Март в этом году выдался удачным. После грустного и сырого Берлина очень захотелось тепла и солнца. Так захотелось, что пришлосъ догуливать по крупицам сэкономленный отпуск и в срочном порядке брать билеты. Уже куда-нибудь.
Полеты куда-нибудь случаются почему-то всегда посреди ночи. И венский Швехат в это время тих и безлюден. Нет, приезжаем мы в аэропорт, конечно, сильно заранее, на всякий случай. Как говорил мой папа :"Выходить из дома надо с таким запасом времени, чтобы успеть дойти до цели пешком если вдруг - что". Въелось, не выветрить.
Никаких сюрпризов от поездки не ожидалось. Кроме, безусловно, знакомства с новой страной. Но что-то пошло не так. Машинка уже мирно посапывала на излюбленной стоянке С, а мы прошли в зону вылета первого терминала. До сих пор ничто не предвещало. И тут на пути к терминалу Д вдруг возникает паспортный контроль. Вот уж на него я точно не рассчитывала!
Паспорта проверены, мин нет, мы снова погрузились в спячку, забыв о непонятном и неожиданном происшествии. По случаю особо раннего времени вылета даже пара мест на массажных креслах были свободны, это при дефиците - то посадочных мест в принципе!
Летим мы снова Лаудой. Я
рассказывала об этой компании совсем недавно, в связи с зимней поездкой по домам. Тогда отец-основатель, легендарный Ники, был еще жив. Он умер 20 мая 2019 в Цюрихе. И вместе с ним ушла еще одна эпоха. Эпоха гонщиков-первопроходцев. О Ники снят неплохой фильм -
«Гонка» (англ. Rush) - спортивно-историческая драма режиссёра Рона Ховарда.Художественный фильм основан на реальной истории противостояния двух гонщиков «Формулы-1»: австрийца Ники Лауды и британца Джеймса Ханта.
Естественно все еще закрыто и тишину нарушает только шелест книжных страниц и писк смартфонов.
Когда настало время Ч и прозвучало обьявление по громкой связи о начале посадки, все вяло всетрепенулись и потекли в сторону геита. Там ручеек разделился на тех, кто желает получить глоток воды и тех, кто наоборот. Воды добыть не удалось ни в одном из залов. Оказывается, сломанные автоматы - вещь интернациональная и в наших европах тоже распространенная.
Все, "нас на посадку стюардесса приглашает, надежная, как весь гражданский флот". Пиджаки цвета пинк снова сильно содействуют временному просыпанию. Идем занимать лучшие места.
Летим мы Эирбасом. О нем я достаточно подробно пела песни
вот тут.
Сон почему-то сняло как рукой как только мы взлетели. Горы, воcxод солнца, удивительно красивые облака... До чего же я люблю летать, хлебом не корми, дай залезть в самолет!
О том, куда же мы все-таки летим - как то не задумывались, а зря. Но это выяснится несколько позже. Лететь недалеко, всего-то часа три. Регулярные рейсы из Вены следуют на Ларнаку и Пафос. Мы летим на Ларнаку, так вышло. На Кипре три международных аэропорта, два располагаются на греческой части острова в Пафосе (16 км от города) и Ларнаке (2 км от города). Также есть полноценный действующий аэропорт в Никосии - Эрджан (Ercan). Все перелёты на Северный Кипр проходят через территорию Турции. Основная авиакомпания, обслуживающая греческую часть острова - Сайпрус Эйрвейс, прекратила своё существование в 2015 году.
Над Пафосом мы пролетаем достаточно низко чтобы разглядеть ВПП...
Здесь мы уже не просто проснулись. Мы прилипли к иллюминатору и с удивлением разглядываем чудо-остров.
Click to view
Кипр - третий по площади и третий по населению остров в Средиземном море. Географически относится к Азии. Кипр расположен в восточной части Средиземноморья на расстоянии 380 км от Египта, 105 км от Сирии и 75 км от Турции. Остров протянулся на 240 км с востока на запад, а в ширину достигает 100 км с севера на юг. Площадь - 9251 км².
Фактически остров разделён между 3 государствами: 36 % территории контролирует частично признанное государство Турецкая Республика Северного Кипра, 3,7 % - ООН (буферная область), 2,7 % - Великобритания (военные базы Акротири и Декелия), остальное 57,6 % - Республика Кипр.
Всего этого мы, естественно не знали (забыли, не догадывались - нужное подчеркнуть) на подлете. Kажется - впервые я прилетела туда, где незнакомым и странным оказалось абсолютно все. И впервые так явно это почувствовала. Непривычное, чужое. Оно сопровождало до самого отьезда.
Бодро и пешочком по винтовой лестнице с ручной кладью, которая набита по максимуму вместо зарядки - и мы уже в здании аэропорта.
Здесъ сомнения посетили в очередной раз: почему-то на двери оказалось написано "паспортный контроль"...
От стран с паспортным контролем я отвыкла уже давно, а экзоты типа англичан совершенно не мешают ибо просто пропускают при предъявлении паспорта. Очереди и насупленные пограничники ввели в некой ступор.
Успокоило наличие очереди для граждан ЕС. Проверка паспортов оказалась легкой формальностью и вот мы уже проникли на неизведанную территорию.
Аэропорт. Радует чистотой и новизной, но это пройдет.
Народу еще мало, несезон. Говорят, что летом здесь не протолкнуться. Ну и раз уж мы притормозили в здании аэровокзала - первые и последние впечатления.
Как многие современные здания аэропорт напоминает ангар или некое сельхоз-сооружение. Незадрапированные металлические конструкции совершенно не в моем вкусе, но я понимаю, цель оправдывает средства.
Ориентироваться здесь краине просто, аэропорт небольшой и устроен очень примитивно.
«Междунаро́дный аэропо́рт „Ла́рнака“» (греч. Διεθνής Aερολιμένας Λάρνακας; турецк. Larnaka Uluslararası Havaalanı) (ИАТА: LCA, ИКАО: LCLK) - основной и самый крупный аэропорт Республики Кипр. Обслуживает город Ларнаку, его агломерацию и близлежащие районы.
Аэропорт был срочно возведён на замену аэропорту в Никосии после раздела острова на Северный Кипр и Республику Кипр. Был портом приписки обеих кипрских авиакомпаний (до их банкротства): «Cyprus Airways» и «Eurocypria Airlines».
Click to view
Свое название получил в честь расположенного рядом города Ларнака после вынужденного закрытия аэропорта в Никосии, и частично расположен на территории, ранее использовавшейся Британией как военная база. Воздушная гавань была построена в 1974 году, а четыре года назад реконструирована. Главные воздушные ворота Кипра принимают как регулярные, так и чартерные рейсы.
В настоящий момент аэропорт служит хабом для Aegean Airlines. Аэропорт Ларнаки считается своеобразной визитной карточкой Кипра, поскольку именно сюда прилетает большинство туристов со всего мира.
В аэропорту функционирует основной пассажирский терминал и терминал VIP.
Пассажирский терминал. Располагается в новом здании, открытом в 2009 году и способном обслуживать до 7,5 млн пассажиров ежегодно.
VIP-терминал. Находится в здании старого терминала, обслуживает рейсы частной авиации и визиты глав государств.
Аэропорт Ларнаки предлагает своим пассажирам базовый набор услуг. Здесь вы сможете перекусить в кафе и барах, совершить покупки в сувенирных лавках и магазине беспошлинной торговли. Кроме того, в терминале расположены медпункт, отделения банков, туристическое бюро, бизнес-центр и VIP-зал. <
...................>
Сюрпризы большие и малые не заканчивались. Пожалуй только здесь я видела автоматы по продаже зубных щеток, расположенные в женском туалете.
Будем считать, что акклиматизация прошла успешно. Пора искать стойку аренды автомобилей. Нашласъ не сразу, очевидно я поторопилась обьявить себя проснувшейся. Но первый же попавшийся работник аэропорта махнул рукой в нужном направлении. Интересной показалась возможность за малую денежку избежать блокировки денег на кредитке с опцией - фолькаско.
Теперь - забрать машину и вперед. Где стоянка прокатных машин - нам обьяснили. Вперед, через мостик и направо. Решение с мостиком - удивительно элегантное, простое и удобное. Внизу - автобан, ну или то, что на него очень похоже. Постояли, полюбовались, отдышались. И ничего не заметили, ничто в глаза не бросилось.
Здесъ, у входа в так сказать страну, удивительные картинки можно наблюдать. В основном это, конечно, вооруженные до зубов и сверх того полевые командиры защитники Родины. Лениво прогуливающиеся в теньке с полузакрытыми глазами.
Вооружённые силы Республики на Кипре и за его пределами известны как Национальная гвардия. Это единые вооружённые силы, имеющие в своём составе сухопутный, морской и воздушный компоненты . Национальна гвардия Республики Кипр комплектуется на основании закона о всеобщей воинской повинности. Воинская служба обязательна для греков киприотов мужского пола, граждан Республики Кипр, достигших возраста 18 лет и длится 14 месяцев. После увольнения в запас военнослужащие зачисляются в резерв и призываются на регулярные сборы. Республика Кипр, с приходом к власти Никоса Анастасиадиса, планирует присоединиться к НАТО.
Вообще впечатление получилось от страны весьма милитаризованное. Даже стюардессы - вот разве что аксельбантов не хватает и орденских планок, а строевым шагом уже оченъ даже неплохо маршируют.
Время, конечно, еще раннее, даже по Кипрским меркам, но пора бы уже и двинуться куда-нибудь. Бумажки в зубы - и на поиски нашей прокатной конторы. С прокатными конторами у меня лично отношения странноватые. Не то, чтобы я их боялась, но не везде с полпинка разберешься, где вход и где выход, а где вообще машина стоит и куда вернуть. Здесь, похоже, ожидался именно такой случай. И я занервничала. Впрочем, если бы мы изучили матчасть накануне, я бы вообще побоялась брать эту машину.
Стоим, ждем, когда прыткий киприотский юноша подгонит нашу машинку. Наблюдаем, как отьезжает только что загрузившаяся пожилая пара. Я тихо про себя думаю: ну надо же, за рулем жена... Потом приглядываюсь и понимаю, что машина с правым рулем. И начинаю подозревать, что влипла. До сих пор на праворульных машинах ездить не доводилось и я даже подумать об этом боялась. Глянув осознанно на дорогу, я грустно констатировала, что движение - левостороннее.
Автомобили, сдаваемые в аренду туристам, имеют красные номера, которые начинаются с буквы Z. При аренде автомобилей может быть выдвинуто ограничение по возрасту, что зависит от компании, сдающей автомобили в аренду. Нафигатор мы привезли с собой. Еще и ориентироваться в пространстве по карте я бы не смогла. Как я доехала до города и до отеля и никого по дороге не снесла - не понимаю до сих пор. Ехать в приципе не далеко, дорога до города прямая. Да и движение поутру спокойное.
Click to view
К британскому наследию относится, помимо левостороннего движения, стандарт электропитания - розетки трёхштырьковые (один из них - заземление, аналог бокового контакта евровилки), но напряжением не 230 В, как в Великобритании, а 240 В. О том, что розетки здесъ могут быть другие, я, конечно, тоже не вспомнила. А ведь лежит дома уже целых три переходника! Пришлось срочно покупать четвертый.
С парковками в Ларнаке - впрочем, как и в любом другом городе - караул. Доехать до нужной точки мы доехали, а вот парковаться оказалось негде от слова совсем. И куда сунуться - непонятно. С трясущимися от ужаса руками я загнала машинку в некую подворотню прямо напротив нужного нам здания и, заглушив двигатель, наконец-то выдохнула.
Поскольку никаких правил и инструкций я не читаю принципиально, разбираться с правилами местного движения пришлось в прямом смысле на ходу.
Арендуя авто на Кипре впервые, вы можете подумать, что про правила парковки здесь никто и никогда не слышал, а местные жители ставят свои машины, как бог на душу положит. На самом деле это далеко не так. Правила здесь есть и за несоблюдение можно «попасть» на сумму до €85. Разобраться во всех нюансах не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Как нельзя парковаться на Кипре: «Против хода». Ставить машину нужно по направлению движения. За нарушение этого правила положен немаленький штраф - €85. В местах, где асфальт у бордюра размечен двойной желтой линией. У одинарной желтой линии можно сделать короткую остановку для посадки или высадки пассажиров. <
............>
А дальше мы долго искали вход в отель. Хорошо еще - чемоданы догадались оставить в багажнике. Стоя прямо напротив здания, увешанного рекламными щитами по самое не могу, я лично просто в упор не увидела незаметную стеклянную дверь. Пришлось звонить на рисепшен и под их руководством определяться по азимуту. Номер, естественно, готов еще не был. И мы пошли обходить окрестности. Заодно и позавтракать было бы неплохо.
Не сказать, что бесплатно, но цены вполне удобоваримые.
Просыпается Кипр поздно. Вот и забегаловки только-только начали открываться. Мы сунулись в ближайшую и, попивая отвратительный кофе с не менее гнусным сендвичем, начали осматриваться. Первое, что бросается в глаза - языковая разноголосица. Small talk с продавщицей в кафе на английском - в порядке вещей, турецкий, греческий, плюс вездесущие арабы. К тому, что на Кипpе - засилье русскоязычных, я оказалась не готова.
Очень удивило количество анлийских машин, именно с английскими номерами. Но матчасть мы прочитали несколько позже.
До пятницы обеда мы были совершенно свободны и чтобы с толком использовать время решили дойти до набережной.
Первые следы цивилизации на Кипре относятся к эпохе неолита, к 8000 году до н. э., и имеют возраст более 9000 лет. Имеются на острове следы каменного века, века меди, века бронзы вплоть до конца второго тысячелетия до н. э. Важный этап в истории Кипра - заселение острова древнегреческими колонистами в XII-XI веках до н. э., примерно 3000 лет назад по окончании периода Троянских войн. Именно это и определило культурное лицо острова. В этот период были привнесены греческий язык, искусство, религия и традиции. Кроме того, были заложены города, существующие и по сей день.
В древности Кипр славился своими меднорудными месторождениями и лесами. Именно это делало его объектом устремлений мощных государств Средиземноморья. Ассирийцы, египтяне, персы поочередно захватывали остров и владели им, пока его в 333 году до н. э. не завоевал Александр Македонский.
Прославил Кипр ученик Птолемея - философ Зенон Китийский, основавший в Афинах философскую школу стоицизм. Кипр входил в состав Римской империи с 58 года до н. э. по 330 год н. э. Этот период очень важен с точки зрения христианства, потому что именно тогда апостол Павел и уроженец Кипра апостол Варнава совершали свои миссионерские путешествия, благодаря чему был обращён в христианскую веру римский проконсул острова. Так Кипр стал первой в мире страной, управляемой христианами, а сами киприоты - первыми христианами Европы.
После распада Римской империи Кипр вступил в «блистательную» эпоху Византии - воздвигаются красивейшие храмы и закладываются известные на весь мир монастыри. В 1191 году Ричард Львиное Сердце на своём пути в Святую Землю захватывает Кипр и продаёт его рыцарскому Ордену Тамплиеров. А Орден Тамплиеров, в свою очередь, продал остров франкийскому королю Иерусалима Ги де Лузиньяну.
Корни семьи Лузиньянов уходят в местечко Пуатье во Франции. Эта семья основывает на Кипре католическое королевство и владеет островом в течение трёхсот лет. Однако последняя королева из династии Лузиньянов была вынуждена после смерти мужа уступить права на остров венецианцам. В 1489-1571 годах Кипр был использован венецианцами в качестве бастиона против османов для защиты своих коммерческих и стратегических интересов.
Южный колорит, южные запахи , краски и звуки ощущаются с порога. Вспоминается и Ялта, и Сочи ранних 80-х, с грязью и разрухой не только в головах. Сезон еще на начался, но вот-вот прозвучит стартовый свисток. Киприоты лениво помахивают метлами и смахивают пыль с подоконников.
В 1570 году 60-тысячная турецкая армия захватила Кипр и устроила резню греческих и армянских христиан. До 1914 года Кипр входил в состав Османской империи. Связи Кипра с Европой были прерваны, а западная духовность изгнана. Но в это время греческая православная церковь, подавляемая ранее династией Лузиньянов и венецианцами, вернула себе независимость.
Когда в 1869 году был открыт Суэцкий канал, стратегическое значение Кипра возросло, так как в этом случае Великобритания могла контролировать морской путь в Индию. В 1878 году в рамках прошедшей в Берлине конференции Великобритания поддержала интересы Турции, поэтому позже было подписано тайное соглашение с Турцией о передаче правления острова Великобритании, а в 1925 году Кипр был объявлен колонией британской короны. В 1960 году в результате четырёхлетней освободительной войны Кипр стал независимой республикой.
В дела Кипра постоянно вмешивались Великобритания, Турция и Греция. В 1963-1964 и 1967 годах на острове начались межобщинные столкновения между греками-киприотами и турками-киприотами. Против законного правительства Кипра в июле 1974 года греческой военной хунтой был организован переворот, что дало Турции предлог для вторжения на остров.
О Венецианцах история говорит не зря. Современная Венеция историю не забывает и эффект присутствия имеется.
С 1964 года на острове находится контингент миротворческих сил ООН по поддержанию мира на Кипре, численность которого в настоящее время составляет 1216 военнослужащих. Силы ООН по поддержанию мира прибыли после того, как в декабре 1963 года произошли межобщинные вооружённые столкновения, и со стороны Турции возникла угроза интервенции. Учитывая, что на оккупированной северной части острова находится 35-тысячная турецкая армия, основная задача миротворцев - контролировать буферную зону и следить за тем, чтобы прекращение огня не нарушилось.
В 1987 году Кипр и Европейский союз подписали Соглашение о Таможенном союзе. В 1990 году правительство Кипра подало официальную заявку на вступление в Европейский союз. Через 8 лет, то есть в 1998 году, состоялись переговоры с ЕС о практических шагах по полноправному вступлению в эту организацию. Кипр вступил в ЕС 1 мая 2004 года. После 1 мая 2004 года у Республики Кипр начался новый этап политического развития.
Несмотря на то, что Кипр является членом ЕС и подписал Шенгенское соглашение, применение требований Шенгенского соглашения к общей таможенной зоне в Республике Кипр откладывалось по причине кипрских разногласий. Принятие Республики Кипр в зону Шенгенского соглашения было назначено на 26 марта 2010 года, однако до настоящего времени этого не произошло.
С погодой нам можно сказать повезло. Уже давно должна была начаться тропическая летняя жара, но она где-то заплутала и задержалась на ту самую неделю, что пришлась на мой отпуск. Осматривать окрестности в таком режиме куда проще.
Click to view
Море мы с мужем любим вместе и по отдельности, всякое и всегда. Но привередничаем в том, что касается пляжа и купания -далеко не каждый пляж принимается на ура. Это я к тому, что здешний не понравился вообще никак. Кстати и морем не пахнет.
И побрели мы тихонечко заселяться и благоустраиваться. Отель был выбран по географическому признаку без предварительного просмотра отзывов. Зовут
Blazer Residence .
С учетом дешивизны можно сказать, что все просто замечательно. Хотя даже на троечку звезд этот отель не тянет совершенно.
Насколько я понимаю в сезон цены выше. А качество проживания от этого лучше не становится.
Дверь в номер выходит на лестничную клетку, где гуляют все ветра острова. Дует кстати страшно, щелей в дверях полно и рамы совершенно к холодам не приспособлены. Кондиционером мы грелись. Пытались по крайней мере.
Балкон приятный, вид с него утром и вечером - тоже ничего. Но ведь мы приехали сюда не в номере посидетъ!
Вот сейчас заедем в какой нибудь магазин за провизией и - осматривать и приобщаться. Kакой-нибудь магазин оказался Лидлом. Естественно ассортимент совершенно другой и это вызвало местами истерический смех. Но осьминога так и не купили. О чем теперь всю оставшуюся жизнь жалеть будем.