Сафо XVI века

Aug 31, 2023 22:32



Никак я не могу для себя решить, когда читать книги о городах и странах, в которых бываю, до или после поездки? Пока получается строго - после. Зато - уже без спешки и с удовольствием, узнавая виденное. Вот и сейчас мне дорогу перебежала книга, доселе мне неизвестная и от этого еще более интересная.



Ульрике Хальбе-Бауэр (родилась 14 октября 1949 года в Варендорфе) - немецкая писательница и переводчик. Ульрике Хальбе-Бауэр выросла в Мюнстере, изучала немецкий язык и историю в университетах Мюнстера и Фрайбурга-им-Брайсгау и в течение года работала помощником учителя в Данди (Шотландия). После учебы она прошла стажировку и несколько лет преподавала в гимназиях Гамбурга. С 1979 г. она живет и работает преподавателем в сфере образования для взрослых во Фрайбурге-им-Брайсгау. Вместе с мужем, Манфредом Хальбе, она переводила с английского языка нехудожественные книги и романы. Особое внимание она уделяет женской истории, пишет биографические романы и рассказы, которые представляет на чтениях. С 2009 года она активно сотрудничает с пианисткой Элизабет Штеблейн-Байнлих, которая посвящает себя, в частности, музыке женщин-композиторов.


В 2004 из печати вышла книга Olympia Morata. Das Mädchen aus Ferrara. Brunnen, Gießen 2004, ISBN 978-3-7655-1862-1. Я купила ее под названием "Свобода манила в Хаидельберг". То, что уже в названиях присутствуют два города, знакомых и приятных, подстегнуло воображение. Собственно я искала книгу о Ферраре, а нашла куда больше. Возможно где-то еще имеется такое же интересное жизнеописание удивительной женщины из Феррары, но это меня сильно впечатлило.
Олимпия Фульвия Мората (03.02.1552, Феррара; † 26 октября 1555 г., Гейдельберг) - итальянская поэтесса и ученый-гуманист. Благодаря ее "достижениям традиция итальянских женщин-гуманисток перешла по ту сторону Альп, где до этого было мало таких женщин".  "Книги сушат женский мозг, а его у них и так слишком мало", - считали ученые Средневековья. Но гуманисты узнали от античных авторов, таких как Платон и Плутарх, что женщина должна "участвовать во всем, что касается жизни мужчины". И тогда они стали учить своих жен и дочерей. <.........................>


Самой известной ученой женщиной XVI века была Фульвия Олимпия Мората из герцогства Феррара. В 12 лет она овладела не только латинским и греческим языками, но и семью гуманитарными науками, такими как грамматика, астрономия и геометрия. Вскоре она сама преподавала и читала лекции. Вместе с мужем, немецким врачом Андреасом Грундлером, она переехала в Швайнфурт, а затем в Хайдельберг. Там она и умерла, не дожив до тридцати лет, оставив после себя большое количество писем, речей и стихов. Больше всего меня, конечно, поразило упоминание в книге Шваинфурта, в котором приходится бывать время от времени по поводу наличия там филиала фирмы, на которой тружусь. Олимпия Фульвия Мората была первой из пяти детей Пеллегрино Моретто (Peregrinus Fulvius Moratus, 1483-1549) и Лукреции Гози. Ее образованный и космополитичный отец обучал ее древним языкам, а также преподавал сыновьям герцога Альфонсо I д'Эсте при феррарском дворе.  Фамилия д'Эсте - опять же - греет душу , выводя на семейство Габсбургов.

Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d'Este; 21 июля 1476, Феррара - 31 октября 1534, Феррара) - герцог Феррары, Модены и Реджио (1505-1534), участник Итальянских войн и войн Камбрейской Лиги, третий муж Лукреции Борджиа. Практически все правление герцога прошло в попытках спасти государство от стремлений Ватикана поглотить его. Сын герцога Эрколе I д'Эсте и его супруги Элеоноры Арагонской, унаследовал герцогство в 1505 году. Будучи ещё наследником, в 1502 году женился на Лукреции Борджиа, дочери папы Александра VI, который на следующий год скончался. Новый папа Юлий II предложил ему свою внебрачную дочь Феличе делла Ровере в качестве супруги, предлагая избавиться от Лукреции, но этот план не увенчался успехом и её выдали за другого.

Из-за своих кальвинистских взглядов Пеллегрино разошелся с Альфонсо, поэтому с 1532 по 1539 г. семья вынуждена была жить в изгнании в Виченце и Венеции. "Что такого хорошего в Ферраре, что отец даже в Венеции ею восторгался? Феррара не красивее Венеции. Но и в Ферраре есть каналы и дворцы. Но без лагуны. Отец мечтает о Ферраре из-за своей должности при дворе"

После возвращения семьи ко двору д'Эсте супруга герцога Эрколе II Рената Французская поручила воспитание старшей дочери Анны в том числе швайнфуртскому гуманисту Иоганну Синапиусу, а в качестве компаньонки выбрала Олимпию. Благодаря культурным свободам при дворе Ренаты Олимпия имела доступ к классическим произведениям на латинском и греческом языках, которые она пытливо изучала. Владея всеми гуманитарными науками, она переводила Гомера и Цицерона, читала лекции и писала стихи. Олимпия, которую учил отец, имела репутацию вундеркинда. Говорят, что уже в шесть лет она получила высочайшую оценку интеллектуальных способностей от ученых друзей своего отца. В 12 лет она уже в совершенстве владела латинским и греческим языками, а также всеми семью дисциплинами Artes liberales: грамматикой, риторикой, логикой, астрономией, музыкой, арифметикой и геометрией. Кроме того, Олимпию, естественно, выставляли в качестве вундеркинда. Так, в 1541 году она прочитала три публичные лекции по "Парадоксам" Цицерона в герцогской академии, которую возглавлял ее учитель Иоганн Синапий. Кроме того, слушателям были представлены, в частности, ее греческий панегирик древнеримскому герою Муцию Скаэволе, заметки о Гомере и защита Цицерона, а в 1547 г. - греческая погребальная поэма по случаю смерти кардинала Пьетро Бембо. В том же году она написала о себе стихотворение на древнегреческом языке.<...........................>
.

Эрколе II д'Эсте (* 4 апреля 1508 г. в Ферраре; † 3 октября 1559 г. там же) - герцог Феррары, Модены и Реджио с 1534 по 1559 гг. Эрколе происходил из дома Эсте, который является одним из старейших итальянских дворянских родов, поскольку его члены появляются в качестве маркграфов уже в 951 г. Он правил Феррарой с 1240 г., в 1452 г. стал герцогом Модены, а в 1471 г. - герцогом Феррары. Он был старшим сыном герцога Альфонсо I д'Эсте (* 1476, † 1534) от брака с Лукрецией Борджиа (* 1480, † 1519), дочерью кардинала Родриго Борджиа, правившего в 1492-1503 гг. как Папа Александр VI.
По политическим мотивам Эрколе женился на Рене Французской (1510-1575), дочери короля Франции Людовика XII и Анны де Бретань. Бракосочетание состоялось 28 июня 1528 г. в Париже в Сент-Шапель перед папским легатом кардиналом Джованни Сальвиати. Не имея возможности выделить большие деньги на приданое дочери своего предшественника, король Франциск I вместо этого пожаловал Эрколе титулы герцога Шартрского, графа Жизорского и лорда Монтаржи, а также обязался выплачивать пенсию в размере 12 000 скуди в год. Поскольку в то время в Ферраре свирепствовала чума, молодожены еще несколько месяцев оставались в Париже. После этого они переехали в Феррару и поселились в его впечатляющем ренессансном дворце, построенном в 1475 г.

Эрколе сменил своего отца на посту герцога 31 октября 1534 года. С 1536 г. он предложил изгнанным из Испании и Португалии евреям новый дом, поскольку это способствовало развитию торговли и, соответственно, процветанию Феррары. Таким образом, с 1536 по 1554 гг. город стал важным центром для сефардских евреев. В 1554 г. в Ферраре состоялся раввинский конгресс, а два года спустя был основан еврейский университет. Законы, принятые Эрколе для защиты евреев, считались самыми прогрессивными в Италии.

Его жена Рене, напротив, была сторонницей Реформации и дружила с протестантским учителем Фульвио Пеллегрино Морато и его дочерью Олимпией Моратой (1526-1555). Она открыла феррарский двор для преследуемых по религиозным мотивам интеллектуалов из Центральной Европы, особенно из Франции. Так, в 1535 г. в Феррару приехал французский поэт Клеман Маро, в 1536 г. - Джон Кальвин, в 1537 г. - Виттория Колонна и Бернардино Очино, а около 1540 г. - Челио Секондо Курионе, Камилло Ренато и Аонио Палеарио. Неясно, была ли она сама в это время также кальвинисткой, обратилась ли впоследствии в католичество или осталась католичкой. Формально она, вероятно, оставалась вынужденной приверженкой католической церкви на протяжении всей своей жизни. Во всяком случае, ее симпатии к протестантизму привели к разрыву с мужем, который в ходе Контрреформации с 1545 г. устроил в Феррере инквизицию. Рене была обвинена в ереси. В 1554 г. она была помещена под домашний арест, а ее кальвинистские книги сожжены. Дочери были отобраны у нее и помещены в монастырь. Под влиянием Игнатия Лойолы и Матье Ори она вернулась к католицизму и 23 сентября 1554 г. демонстративно приняла участие в католической евхаристии, что вновь вызвало резкую критику Кальвина."

"Феррарский собор. Мать осталась с ней на входной площади, чтобы ребенок мог смотреть на расположившихся там лагерем мраморных львов, устрашающих животных в величественных позах, их добычу, небрежно спрятанную под лапами, готовых к тому, что кто-нибудь может вмешаться, громко рычать и пожирать безошибочно. И все же спины львов чистят дочиста дети, которые любят забираться наверх, чтобы насладиться маленьким триумфом в роли убийцы зверя - немного неуверенных и напуганных. Особенно это ценят мальчики. На задних львах прямо перед дверью сложены каменные сиденья, на которых сидят человеческие фигуры, каждая из которых поддерживает своей шеей одну из входных колонн. Бремя давит на этих людей - атлантов, как называет их отец, - глубоко вниз. Настолько низко, что кажется, что голова съезжает с плеч на грудь.На другой стороне площади, за темными воротами, находится лестница дворца.  Наконец Кастелло: башни, широкий ров, леса, строительная площадка. Солдаты топчут мост, девочка-горничная машет рукой. Наконец перед ними предстал Кастелло. Летающая крепость, широкие, высокие, красные стены, заложенные кирпичом двери, черные дыры, только высоко над белой балюстрадой и огромными окнами, задрапированными малиновыми тканями. Оплот в центре города, построенный для защиты Эсте от внешних врагов, а также для того, чтобы угрожающе смотреть свысока на подданных, жителей города. Разноцветные флаги по углам балконов. "


В 1548 г. Олимпия покинула двор, чтобы ухаживать за больным отцом, который умер в следующем году. В это время ее отца, ее и обоих ее сестер прогнали со двора без содержания. Пережитая утрата заставила ее обратиться к евангельской вере и углубиться в нее. Гуманист и протестантский теолог Селио Секондо Курионе, с которым она познакомилась в Венеции в 1539 г., на некоторое время стал ее отцовским другом и покровителем. В начале 1550 г. она вышла замуж за Андреаса Грундлера, врача из Швайнфурта, принадлежавшего к кругу гуманистов при феррарском дворе. В родном городе Ферраре они прожили всего несколько месяцев, так как репрессии со стороны католического герцога и деятельность инквизиции против протестантов усилились. Поэтому в 1550 г. они переехали через Бреннерский перевал, Кауфбеурен, Аугсбург и Вюрцбург в небольшой франконский городок Швайнфурт, где Грундлер получил должность городского врача. Олимпия обучала в своем доме младшего брата Эмилио и Теодору Синапис, дочь своего бывшего учителя Иоганна Синаписа, который также жил в городе.



"Швайнфурт - небольшой, не особенно красивый городок, в котором живут простые люди, здесь нет того богатства, к которому она привыкла при дворе.«Да, Хёрманны очень гостеприимны, и они нам нравятся. Я несколько раз останавливался у нее дома в Аугсбурге. Теперь нас ждут в Шваце. Мы оставим экскурсионную группу перед Инсбруком и наймем мулов на конной станции, которые доставят нас туда через несколько часов. Большой багаж можно смело отправлять в Аугсбург».«А что, если императорский советник Хёрманн не получит письма сына?»
Если и есть на что-то, на что можно положиться в Германии, так это на почтовое отделение Венеции-Инсбрука-Нюрнберга. Хёрманн работает на самого богатого бизнесмена Германии Фуггера. Его письма не потеряются.» Кто-то зажег на горизонте тусклый фонарь. К их удивлению в доме фуггеров в Шварце их действительно ожидали…."


Даже в течение XVI века мнение об образованных женщинах оставалось неизменно негативным. При исследовании контрактов 1960-1970-х годов было обнаружено, что из примерно 12 тыс. человек, участвовавших в них, только 28% женщин умели писать. И почти все эти женщины были из семей, принадлежащих к высшему среднему классу. В отличие от многих мужчин из среднего и низшего класса, представительницы этих сословий даже не умели писать свои имена.Да, представительницы низших сословий выглядели бы просто смешно, если не подозрительно, если бы умели писать и читать, ведь, как говорится, "книги сушат женские мозги, а их у них и так слишком мало". (в: Friedrich Heer: Erasmus von Rotterdam, vol. 2, Frankfurt a. M. and Hamburg 1962, p. 110). Напротив, от умных женщин - если таковые существовали - ожидалось, что они будут скрывать свое образование: "Если у нее больше ума, то у нее должно хватить приличия и мудрости не показывать, сколько у нее ума. Не надо, чтобы она была правителем. Мужчина должен быть сведущ во многих науках. Воспитание благородной дамы предполагает, что благородная женщина, уважаемая и с хорошим происхождением, не должна обладать большим умом. Простодушие очень идет дамам". (по Томасу фон Цирклере, в: Иоахим Бумке, т. 2, там же, с. 482-483). Однако гуманисты XVI века взяли за образец воспитания женщин древних мудрых писателей Платона и Плутарха. По Платону, женщина должна "участвовать во всем в жизни мужчины", так как по природе своей предназначена быть его спутницей, а Плутарх требовал, чтобы муж завершал образование жены. Следуя этим рекомендациям, гуманисты затем также стали формировать своих жен и дочерей в соответствии со своими представлениями. В частности, сэр Томас Мор († 1535) практически напичкал знаниями двух своих жен и трех дочерей. Его первая жена, Джейн Кольт, поначалу была не слишком сговорчива. Ежедневные упражнения в поэзии и музыке, задаваемые мужем, она выполняла очень поверхностно и недобросовестно, так что Томас Мор, который сам никогда не бил своих жен за непослушание, отвел Джейн к отцу, который раз и навсегда выбил из головы дочери все глупости. В дальнейшем жена Томаса была послушной ученицей своего мужа, пока не умерла слишком рано в 1511 г., прожив в браке всего семь лет. Вторая жена Томаса Мора, уже овдовевшая 40-летняя Алиса Миддлтон, которая до этого брака не владела ни одним музыкальным инструментом, также была вынуждена каждый день играть заданные мужем музыкальные произведения. Будучи уже пожилой дамой, она со временем научилась играть на цитре, лютне, монохорде и флейте. Томасу Мору, напротив, было проще сформировать своих трех дочерей Маргарет, Елизавету и Сикли в соответствии со своими идеями и принципами воспитания. Вначале они изучали латынь, затем читали и переводили классическую латинскую и греческую литературу, труды Отцов Церкви, дидактические и богословские тексты современных авторов. Наконец, дочери должны были писать сочинения и трактаты на латинском и английском языках. Детские игры с кубиками, картами и мячами были строго запрещены. Учиться, учиться и еще раз учиться - таков был девиз Томаса Мора. И все эти знания накапливались лишь для того, чтобы иметь возможность поговорить с ними в тихом кругу. Ведь их знания предназначались только для назидания отцу и будущему мужу, для которых они, как высокоодаренные товарищи, могли взять на себя не только заботы по хозяйству и рождению детей, но и интеллектуальные проблемы. И Томас Мор был не одинок. Конрад Пейтингер также обучал свою молодую жену Маргариту Вельзер и своих дочерей в соответствии со своими идеями. В 1504 году его дочь Юлиана, которой было всего четыре года, в любой момент могла взять верх над итальянскими вундеркиндами Алессандрой Скала († 1506) и Кассандрой Феделе († 1558) и приветствовала латинской речью императора Максимилиана I во время его визита в Аугсбург. <........................>

Но прежде, чем осесть в Шваинфурте, некоторое время семья проживала в крепости Вюрцбурга. И снова чудесные воспоминания. Интересны описания швабской кухни, как тяжелой, неперевариваемой, однообразной, совершенно несравнимой с итальянской. Без апельсинов, оливок, персиков, винограда и фиг зато с мегатоннами квашеной капусты и пива. Олимпия страдала даже от отсутствия риса в этих местах. Первая надежда на приличное питание появилась, когда Андреасу предложили кафедру в школе для великородных отпрысков протестантских семей возле Линца. Там близко была Вена и близко была Италия. Хотя близость Вены должны была бы пугать отъявленных протестантов.


В 1553 г. протестантский маркграф Альбрехт Алкивиад Бранденбургский выбрал Швайнфурт в качестве военного лагеря, после чего он был осажден войсками епископа в ходе Второй маркграфской войны, взят в 1554 г. и превращен в руины. Олимпии и ее мужу удалось спасти только свои жизни; вместе с имуществом она потеряла и свои личные сочинения. "Но когда тот же город был сожжен, а книги и многие хорошие сочинения уничтожены огнем и грабежом, они бежали вместе с братом Олимпии и в конце концов были приняты графами Эрбах в Оденвальде. Там Грундлер получил приглашение на медицинскую кафедру в Xaйдельбергском университете, а Олимпия, вероятно, смогла давать частные уроки латыни и греческого языка.



Богослов Элизабет Гёссманн сообщает о "деталях, не упомянутых или опровергнутых в последних исследованиях". К ним относятся независимые сведения об ученой деятельности Мораты, содержащиеся в энциклопедии Иоганна Фрауэнлоба "Die Lobwürdige Gesellschaft Der Gelehrten Weiber" (1631). "[Мората] уже на 16-м году жизни / в Ферраре публично прочла Paradoxa Ciceronis / а затем Commentaria in Homerum [...] там же [в Гейдельбергском университете] она частным образом читала философию на греческом и латинском языках с большой похвалой и удивлением".- Johann Frauenlob: Die Lobwürdige Gesellschafft der Gelehrten Weiber. Гёссманн также приводит сообщение из книги Кристиана Юнкера "Centuria Foeminarum" (1692), в котором говорится о "публичной кафедре" в Гейдельберге, где Мората "читал свои lectiones". Гейдельбергский ученый-грековед Якобус Мициллус сам пригласил Морату преподавать в университете. Что лично знал о ней Мициллус, в частности, были ли ему известны ее сочинения и уцелели ли они после разграбления и пожара в Швайнфурте в 1554 г., пока не изучено. Вероятно, она не смогла долго ждать приглашения Мициллуса в университет, так как в 1555 г., всего через год, умерла в возрасте около 29 лет от туберкулеза, которым она, вероятно, заразилась во время лишений во время осады города и бегства из Швайнфурта.
Это настолько неожиданно, настолько удивительно, что читается на одном дыхании.

Германия, Италия, #тосамоелето, литература

Previous post Next post
Up