе и вечное - оптимисты и энтузиасты, физики и лирики, какими их рисовала лично мне литература из 60-х. С огоньком в глазах, бескрайней верой в науку и неистребимым желанием разгадать все тайны мироздания. Фильм, о существовании которого я и не догадывалась, впрочен, совершенно несмотрибелен."Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о дру-гих, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.
И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же, как труд превра тил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.
В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец, развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях, разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до предела), а что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пы-тались определять степень обезьяноподобия, то до-вольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов."

image Click to view


А вот идеи - они, получается, интернациональны. Понятие левитации после Стругацких мне встретилось лишь единожды: у Гарри Поттера. Вингардиум левиоза! Вообще Гарри Поттер теперь смотрится иначе - как и Булгаковская Маргарита. Взять к примеру искажение пространства: маленькое, казалось бы , помещение, внутри оказывается целым дворцом.

image Click to view


Как известно, снаружи институт выглядел двух-этажным. На самом деле в нем было не менее двенадцати этажей. Выше двенадцатого я просто никогда не поднимался, потому что лифт постоянно чинили, а летать я еще не умел. Фасад с десятью окнами, как и большинство фасадов, тоже был обманом зрения. Вправо и влево от вестибюля институт простирался по крайней мере на километр, и тем не менее решительно все окна выходили на ту же кривоватую улицу и на тот же самый ла-баз. Это поражало меня необычайно. Первое время я приставал к Ойре-Ойре, чтобы он мне объяснил, как это совмещается с классическими или хотя бы с релятивистскими представлениями о свойствах пространства. Из объяснений я ничего не понял, но постепенно привык и перестал удивляться. Я совершенно убежден, что через десять-пятнадцать лет любой школьник будет лучше разбираться в общей теории относительности, чем современный специалист. Для этого вовсе не нужно понимать, как происходит искривление пространства-времени, нужно только, чтобы такое представление с детства вошло в быт и стало привычным.

image Click to view



В третьей части - самой интересной на мой взгляд - учёные догадываются, что в случае с зеленым попугаем, появяющимся в лаборатории ежедневно,  возможна контрамоция: течение времени в направлении, противо­положном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман. Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Януса и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО - ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса - из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве. <........................>
Буду непременно перечитывать. Здесь дух времени, эпохи легендарных 60-х, КВН-ы и капустники, авторитет и гордость советской науки, легкость бытия и вера в светлое будущее. Дорогого стоит.

#10книг, #веснаестьвесна, литература

Previous post Next post
Up