Последний день получился на удивление пестрым и лоскутным, как деревенское одеяло. Никакой логики в наших телодвижениях не присутствовало, никаких особенных мыслей и сакральных смыслов в передвижениях - тоже. Просто глянула я на карту еще перед вылетом и поняла, что в этот день можно запихнуть всякую мелочевку. И мы старательно ее запихивали, невзирая на погоду. Из дома выходили даже и вез намека на какие-нибудь осадки, и, естественно, даже купленный вчера зонт тоже с собой не брали. Наивные. Выйдя из музея, решили, что тут все - рукой подать и транспорт нам никакой не нужен. Ну и, раз уж мы идем пешком, то и натыкаемся, соответственно, периодические на разные интересности.
Фонтан Тритон - один из декоративных фонтанов Неаполя, расположенный в историческом центре города на площади Кавур. Считается, что первый фонтан появился в 1871 году, после завершения работ по разбивке садов на площади, и в 1879 году. В 1933 году автономная организация Вольтурно по приглашению городского совета способствовала восстановлению фонтана (некоторое время находившегося в запущенном состоянии) и установила в центре статую Тритона (отсюда и название) работы Карло де Вероли, а также новые перила с ограждением. Статуя, копия оригинала, была заказана литейной мастерской Кьюрацци, которая владела подлинной моделью, и заменила более раннюю скульптуру. Фонтан был доставлен 25 ноября того же года. Уже в 1917 году Паскуале Черино, работавший над ванной и первой статуей, произвел первоначальные работы. Он был подвергнут радикальной реставрации в связи со строительством станции "Музей" линии метро 1, а также с учетом того, что вандалы изуродовали его по случаю празднования первого чемпионата Неаполитанской футбольной команды в 1987 году (он был полностью выкрашен в синий цвет). В 2006 году городской совет решил назвать его в честь Тото, так как фонтан находится рядом с театральным районом (Rione Sanità). Произведение в народе известно как Папарелле.
Церковь Санта-Мария-дель-Розарио-алле-Пинье (более известная как Розариелло) - культовое сооружение в Неаполе; стоит на площади Кавур, у подножия Салита-делла-Стелла. Храм получил такое название потому, что до первой четверти XVII века на этом месте росли две пинии, срубленные впоследствии для возведения доминиканского монастыря в 1630 году. Часть комплекса также была построена на территории семьи Москабруно. Церковь была спроектирована Арканджело Гульельмелли (1648-1723). Полностью выполненная в стиле барокко как снаружи, так и внутри, она имеет прямоугольный план с боковыми часовнями и притвором с двойной лестницей, обеспечивающей доступ к священной зоне наверху.
Шедевром Гульельмелли является фасад, на который, вероятно, большее техническое влияние оказал его сын Марчелло, обогащенный изображением Девы Розария, что делает его уникальным. Купол, в котором отсутствует окно, был построен полностью из туфа. Храм также был хранителем многочисленных картин известных местных художников, таких как: Лука Джордано, Джузеппе Симонелли, Джакомо дель По, Онофрио Авеллино и Сантоло Чирилло (все они были перенесены в другие места). К молельне, частично пострадавшей от бомбардировок во время Второй мировой войны, примыкает одноименный монастырский комплекс и монастырь в стиле позднего Ренессанса, который сейчас принадлежит городу Неаполю и используется в качестве школьного здания.
Церковь была закрыта после землетрясения 1980 года, забаррикадирована высокой стеной, которая закрывала вход до 1997 года, когда были проведены работы по укреплению конструкции, а также по восстановлению фасада и реставрации интерьера, но она так и не была открыта для богослужений. Все предметы обстановки и скульптуры, за исключением полотен (перенесенных в другие места), со временем исчезли из-за различных краж. Лишь 9 апреля 2017 года (в Вербное воскресенье) церковь была вновь открыта для священных служб с установлением канонов ИКРСС (
Институт Христа Царя и Архиерея). Богослужения совершаются в соответствии с формой Римского обряда 1962 года, установленной кардиналом Сепе. 20 января 2021 года произошло обрушение левой части фасада, в результате которого никто не пострадал.
.
Прошли, значит, мы через парк на площади Кавур. Такой симпатичный мог бы быть парк, если бы не обычная южная вонь и грязь, преумноженная на продукты жизнедеятельности понаехавших и понабежавших. Очхущение такое, что сюда даже днем нормальные люди стараются не заходитъ. И свернули налево, в самую гущу и тесноту старого испанского квартала.
Что-то подобное вряд ли встретишь в чинной немецкоязычной Европе. Да и в самой Италии такой базар-вокзал возможен разве что в Венеции. Которая и не Италия можно сказать ибо - сама по себе. Так вот оно что мне напминает, а я-то голову ломала.
На оживленной улице Виа деи Вергини всегда что-то происходит. Мопеды и автомобили с гудками проносятся по узкой улице, где на тротуаре раскинулся "Mercato dei Vergini". Здесь можно купить практически все: от привлекательного нижнего белья до красочных тарелок, свежей рыбы и пасты. Рынок - это сердце традиционного Рионе, где вы будете тщетно искать шикарные бутики.
Вместо этого здесь вы найдете все, что порадует ваш вкус: семейные траттории, где можно отведать блюда неаполитанской кухни, отличные пиццерии и пекарни. Кондитерские тоже не оставят вас равнодушными, особенно любимая местными жителями кондитерская Poppella, где была изобретена восхитительная "снежинка" (fiocco di neve) - небесная пушистая сладость с кремом из рикотты. <
....................>
Раион Rione Sanità в Неаполе имеет долгую историю, которая превратила его из элегантного благородного района в популярный район, который был основан в 16 веке в долине, которую греки и римляне использовали ранее в качестве места захоронения. Он обязан своим именем благодаря превосходному качеству воздуха - в 1500 году, разумеется. Как здесь можно жить сегодня - ума не приложу, но здесь проживает просто дикая масса народа.
При всем при том, что это все страшно интересно, мы пришли сюда со вполне определенной целью.
.
Палаццо делло Спаньоло (ранее Палаццо Москати) - это монументальный дворец в Неаполе, расположенный на улице Вергини под номером 19 в районе Санита, в самом историческом центре города. Дворец Спаньоло был возведен в 1738 году по заказу маркиза Поппано Николы Москати, объединив два участка, полученных от его жены. Проект, включая строительство монументальной двухмаршевой лестницы, получившей название "крылья сокола", которая была задумана как своего рода место встречи, где проходила настоящая светская жизнь, был поручен Фердинандо Санфеличе, а Франческо Аттаназио было поручено выполнить лепнину в стиле рококо, которая была разработана им, но позже выполнена Аниелло Прециозо.
.
Частые визиты сюда совершал Карл III Бурбонский, который менял во дворце лошадей на волов - единственных животных, способных доставить его в Каподимонте по крутой улице Виа Вергини. В конце 18 века его купил дворянин из Испании Томмазо Атьенца, чье прозвище Испанец стало причиной того, что дворец называется так и сегодня. Новый владелец расширил дворец, надстроив дополнительный этаж (верхний) и сохранив фрески на piano nobile, которые были почти полностью утрачены из-за плохой реставрации в течение многих лет, и на втором этаже.
.
В 1850 году дворец был куплен семьей Коста благодаря большой задолженности Атьенцы, которая достигла такого состояния, вероятно, из-за огромных расходов на фантазийные работы по украшению дворца. Впоследствии дворец (как и многие другие здания в Неаполе) был разделен на несколько частей, которые сегодня представляют собой несколько частных владений. Только две квартиры на верхнем этаже, которые в настоящее время реставрируются, удалось выкупить региону Кампания.
.
В прошлом во дворце располагался институт гуарателле (музей местных и зарубежных кукол); в настоящее время на втором и третьем этажах находится музей, посвященный Тото, открытие которого для публики откладывается из года в год.
Дворец является, пожалуй, самым ценным образцом гражданской архитектуры в стиле неаполитанского барокко, прежде всего благодаря образцовому великолепию парадной лестницы с двойным пандусом, которая образует внутренний фасад здания и является главной архитектурной особенностью неаполитанского барокко.
Не случайно несколько зданий в этом стиле имеют входную лестницу, похожую на лестницу Испанского дворца. Среди примеров - Палаццо Трабукко, Палаццо Венеция, Палаццо Санфеличе, Палаццо ди Маджо, Палаццо Туфарелли и другие.
.
Для всего здания характерны лепные украшения в стиле рококо, которые были созданы около 1740 года лепщиком Аниелло Прециозо по эскизу Франческо Аттаназио. Входные двери в квартиры украшены лепниной, обрамляющей медальоны с бюстами портретов живших здесь членов семьи.
Во дворец не попали, да и не стремились на самом деле. Меня просто очень сильно заинтересовала архтектура постройки и не прийти было совершенно невозможно.
На этом можно было бы экскурсию в это гетто огромных размеров закончить, но оставался неоптиченным еще один пункт нашей программы, который следовало сначала еще найти. В очередной раз спою дифирамбы нашему гугль.мапсу. что бы мы без него делали? Я уже и не понимаю, как умудряласъ гулять по этому самому Неаполю в 2009-м, когда смартфон у меня в общем уже был, но гугль мапса еще не было.
Осторожно продвигаясь вглубь этого гарлема, присматривались к забегаловкам на предмет пообедать. Как ни страшно было прикасаться к этой антисанитарии, но любопытство взяло верх. Впрочем, чтобы получить что-то более цивилизованное, нам бы пришлось из этого раиона выбираться.
.
Пробираясь через толпу желающих прикупить базарной снеди, натыкаемся на маленькую-маленькую тратторию, каких в округе на каждом квадратном метре по пять штук, но чем-то она обращает на себя внимание.
Заходим выпить воды и/или кофе и обнаруживаем иконостас с отзывами на трип эдваизере. Прочитав часть из них, я настолько прониклась, что кушать мы вернулись именно сюда.
Нужно сказать сразу - оно того не стоило. Мало того, что в момент, когда мы поднесли ко рту вилки, ливанул такой дождь, что пришлось спасаться бегством, так еще и невкусно оказалось. Вот не идет мне итальянская кухня на юге - что на Сицилии голодала, что в Неаполе ничего кроме пиццы не нашла для душеньки подходящего.
.
Устало шагаем вперед, подгоняемые чувством долга. Общая атмосфера бедлама и цирка в одном флаконе начинает слегка надоедать. К счастью мы уже пришли. Вот - парадный подъезд дома, к которому я стремилась всей душой.
Дворец Санфеличе - это монументальный дворец в Неаполе, расположенный в районе Рионе Санита. В период с 1724 по 1728 год Фердинандо Санфеличе спроектировал свой собственный дом и дом своей семьи в районе за стенами, в более здоровом месте, чем многолюдный центр. Санфеличе спроектировал дворец рядом с существующим зданием, приобретенным семьей Санфеличе, которое затем было включено в проект его величественной резиденции. На двойных порталах из пиперно и мрамора между сиренами и балконом второго этажа прикреплены мемориальные доски XVIII века.
.
На портале резиденции, построенной и спроектированной неаполитанским архитектором, находится эта табличка:
«FERDINANDUS SANFELICIUS PATR. NEAP. OB EXIMIAM LOCI SALUBRITATEM HASCE AEDES AB SOLO EXCITAVIT IDEM OPERIS CURATOR INVENTOR ET DOMINUS. AN SAL MDCCXXVIII» Правда ее совершенно не прочитаешь - заросла многосантиметровой грязью.
.
Означает этот текст следующее: "Фердинандо Санфеличе, неаполитанский патриций, построил этот дом с нуля, потому что это место отличалось необыкновенным здоровьем. Он был дизайнером, куратором и владельцем произведения. Год здоровья 1728". А на одном из зданий, которое он купил и отреставрировал, - вот это: "Фердинандо Санфеличе, неаполитанский патриций, восстановил дом, выполнив более благородные работы, расширив и украсив его".
Фасад, отмеченный проемами семи окон, украшенных лепниной, возвышается на два этажа. На главном этаже чередуются окна с плоскими тимпанами там, где есть балконы, и круглые и/или треугольные тимпаны там, где есть только окна; на втором этаже - украшения с шестой дугой наружу, где в центре находятся круги с бюстами. Заслуживают внимания внутренние дворы, которые служат декорациями вместе с лестницами. Первый двор - восьмиугольный в плане - обеспечивает доступ к вестибюлю с остатками фресок с дворянскими гербами владельцев; во дворе находится санфелическая лестница, которая следует за наклоном восьмиугольных стен. Второй двор, прямоугольный в плане, имеет простую санфелисийскую лестницу с соколиными крыльями, которая служит проскениумом для выхода в сад позади. Внутри были фрески Франческо Солимены и скульптуры Джузеппе Саммартино в частной капелле, которые сегодня исчезли, но упоминаются в путеводителях по городу XVIII века.
На лестнице у входа можно заметить покрытие ступеней камнем Лаванья, вставленным Санфеличе в честь своей жены, которая была родом из деревни Лаванья в Лигурии. Первый двор со знаменитой открытой лестницей был использован для съемок фильма "Questi fantasmi", киноверсии комедии "Questi fantasmi!" Эдуардо Де Филиппо 1967 года. Здесь также снимались другие фильмы, такие как "Четыре дня в Неаполе" Нанни Лоя, "Геге Беллавита" Паскуале Феста Кампаниле, а в сентябре 2011 года здесь были сняты некоторые сцены для мини-сериала "Пупетта - любовь и страсть" с Мануэлой Аркури в главной роли, который впервые показали по телевидению в июне 2013 года. Кроме того, здесь были сняты некоторые сцены третьей серии сериала "Гоморра" (Gomorra - La serie) и некоторые сцены фильма "5 è il numero perfetto". В 2019 году здесь были сняты финальные сцены фильма Il sindaco del rione Sanità, снятого Марио Мартоне по мотивам одноименной комедии Эдуардо Де Филиппо.
В третьем акте фильма Роберто Де Симоне "Гатта Ченерентола" декорации вдохновлены этим дворцом. Здесь же снимались некоторые сцены из фильма Piedone lo sbirro с Бадом Спенсером 1973 года, режиссером которого был Стено. Также в этом здании летом 2020 года снимались некоторые сцены из сериала Mina Settembre, так как здесь находилась консультационная комната, в которой работает главный герой. В 2023 году здание можно было увидеть в первом эпизоде второго сезона сериала Il commissario Ricciardi, где снималось жилище ростовщика Дженнаро Луизы. Палаццо Санфеличе также можно увидеть во вступительной песне к долгоиграющей мыльной опере Un posto al sole, действие которой происходит в Неаполе.
.
Палацци похожи, как братья - близнецы, но второй оставляет после себя достаточно гнетущее ощущение. Это обычный многоквартирный жилой дом, желающих подойти поближе и заглянуть вовнутрь жильцы погнали поганой метлой на наших глазах так что я и соваться не стала.
Ну наконец-то! С вещами, что называется, - на выход. Чуть не вприпрыжку мы отправляемся знакомой уже дорогой по направлению к станции метро. Хоть одну остановку, но мы проедем на транспорте, ноги у нас не казенные.
Уж не знаю, отчего так выходит, но прогулки в последний день поездки выдаются как правило очень грустными. Не нарочно, честное слово, я их так планирую, оно само так выходит. Или это уже предвылетное настроение окрашивает вылазки в такие нерадужные цвета? Но здесь , как мне кажется, никакое, самое радужное настроение, не спасет отца русской демократии от тоски смертной.
Кстати именно в этом гарлеме мы случайно наткнулись на переулок с аж двумя магазинами украинских товаров. Такими же депрессивными, как и все в округе.
А день все не хотел заканчиваться...