«Только когда я буду здесь, я буду без забот»

Jul 16, 2019 20:18



Понедельник, 25 марта
Была свободна целый день. Ездили с Татьяной в Потсдам. Погода была чудесная.
Я ни разу там раньше не бывала - прелестный гарнизонный городок, полный очарования, которого Берлин совершенно лишен.
Вернулись в Берлин как раз к началу концерта русских белых «черноморских» казаков. Огромный успех. Немцы такое любят. 
<Военная Литература»Дневники и письма >Окончание вылазки в Потсдам должно было быть красивым. Но пошел отвратительный дождь. Не то, чтобы мы замерзли, но стало совсем темно, мокро и грустно. В такую погоду хорошо сидеть в кресле-качалке у камина с бокалом вина , а не шастать на общественном транспорте по неизведанным маршрутам. Но основная цель путешествия должна быть достигнута и мы мужественно шагаем в непогоду.


Старый рынок (нем.Alter Markt) находится в центре города и формирует его историческое ядро. Он расположен на площади вокруг Свято-Николаевской церкви. Церковь возведена в 1830-1837 г.г. Это здание в классическом стиле является главным украшением площади. Мраморный обелиск построен в 1953-1755 г.г. по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля.
Архитектурный ансамбль включает церковь Св. Николая, парк Люстгартен, Старую ратушу и недавно восстановленный городской дворец Гогенцоллернов, в котором должен разместиться ландтаг - парламент земли Бранденбург. Посреди площади возвышается 16-метровый обелиск (архитектор Карл Фридрих Шинкель). На нем изображены профили выдающихся потсдамских архитекторов: Кнобельсдорфа, Шинкеля, Гонтарда и Персиуса. Он сильно пострадал от бомбардировок во время Второй Мировой войны. В послевоенные годы площадь была реконструирована. Свято-Николаевская церковь и Старая Ратуша были перестроены, мраморный обелиск восстановлен, руины очищены.


Площадь Alter Markt - главная площадь старого Потсдама. Практически все расположенные здесь сооружения являются памятниками архитектуры - Городской дворец, Дворец Барберини, церковь Святого Николая, старая ратуша. В центре площади - обелиск с четырьмя фигурами римских ораторов, один из которых в задумчивости чешет себе затылок. Конечно, эта площадь не так популярна, как многочисленные парки и королевские дворцы Потсдама, но она стоит того, чтобы здесь задержаться. Когда-то эта старая площадь была частью дворца, но Фридрих все перестроил. В настоящее время на площади можно увидеть и археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены руины города еще 14 века, которые по мнению археологов были демонтированы в 17 веке...


Потсдамский городской дворец (нем. Potsdamer Stadtschloss) - зимняя резиденция курфюрстов и королей Бранденбурга-Пруссии (а позднее и германских императоров) в центре Потсдама. Сооружённый в 1662-1669 годах, дворец был основательно перестроен в 1744-1752 гг. в соответствии с барочными вкусами Фридриха Великого (архитектор - Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф).


Дворец был разрушен при бомбардировке города союзниками 14 апреля 1945 года и снесён по приказу властей ГДР в 1959 году (уцелело только здание конюшен). В 1991 году на месте дворца начали строить кинотеатр, но работы были свёрнуты. В 2002 году были отстроены Ворота Фортуны. Полномасштабная реконструкция Потсдамского дворца была выполнена в 2010-2014 годах. В настоящее время в восстановленном Потсдамском дворце заседает ландтаг Бранденбурга.


Старая ратуша в Потсдаме - один из символов столицы Бранденбурга. Здание в историческом центре Потсдама на Старой Рыночной площади в непосредственной близости от Городского дворца было построено в 1753-1755 годах при Фридрихе Великом по проекту архитекторов Боумана и Хильдебрандта в стиле палладианского классицизма. Позднее в здании ратуши размещалась тюрьма. Строгий фасад Старой ратуши украшен коринфскими колоннами, а на куполе установлена позолоченная статуя Атланта, держащего на плечах небосвод, некогда украшавшая купол Городского дворца. В 1966 году здание Старой ратуши было соединено переходом с домом Кнобельсдорфа, образовав единый комплекс, где в настоящее время разместились театр, две галереи, кафе и рестораны.


В здании старой ратуши на площади Старого рынка, рядом с церковью святого Николая, сейчас находится музей Потсдама. Здесь проходят культурологические лекции, выставки и экспозиции, посвященные истории города. Однако и сама ратуша заслуживает внимания. Ее построили на месте уничтоженного пожаром 1536 года здания городского управления в середине XVIII века по распоряжению императора Фридриха Великого.

image Click to view


Ратуша отвечала самым высоким требованиям прусской столицы: пышная архитектура итальянского образца, обильная позолота и роскошь отличали здание ратуши. Ее шпиль украшала фигура Атланта, держащего на плечах Землю, в исполнении Бенджамина Гизе. К сожалению, бомбардировки Второй мировой войны практически уничтожили здание. Сохранился лишь оригинальный фасад, выходящий на площадь, все остальное было восстановлено из руин, включая заново позолоченного и отреставрированного Атланта. <.................>


Величественная церковь святого Николая, выполненная в стиле позднего неоклассицизма, несомненно, самая красивая в Потсдаме. Она была построена на месте прежней барочной церкви, которая сгорела при пожаре.



Напротив городского замка , через дорогу - дворцовые конюшни. Сейчас здесь располагается музей кинематографии.
Здание было построено в 1685 году по поручению Гроскурфюрста архитектором Иоганном Арнольдом Неринга как оранжерея к городскому замку. Когда король Фридрих Вильгельм I, солдатский король, западную часть декоративного парка превратил в учебный плац, оранжерея была переоборудована в 1714 в конюшню для королевских верховых лошадей и апельсиновые деревья были переведены в оранжерею в саду Марли. Конюшня получила сегодняшний вид в 1746 году по приказанию Фридриха Великого благодаря архитектору Георгу Венцеславу Кнобельсдорфу который перестроил его, расширил и отделал кавалерийскими фигурами скульптора Фридриха Кристиана Глюме. Мы снова стоим на остановке и ждем на сей раз автобус, который отвезет нас во дворец Сан Суси.

Сан-Суси́ (от фр. sans souci - без забот) - дворец Фридриха Великого в восточной части одноимённого парка в Потсдаме (Германия). Дворец возведён в 1745-1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля - архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу.

image Click to view


Когда-то здесь на Борнштедтских холмах росли вековые дубы, но их вырубили еще во времена отца Фридриха Великого - "короля-солдата" Фридриха Вильгельма I, при котором Потсдам стал важным гарнизонным городом. Для укрепления болот требовались сваи. В 1744 году Фридрих Великий повелел разбить на этом голом месте виноградник, а вскоре заложил небольшой одноэтажный дворец - для себя и своих гостей.


В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII века. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».


Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».


Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король проводил летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельскую идиллию и являлась по мнению Фридриха украшением Сан-Суси.


Известна легенда о трениях короля с местным мельником. Шум от работающих механизмов ветряка мешал королю и он решил её выкупить, но мельник не давал согласия на это. Король пригрозил, что отнимет её в силу монаршей власти, на что мельник ответил, что если бы в Берлине не было бы королевского суда, то он бы воспринял угрозу всерьёз. Фридрих, который считал справедливое правосудие одной из основ своего государства, удовлетворился точкой зрения мельника и оставил его в покое.


Билеты во дворец продают как раз возле мельницы. Мы успеваем на последнюю экскурсию очень впритык - без экскурсии в замок не попасть. Интенсивная стометровка - и мы у неказистого входа, напоминающего скорее дверь в подсобку. За серенькой дверью без перехода начинается королевская сказка.


"Дворец Сан-Суси - единственный, который не связан с демонстрацией военной силы. Это частная резиденция философа, эдакий эрмитаж, в котором он окружает себя любимыми картинами, книгами, собаками, конями, людьми. Вместе с тем, Сан-Суси - это не просто дом. Название «Сан-Суси» - «без забот» - отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Он жил как философ и хотел умереть как философ и хотел быть похороненым как философ - без помпы и торжественных шествий.


Ещё до строительства дворца, Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где должен был быть похоронен после смерти (изначально он хотел быть похороненым в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру, и пояснил «Только когда я буду здесь - я буду без забот». На дворце была размещена надпись «Sans, souci.» и уже потом никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха и возникла идея, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.


Как проводил здесь свое время этот легендарный прусский правитель эпохи просвещенного абсолютизма? На открытке 1930 года изображена сцена из фильма "Концерт для флейты из Сан-Суси". События разворачиваются во дворце накануне Семилетней войны. Ключевая сцена разыгрывается позже во время концерта, который король дал для иностранных посланников, а выступал он здесь регулярно.


Фри́дрих II, или Фридрих Великий, известный также по прозвищу «Старый Фриц» (нем. Friedrich II., Friedrich der Große, Alter Fritz; 24 января 1712, Берлин - 17 августа 1786, Сан-Суси, Потсдам) - король Пруссии с 1740 года. Яркий представитель просвещённого абсолютизма, основоположник прусско-германской государственности. Фридрих родился в Берлине 24 января 1712 года, при крещении получил имя Карл-Фридрих. Его отец - король Пруссии Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов, мать - София Доротея Ганноверская, дочь короля Англии Георга I. Фридрих был третьим и самым старшим сыном в этой многодетной королевской семье, где всего родилось 14 детей. Наибольшим расположением и дружбой маленького принца пользовалась его старшая сестра Вильгельмина, будущая маркграфиня Байройтская.


Первой его воспитательницей оказалась французская эмигрантка мадемуазель де Рокуль, которая зародила в нём любовь к французской литературе. На седьмом году Фридриха отдали под надзор учителя Дюгана, который ещё более укрепил его расположенность ко всему французскому. Отец стремился воспитать из Фридриха воина, однако принц интересовался музыкой, философией и танцами. В результате, Фридрих Вильгельм счёл его никчёмным наследником и долгое время стремился передать престол своему младшему сыну Августу-Вильгельму, более удовлетворявшему его вкусам.


В 21 год он по родительской воле женится на Елизавете Кристине Брауншвейгской и получает боевое крещение в войне за польское наследство (1733-1735), служа под командованием знаменитого полководца Евгения Савойского, похвалы которого он удостоился. В молодости Фридрих пишет политический трактат «Антимакиавелли», в котором с позиции просвещённого абсолютизма критикует цинизм известного произведения Н. Макиавелли «Государь». Трактат был отредактирован и издан (анонимно) Вольтером, с которым Фридрих тогда уже состоял в оживлённой переписке.


Интерьеры кабинета и спальни Фридриха, к сожалению, не сохранились и были переделаны в конце XVIII века в стиле строгого классицизма. Ионические колонны делят пространство на две части, на месте которых когда-то располагался богато украшенный парапет. От былой роскоши утерянных интерьеров остался лишь один камин. Из кабинета и спальни по узкому коридору можно попасть в личную библиотеку короля. Стены этого круглого помещения обиты кедром, как и храм Соломона в Иерусалиме, что подчеркивает принадлежность Фридриха Великого к ложе масонов. <...........>


Любимыми увлечениями монарха были философия и чтение. Библиотека размещалась в личных апартаментах и насчитывала 2288 томов - древних греческих и римских авторов во французских переводах, а также современная французская литература.


Такие же в точности библиотеки, вплоть до единой книги, имелись в пяти других резиденциях. В Сан-Суси сейчас находится такая библиотека из Городского дворца в Берлине.


"Знаменитая музыкальная комната. Король Фридрих II, будучи сам композитором и флейтистом, ежедневно музицировал здесь со своими придворными музыкантами. На стенах огромные зеркала, их рамы украшены изысканной резьбой; в нескольких местах - красивые кресла; паркет, выложенный квадратом, натерт до зеркального блеска. У одной из стен - клавир (это один из инструментов знаменитого мастера Готфрида Зильбермана, которые Фридрих приобрел еще в 40-х годах XVIII века).


В зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения.


Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси». Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом помещении 7 мая 1747 года состоялась музыкальная встреча двух гениев - Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого.



Сын Баха, Карл Филипп Эммануэль, с 1740 года работал клавесинистом в капелле короля, и через него Фридрих передал приглашение Иоганну Себастьяну. Как только Бах приехал, король сразу позвал его в потсдамский дворец, отменив концерт (он играл на флейте). Во время встречи Баху была показана новинка, пианофорте Зильбермана - ранняя разновидность фортепиано. У короля имелось несколько экземпляров этого инструмента. Бах, переходя из комнаты в комнату, импровизировал на них, а затем, желая удивить короля, попросил дать ему тему, чтобы тут же сочинить на неё фугу." < ..............>


«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси» (нем. Flötenkonzert Friedrichs des Großen in Sanssouci; также «Концерт в Сан-Суси», «Концерт Фридриха в Сан-Суси») - картина немецкого художника Адольфа фон Менцеля, написанная в 1850-1852 годах. На картине в празднично освещённом концертном зале дворца Сан-Суси в Потсдаме король Пруссии Фридрих II даёт концерт для своих гостей и сам солирует на флейте. Полотно хранится в Старой национальной галерее в Берлине.Фридрих Великий сочинял сонаты для флейты и, как считается, великолепно играл на ней. Перед ужином он часто выступал с собственными сочинениями перед родственниками, друзьями и подчинёнными. Адольф фон Менцель изобразил одну из таких возможных сцен прошлого: в центре хорошо освещённого музыкального зала у нотного пюпитра стоит монарх, перед ним справа расположились музыканты, слева и за спиной Фридриху внимают празднично одетые гости. Менцель даёт понять, что королевская музыка заворожила отнюдь не всех.

image Click to view


Художник написал несколько эскизов для этой картины, в которых работал с мебелью, нотным пюпитром, архитектурными деталями, костюмами и позами персонажей. Изображённое на картине помещение сохранилось во дворце до настоящего времени, но у Менцеля оно выглядит больше реальных размеров. Менцель, художник-реалист, стремился воссоздать обстановку и атмосферу эпохи рококо. Работая над образом главного персонажа, художник ориентировался на идеализированные портреты молодого Фридриха II, написанные в XVIII веке. По собственным словам Менцеля, при написании этой картины его больше интересовал свет от свечей, а не люди. Одному из посетителей художник якобы признавался, что писал картину по сути только «ради люстры».


Центральное место на картине занимает Фридрих Великий, который, приготовившись играть на флейте, стоит у нотного пюпитра, освещаемого двумя свечами. На голове короля парик с косичкой, он одет в расстёгнутый длинный прусский синий сюртук на красной подкладке и солдатские сапоги с отворотами. Флейтисту аккомпанируют музыканты, играющие на клавесине и смычковых. За исключением клавесиниста и виолончелиста все присутствующие в зале мужчины стоят в знак почтения королю. Нотный пюпитр Фридриха, расположенный в центре картины, разделяет её на две неравные части. В каждой из сторон находится по восемь человек, из которых пятеро стоят и трое сидят.

image Click to view


У правого края картины пожилой мужчина смотрит в пол, а не на короля. Это его учитель игры на флейте Иоганн Иоахим Кванц, который выглядит полностью погружённым в звуки музыки. Он держится по-отечески просто, задумчиво оперся спиной на картину на стене и своей позой не выражает должного абсолютного уважения к монарху. Перед Кванцем в образе музыканта со скрипкой в руках Менцель изобразил концертмейстера Франтишека Бенду. За клавесином сидит сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануил, отслуживший королю 28 лет. По мнению Менцеля, он не самого высокого мнения о музыкальном таланте своего работодателя: в ожидании вступить в игру Бах вроде бы и следит за солистом, но выражение его лица равнодушно холодно, а глаза полузакрыты.


Личности слушателей концерта, изображённых на картине слева, известны точно: на одном из эскизов к картине художник указал их имена. На первом плане в старомодном парике стоит граф Густав Адольф фон Готтер, по свидетельствам современников, докучливый бонвиван, умело пользовавшийся расположением короля Фридриха. Чуть дальше за ним, запрокинув лицо в восторге, стоит барон Якоб Фридрих фон Бильфельд. Он входил в круг почитателей Фридриха Великого и присутствовал на его концертах действительно ради музыки, а не чести быть приглашённым. Математик и географ Пьер Луи де Мопертюи, напротив, от скуки рассматривает потолок, он один из тех приглашённых, кому музыка не так уж интересна.


На заднем плане картины на обитой красным софе восседает любимая сестра Фридриха Великого Вильгельмина. Пожилая дама в центре картины за нотным пюпитром - графиня Кама. По правую руку от Вильгельмины и точно за спиной музицирующего короля сидят младшая сестра Фридриха Амалия, тоже занимавшаяся сочинением музыки, а также одна из придворных дам. За принцессами расположился придворный капельмейстер Карл Генрих Граун. На заднем плане также изображён друг короля Фридриха Шасо.



Прообразом мраморного зала служил римский Пантеон. О размахах строительства судите сами. Именно над этим залом возвышается центральный золотой купол дворца, который виден снаружи. Полы парадного зала выложены редчайшими видами мрамора.


Старый Фриц наследил, кажется, во всех уголках стартой Европы. В Австрии его, однако, не любят больше всего. Впрочем , назначив Фридриха своим личным врагом, мать нации - Мария Терезия - поднялась на тот недостижимый уровень величия, присущий народным героям и святым.
За годы правления Фридриха Великого территория Пруссии увеличилась вдвое. Первое и самое главное завоевание он сделал уже на первом году своего царствования. При известии о смерти императора Карлa VI, не оставившего мужских потомков, Фридрих отказался признать Прагматическую санкцию, допускавшую передачу императорского престола по женской линии, и, под предлогом старых прав Гогенцоллернов на несколько силезских графств, в декабре 1740 года вторгся в Силезию и оккупировал её всю, дав таким образом сигнал к началу Войны за австрийское наследство (конкретно войны Фридриха с Австрией за Силезию известны в германской историографии как Силезские войны).


В результате, 25 декабря 1745 г. в Дрездене был подписан новый мир, который подтвердил статьи Бреславльского договора о присоединении к Пруссии провинции Силезия и графства Глац, тогда как Фридрих со своей стороны признал императором мужа Марии-Терезии Франца I. Присоединение промышленно развитой Силезии с ее 3 миллионным населением резко усилило Пруссию, придав ей статус великой европейской державы. Вторым завоеванием Фридриха стала Западная Пруссия - территория Польши, разделявшая Бранденбург с Восточной Пруссией. Её удалось получить мирным путём в 1772 году в результате первого раздела Польши, воспользовавшись дипломатическим союзом с Россией.


В 1756 году Фридрих напал на союзную Австрии Саксонию и вошёл в Дрезден. Он обосновывал свои действия «превентивным ударом», утверждая, что против Пруссии сложилась русско-австрийская коалиция, которая была готова к агрессии. Затем следовала кровопролитная Лобозицкая битва, в которой Фридрих одержал победу. В мае 1757 Фридрих взял Прагу, однако затем 18 июня 1757 года он потерпел поражение в Колинском сражении. С этого момента начинается «чёрная полоса» в жизни Фридриха. Его генералы проигрывают сражения на всех фронтах. В октябре 1757 года австрийцы на короткое время захватывают столицу Пруссии город Берлин. Однако Фридрих нашёл в себе силы для контрудара: 5 ноября в битве при Росбахе он громит французов, а 5 декабря при Лейтене - австрийцев. Цорндорфское сражение 25 августа 1758 завершилось с неопределённым исходом, а поражение в Кунерсдорфском сражении 1759 нанесло моральный удар по Фридриху. Австрийцы заняли Дрезден, а русские кратковременно захватили Берлин. Некоторую передышку обеспечила победа в сражении при Лигнице, однако Фридрих окончательно выбился из сил. Лишь противоречия между австрийскими и русскими генералами удерживали его от окончательного краха. Внезапная смерть русской императрицы Елизаветы в 1761 году принесла неожиданное избавление. Новый русский царь Пётр III оказался большим почитателем таланта Фридриха, с которым он заключил Петербургский мирный договор (1762). Получившая власть в результате дворцового переворота императрица Екатерина II не только подтвердила Петербургский мир, но и вывела все российские войска с оккупированных территорий Пруссии. На протяжении последующих десятилетий она поддерживала с Фридрихом дружественные отношения в русле политики т. н. северного аккорда. По инициативе австрийской императрицы Марии-Терезии в саксонском замке Губертусбург в 1763 году состоялись мирные переговоры, результатом которых стал «нулевой вариант».


В конце 70-х гг. XVIII века в Европе снова назревал конфликт. Со смертью курфюрста Максимилиана пресекался баварский правящий род, и соправитель Марии-Терезии, её сын Иосиф II, решил воспользоваться случаем: он заставил нового курфюрста Карла Теодора уступить ему Нижнюю Баварию в обмен на Австрийские Нидерланды. Кроме того, Иосиф мечтал возвратить Австрии Силезию. Фридрих был очень нездоровым и уставшим человеком, однако решил также поучаствовать в обуздании «агрессора». Войны как таковой не состоялось, противостоящие армии занимались одними манёврами, если не считать отдельных кавалеристских стычек. Воюющие армии занимались не столько истреблением противника, сколько сбором картофеля на полях из-за неурядиц со снабжением, из-за чего эта война в народе получила ироническое название «картофельной». Опасаясь прусской мощи, в 1779 году австрийский кабинет попросил мира. Сначала было заключено перемирие с Пруссией, а потом, на конгрессе в Тешене, австрийцы отказались от Баварии в обмен на небольшие территории по правому берегу Инна. Пруссия не получила никаких выгод от этой войны, но Фридрих всегда утверждал, что действовал «из принципа», ради защиты мирного сосуществования германских государств.


Апартаменты Фридриха Великого, состоявшие из пяти помещений, занимали все восточное крыло. Он торопил строителей и даже въехал во дворец до окончания работ. Фридрих был полиглотом, кроме своего родного немецкого языка, король владел французским, английским, испанским, португальским и итальянским; читал на латыни, греческом и древнегреческом. В быту любил простоту, порядок, умеренность, был бережлив до скупости. Вставал рано (не позже 6 часов утра). С детства любил музыку. Каждый вечер он отводил один час для игры на флейте. В свободное время он писал книги: «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и о обязанностях государей», «История раздела Польши», «Историю своего времени» и «Исторические записки Бранденбургского дома». В общении иногда был чересчур язвителен. Также он был заядлым собаководом.


В западном крыле пять комнат предназначалось для гостей. На этой иллюстрации изображена "Комната Вольтера", она же - "Цветочная комната". Великий французский философ провел в Сан-Суси более двух лет.


Чтобы дворец более эффектно смотрелся издалека, Кнобельсдорф предлагал добавить в проект цокольный этаж и построить здание на краю холма. Однако король хотел, чтобы все находилось на одном уровне без лестниц, а из комнат и залов можно было бы сразу выходить на широкую террасу, видеть оттуда виноградник, королевский сад и Потсдам. Фасад, обращенный к террасам, оформлен более разнообразно и весело. Он был, так сказать, сугубо частной стороной этой резиденции. Здесь расположились атланты и кариатиды, а также резвятся вакхи и вакханки - спутники винного бога Бахуса. Противоположная сторона, где встречали гостей, выглядит более строго. Двор обрамлен полукруглой крытой галереей из коринфских колонн.


От центральной 2,5-километровой аллеи парка Сан-Суси к дворцу ведет лестница, насчитывающая 132 ступени. У подножия холма при Фридрихе Великом был разбит барочный декоративный сад. На шести террасах помимо винограда в застекленных нишах высадили инжир, а также создали изгороди из фруктовых шпалер. Сад украсили мраморными статуями античных богов - Аполлона, Венеры, Меркурия, Дианы, Юноны, Юпитера, Минервы и Марса, а также аллегориями огня, воды, воздуха и земли. Они расположены вокруг фонтана. Фонтан, однако, при Фридрихе так и не заработал должным образом из-за проблем с напором воды. Наладили все лишь в следующем веке - после изобретения насосов с паровыми двигателями. Проект расширения парка Сан-Суси в 1836 году разработал Петер Йозеф Ленне по заказу Фридриха Вильгельма IV, которому бездетный Фридрих Великий приходился двоюродным прадедом. "Романтик на троне" восхищался этим местом. В 1840 году он поселился в гостевых апартаментах Сан-Суси, чего не делали оба его предшественника. Сан-Суси расположен справа, Новый дворец - слева в конце главной аллеи.


Все это нужно, конечно, летом осматривать, но почему-то лето на эти места тратить было жаль. При всем блеске нескольких комнат история самого старого Фрица все равно затмевает созданный им Версаль. Время было такое - великие росли как грибы после дождя. А уж эта троица, вершившая историю не побоюсь сказать - мира: Катенька, Машенька и Фриц - так и останется в анналах единственной и неповторимой. Мария Терезия, мать нации и ее императоров, Фридрих Великий и Екатерина Великая. Три короны, три императора, общая судьба.

image Click to view


Германия, Берлин, Путешествия, замки

Previous post Next post
Up