Каким образом мне перебежала дорогу очередная книга? В поисках информации о Париже, Версале и прочих Людовиках и Габсбургах? А каким образом мне вообще книги дорогу перебегают? Где-то наткнулась на упоминание, кто-то что-то сказал... И вот я уже роюсь в интернете и заказываю доставку.
Антал Серб (венг. Szerb Antal; 1 мая 1901, Будапешт - 27 января 1945, Балф) - венгерский учёный и писатель, один из крупнейших венгерских литературных деятелей XX века. Антал Серб родился в 1901 году в семье ассимилированных евреев в Будапеште. Крещён в католичество. Изучал венгерский, немецкий и позже английский языки, в 1924 году получил докторскую степень. С 1924 по 1929 год жил во Франции и Италии, также провёл год в Лондоне, Англия, с 1929 по 1930.
Будучи студентом, опубликовал эссе о Георге Тракле и Стефане Георге, и быстро заслужил репутацию солидного учёного, выпустив несколько литературных исследований творчества Уильяма Блейка, Генрика Ибсена и других писателей. В 1933 году, всего 32 лет от роду, был избран президентом Венгерской литературной академии. В 1934 году опубликовал свой первый роман, «Призраки замка Пендрагон», основанный на личном опыте жизни в Британии. Его второй и самый известный роман, «Путешествие в лунном свете», вышел в 1937 году. В том же году он получил должность профессора литературы в Сегедском университете. Дважды, в 1935 и 1937 годах, был удостоен премии им. Баумгартена. Переводил с английского, французского, итальянского, в том числе произведения Анатоля Франса, П. Г. Вудхауза, и Хью Уолпола. В 1941 году Серб опубликовал труд «История мировой литературы», который продолжает оставаться актуальным и в настоящее время. Он также опубликовал том по теории романа и книгу об истории венгерской литературы. Неоднократно получая возможность избежать антисемитских преследований (вплоть до конца 1944 года), предпочёл остаться в Венгрии, где в 1942 году вышел его последний роман в пиранделианском стиле «Оливер VII», повествующий о короле, организовавшем мятеж против самого себя. Роман был представлен как перевод с английского, так как «еврейская» книга в то время к печати не допускалась.
В течение 1940-х годов Серб столкнулся с растущей враждебностью из-за еврейского происхождения. В 1943 году «История мировой литературы» Серба была включена в список запрещённых произведений. В период коммунистического правления оно также подвергалось цензуре, редактуре подверглась глава о советской литературе. Полная версия стала доступна только в 1990 году. В конце 1944 года Антал Серб был отправлен на каторжные работы в концентрационный лагерь в Балфе. Поклонники его таланта попытались спасти писателя по поддельным документам, но Серб не принял помощь, желая разделить судьбу своего поколения. Он был избит до смерти в январе 1945 года, скончавшись в возрасте 43 лет. Вдова Антала Серба, Клара Балинт, умерла в 1992 году. Хорошо известны научные труды Серба первой половины XX века по литературе. В десятилетие, предшествовавшее Второй мировой войне, он пишет два монументальных произведения литературной критики, демонстрирующие безукоризненный и ироничный стиль, и предназначенные скорее для взрослого читателя, чем для академической общественности. Помимо этих работ, Серб создал несколько романов и повестей, до сих пор привлекающих внимание читателей. В «Призраках замка Пендрагон», «Путешествии в лунном свете» и «Ожерелье королевы» Серб соединяет цели литературоведа с целями романиста, показывая важность экзотического с точки зрения исследователя литературы. Во всех трёх романах действие разворачивается в европейских странах, вне привычной Венгрии, что позволяет писателю наделить своих героев уникальными характеристиками. Ещё одно произведение Серба, «Третья башня», является путевыми заметками о поездке в Италию. Он посетил города на севере страны: Венецию, Болонью, Равенну, и, прежде чем вернуться домой, побывал в старейшем государстве Европы, Сан-Марино. Здесь он увидел башню Монтале, которая и обусловила выбор названия для новой книги. Путевые заметки разделены на абзацы, в которых чередуются описания наблюдений и личные мысли автора. Вот хоть принимайся за изучение венгерского - Третья Башня не переведена ни на немецкий, ни на русский.
Но у меня в руках - "Ожерелье королевы", третье большое исследование загадочного происшествия. А книга - скорее историческое исследование, не роман и не выдумка.
«Ожерелье королевы» - дело о мошенничестве с целью завладения ожерельем, якобы предназначавшимся для французской королевы Марии-Антуанетты, ставшее основанием для громкого и скандального уголовного процесса в 1785-1786 годах, незадолго до Великой французской революции.
Основным действующим лицом в развернувшемся позже фарсе была некая графиня Жанна де Ла Мотт. Она выдавала себя за потомка бывшей французской королевской династии Валуа. Графиня утверждала, что её отец, барон де Сен-Реми, был потомком короля Франции Генриха II. Она вела достаточно экстравагантный образ жизни и желала жить на широкую ногу. Правда ничтожный доход её супруга не мог покрыть этих нужд. Жанна решила завоевать расположение королевы. Претензии Ла Мотт были весьма сомнительными, а потому Мария-Антуанетта отказалась принять её. Ла Мотт не собиралась останавливаться - это было не в её правилах. Она решила достичь поставленной цели любой ценой. Для этого она много думала. Результатом её измышлений стала гениальная преступная схема. Для реализации которой ей был нужен могущественный на то время кардинал де Роган. Она стала его любовницей. Коварный ум графини знал, как можно манипулировать мужчиной, чтобы добиться желаемого.
В 1771 году кардинал Луи Рене Эдуард де Роган был отправлен с дипломатической миссией в Австрию, на родину Марии-Антуанетты. У него сложились весьма непростые отношения с её матерью, императрицей Марией Терезой. После того как Мария-Антуанетта стала королевой Франции, кардинал, естественно, оказался в опале. Роган был весьма честолюбив и амбициозен, он хотел во что бы то ни стало вернуть себе расположение монаршей семьи. Антал Серб считал, что Роган был болен королевой Марией Антуанеттой, был без памяти влюблен в нее. А она игнорировала его. При этом опять же Антал Серб считал, что люди делятся на два вида: те, кто любит вниз и тех, кто любит толЭко наверх. И поскольку кардинал и князь по своему положению стоял так высоко, что любить он мог только королеву. Жанна была аферисткой до мозга костей. Она смогла убедить кардинала, что королева тайно питает к ней весьма тёплые чувства. Де Роган увидел в этом свой шанс. Он решил воспользоваться любовницей, чтобы вернуть себе благосклонность Марии-Антуанетты. Ла Мотт убедила любовника написать своей «подруге». Так началась их тайная «переписка». Ответы кардиналу Жанна придумывала вместе с другим своим возлюбленным, неким Рето де Виллетом. <
..........................>
Пока происходил этот обмен фальшивыми письмами, графиня де ла Мотт узнала об одном драгоценном украшении. Это было невероятно ценное алмазное ожерелье, которое королевские ювелиры Бёмер и Бассенж пытались продать в течение нескольких лет. Изделие было создано из почти семи сотен бриллиантов. Оно весило около трёх тысяч карат. У французских ювелиров после смерти Людовика XV осталось на руках великолепное бриллиантовое ожерелье громадной стоимости, изготовленное для фаворитки короля, графини Дюбарри. После смерти короля фаворитка лишилась своих богатств, а нового покупателя для такой дорогой вещи найти было нелегко. Ювелиры попытались было склонить новую королеву Марию-Антуанетту к приобретению ожерелья в 1781 году, но, ввиду расстройства финансов, королева не решалась потребовать от Людовика XVI крупную сумму. Хотя украшения любила больше всего на свете.
Роган принимал все за чистую монету. Ла Мотт устроила ему с «королевой» тайное свидание. В Версальском саду ночью кардинал встретился с «Марией-Антуанеттой». Для этой роли Ла Мотт наняла проститутку, весьма похожую на королеву, по имени Николь ле Гуай д'Олива. Та заверила де Рогана в своих самых тёплых чувствах к нему. Обрадованный расположением королевы, кардинал тут же связался с ювелирами. Он согласился оплатить ожерелье в рассрочку. Некоторое время спустя придворная дама, мошенница и авантюристка графиня Жанна Де Ламотт-Валуа, считавшаяся особой, приближённой к королеве (хотя сама Мария-Антуанетта заявила в 1793 году, перед собственной казнью, что никогда в жизни не была с ней знакома), выразила согласие по просьбе ювелиров переговорить с Марией-Антуанеттой. Через несколько дней Ламотт заявила, что королева покупает ожерелье, а ведение переговоров по этой сделке поручено одному знатному лицу.
К ювелирам явился кардинал Луи де Роган и от имени королевы купил ожерелье за 1 млн 600 тыс. ливров; часть денег он заплатил наличными, а на остальную сумму выдал на различные сроки заёмные письма. Тот сразу отдал его графине де Ла Мотт, которая должна была передать его Марии-Антуанетте. На самом же деле ювелирное изделие было тут же разобрано и немедленно реализовано по частям. Муж графини продавал камни в Лондоне, чтобы не вызывать подозрений. Это был моментальный и огромный куш. Когда наступил первый срок платежа, деньги не были уплачены, а кроме того выяснилось, что подпись королевы на условиях покупки ожерелья похожа на поддельную. Ювелиры встревожились, довели дело до Людовика XVI, и вскоре, 15 августа 1785 года, кардинал де Роган, а через несколько дней мадам Ламотт-Валуа и несколько других лиц (в том числе известный авантюрист Алессандро Калиостро, числившийся в друзьях и советчиках у де Рогана) были арестованы по обвинению в мошенничестве и присвоении себе ожерелья под видом мнимой покупки его для королевы. На суде оказалось, что Роган совершенно искренне считал себя поверенным королевы и явился жертвой обмана своей любовницы, графини Ламотт. Последней известно было страстное желание кардинала видеть Марию-Антуанетту, приобрести её расположение и поправить свою политическую карьеру, к тому же все считали, что королева очень любит украшения. Пользуясь доверчивостью Рогана, графиня Ламотт устроила ему в версальском парке мнимое свидание с королевой, которую изображала другая особа (суд выяснил, что это была модистка Николь Леге, жившая под фамилией Олива).
Нельзя сказать, что граф Калиостро оказался замешанным в эту историю случайно, но основным действующим лицом, безусловно, не был. И выпущен был из темницы очень быстро. Но книга - она на то историческое исследование, исследует и окружение, и действующих лиц этой трагедии, и атмосферу в обществе и природе на момент времени.
Алесса́ндро Калио́стро, граф Калиостро, настоящее имя - Джузе́ппе Джова́нни Бати́ста Винче́нцо Пье́тро Анто́нио Матте́о Фра́нко Ба́льсамо ( 2 июня 1743, Палермо - 26 августа 1795, замок Сан-Лео, Эмилия-Романья, Римини, Италия) - итальянский мистик, алхимик и авантюрист, называвший себя разными именами. Во Франции также был известен как Жозе́ф Бальзамо́.В Париже, куда Калиостро перебрался из Лондона, он столкнулся с конкурентом -
графом Сен-Жерменом. Это тот, что "Три карты, три карты, три карты.. " Калиостро позаимствовал у него несколько приемов, один из них - заставлять своих слуг говорить любопытным, что они служат своему господину уже триста лет, и за это время тот ничуть не изменился. По другим данным, дворецкий отвечал, что поступил на службу к графу в год убийства Гая Юлия Цезаря. Сохранилась копия записки Калиостро, снятая в Ватикане. В ней даётся описание процесса «регенерации», или возвращения молодости:
«…приняв две крупицы этого снадобья, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа» (!), «выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком…». До сих пор в Англии он был никому не известен. Никто не знал, откуда он появился и чем занимался прежде, первый приезд никому не запомнился. Калиостро стал распространять о себе в обществе удивительные и невероятные слухи: рассказывал о том, как побывал внутри египетских пирамид и встретился с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайн самого бога алхимии и тайного знания Гермеса Трисмегиста. Английские масоны даже утверждали: к ним прибыл «Великий Копт», адепт древнего египетского Устава, посвященный в мистические тайны древних египтян и халдеев. Начиная именно с Англии, к Калиостро приходит известность, в немалой степени вызванная солидными тратами на саморекламу. По данным инквизиции, деньги поступали из масонских лож, поскольку Калиостро в Англии поступил в масоны и даже организовал так называемое
Египетское масонство, а точнее новое учение в масонстве. Масоны же охотно платили за распространение своих идей знаменитым «магом».
Умело дозируя информацию, как бы невзначай проговариваясь, он рассказывал зачарованным слушателям невероятные вещи: будто он родился 2236 лет назад, в год, когда произошло извержение Везувия, и сила вулкана частично перешла к нему. Что он познал тайну создания философского камня и создал эссенцию вечной жизни. Что он множество веков путешествует по миру и был знаком с великими правителями древних веков.
Мимо масонов пройти не смог ни автор, ни я. На мой взгляд - масонская глава - лучшая во всей книге. Древний и изначальный устав Мемфиса-Мицраима - общее название разных синтезированных в один уставов египетского направления масонства, известных с конца XVIII века и реорганизованных под влиянием Гарибальди в 1881 году. Наибольшая система масонских степеней за всю историю масонства. Почти все организации, практикующие устав Мемфиса и Мицраима, не признаются Объединённой великой ложей Англии и не считаются ею за масонские. Наиболее широко устав распространён среди лож Великого востока Франции, который единственный обладает неоспоримой преемственностью и правами на него. Великий восток Франции также по праву является самым многочисленным послушанием, практикующим египетский устав Мемфиса-Мицраима в мире. Древний и изначальный устав Мемфиса-Mицраима - один из масонских уставов. Первоначально явился интеграцией двух египетских уставов: Египетского устава Мицраима и Восточного устава Мемфиса, история развития которых началась приблизительно в 1805 году во время Египетского похода Наполеона, среди солдат которого были масоны.
Египетский устав Мицраима основывался, прежде всего, на практике устава филадельфов Нарбонна, Египетском уставе Калиостро в котором исследователи находят элементы, схожие с изображёнными в Волшебной флейте Моцарта, уставе Архитекторов Африки, алхимической системе Arcanum Arcanorum, а также на нескольких других французских масонских около герметических уставов дополнительных степеней того времени. Устав был затем привезён во Францию из Египта братьями Бедаррид в 1810 году, а также распространился в Италии. Согласно современным положениям исторических исследований, этот устав появился в Республике Венеции, вероятно, благодаря патенту, переданному Джузеппе Бальзамо (Алессандро Калиостро), который, как полагают некоторые исследователи, дал существенный толчок развитию этих ритуалов, и подготовил почву для их распространения в Европе, прежде, чем устав этот появился во франко-итальянских ложах Королевства Неаполя. Согласно одной из версий, будучи приближённым великого магистра Мальтийского ордена Мануэла Пинту да Фонсека, Калиостро учредил устав высшего египетского масонства в 1784 году. В период между 1767 и 1775 годами он якобы принял посвящение в «Arcana Arcanorum», три высшие герметические степени, от сэра рыцаря Луиджи д’Аквино, брата национального великого мастера неаполитанского масонства. В 1788 году Калиостро включил их в Египетский устав Мицраима и утвердил. Возможно, что у него есть также свои истоки происхождения в масонских эзотерических кругах области Конта-Венессена, где был якобы посвящён отец братьев Бедарридов, что по их словам произошло в 1771-1773 годах
Дело об ожерелье было разобрано парижским парламентом, вынесшим приговор 31 мая 1786 года. Кардинал де Роган и Калиостро были оправданы и лишь высланы из страны, Ламотт-Валуа была приговорена к телесному наказанию, клеймению и заключению в тюрьме для проституток Сальпетриер; к телесному наказанию и клеймению был заочно приговорён также и её муж, успевший сбыть часть камней из ожерелья и скрыться в Лондоне. Оппозиция восприняла оправдание Рогана, имевшего ореол «жертвы» королевских козней, очень положительно. 21 июня 1786 года Жанну Ламотт на Гревской площади высекли плетьми, а затем палач заклеймил её плечо буквой «V» - voleuse («воровка»).
Книга увлекательна - это именно то, что я люблю, с обстоятельными отступлениями и рассказами о действующих лицах, сосиальных явлениях, исторических фактах. Это не художественное произведение в том виде, в котором его написал Дюма и даже не в том, каким его написал Стефан Цвеиг (кстати по ходу дела так увлекло, что заказала и то и другое , жду теперь, когда пришлют). Это настоящее историческое эссе с массой занимательных фактов. Ну где еще можно прочитать о том, что матерь нации, Мария - Терезия, матерью в общепринятом понимании вовсе не была, не до того ей было - такая империя требовала сил и времени, но как только к столу ожудался кто-то из иностранных дипломатов, дети извлекались из ларца, начищались и намывались, усаживались за стол и театральное представление "Матерь нации" начиналось.
Где еще прочитаешь о том, что вольные каменщики франции в своем начальном исполнении были эрц-католическим образованием, никакие иноверцы в секту не допускались. Одни историки начинают отсчет братства от царя Саломона и первого храма, другие - от тамплиеров, а третьи от таинственного братства розенкройцеров. («
Братство розенкрейцеров» (англ. The Rosicrucian Fellowship (TRF)) - действующая международная ассоциация христианской мистики, основанная в Сиэтле (США) в августе 1909 года теософом и розенкрейцером Максом Генделем (1865-1919), с целью возвестить эпоху Водолея и сделать доступной «истинную философию» розенкрейцеров. Братство заявляет, что владеет эзотерическими христианскими тайнами и знаниями, о которых говорится в Евангелиях от Матфея (Матф. 13:11) и Луки (Лук. 8:10), и называет себя местом единения искусства, религии и науки и подготовки человека посредством гармоничного развития ума и сердца для самоотверженного служения человечеству.
Почему человечеству так интересны были масоны? Почему люди с таким восторгом стремились вступить в общество? Человека всегда привлекала тайна, а тайн у масонов всегда было множество. Вот например австрийский Мопсл-орден , самое любопытное в нем было то, что принимали в него только прошедших испытание. А испытание заключалось в том, что требовалось поцеловать мопсы в зад. Те, кто мог переступить через себя, выяснял, что целуют плюшевую игрушку. А еще в Париже была открыта отдельная женская ложа. Игрушечная, разумеется, ибо в настоящие ложи женщин не допускали..
А к теме ожерелья и к Марии - Антуанетте я еще непременно вернусь.