Здесь, под сенью Креста, нет для сердца преград

Feb 16, 2017 15:35



Монастырь Хаилигенкройц, что под венским Баденом, входит в маршруты поездок практически всех туристических фирм, частных путешественников и официальных лиц. Для меня он когда-то тоже вошел в программу первого, поверхностного знакомства с австрией, которая еще даже и не догадываласъ о том, что я вернусь, чтобы навеки поселиться. И возвращаюсь я сюда нерегелулярно , но со вкусом периодически по своим и чужим надобностям и пожеланиям, и пою песни этому замечательному месту с такой же удручающей регулярностью. Последний приезд был озвучен вот тут ( 1, 2)


И всего-то во второй раз приезжают Володя isramir с Олей, а кажется - традиция уже имеет глубокие корни. В прошлый раз мы гуляли по монастырю Клостернойбург ( 1, 2 , 3). Сейчас, учитывая их баденское проживание, грех было не наведаться в не менее значимый и важный для страны Хаилигенкроиц.  Пожалуй, я никогда не подьезжала к монастырю с этой стороны и инсталляцию солнечных часов с мозаикой Эпифании вижу в первый раз.

 

Круглая башенка послужила в 2007-м балконом самому папе римскому - во внешнем дворе монастыря народу может собраться очень много.


Монастырь цистерцианский и после монастыря Раин (неподалеку от Граца) он - второй старейший в мире цистерцианскиймонастырь , существующий активно и без перерывов со дня основания. Возник Хаилигенкроиц в 1133. Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Облачение цистерцианцев - белое одеяние с чёрным скапулярием, чёрным капюшоном и чёрным шерстяным поясом.


Цистерцианцы внесли большой вклад в развитие средневековой экономики и её техническое перевооружение. Цистерцианские аббатства Англии были главными производителями шерсти в Европе, цистерцианские аббатства Франции внесли значительный вклад в виноградарство, виноделие и сыроделие; в частности в цистерцианском аббатстве Понтиньи появилась знаменитая марка вина Шабли.
Большой вклад внесли цистерцианцы в науку и образование. В XIII веке генеральный капитул ордена обязал все аббатства, насчитывающие более 80 монахов, основывать при монастырях школы. Все аббатства, насчитывавшие более 40 монахов, были обязаны отправлять не менее двух человек на обучение в Парижский университет. Многие аббатства цистерцианцев имели лучшие для своего времени библиотеки - библиотека Клерво насчитывала в XV веке 1770 манускриптов, а библиотека аббатства Химмерод около 2000. Kак крупнейший среди цистерцианских монастырей Хаилигенкроиц имеет и собственный Философско-теологический университет им. Бенедикта XVI. В период правления Иосифа II, который распустил множество австрийских монастырей, Хайлигенкройцу угрожало закрытие, однако он избежал этой участи благодаря тому, что в монастыре в 1802 году был основан Богословский институт (согласно императорскому Указу о веротерпимости не упразднялись только те монастыри, которые способствовали делу просвещения или призрения больных). Кроме того, в начале XIX века монахи Хайлигенкройца стали опекать и епархиальные приходы за пределами монастыря, в настоящее время они осуществляют пастырское душепопечительство в 19 приходах Нижней Австрии. В настоящее время это заведение насчитывает более ста студентов как из числа монашествующих так и из мирян. Кроме Высшей школы при монастыре существует также колледж, выполняющий функцию семинарии. В Хайлигенкройце проходят обучение и новициат многие монахи из других монастырей Европы и мира.

 

Монастырь был основан в 1133 году маркграфом Леопольдом III Святым (бабенбергом) по просьбе его сына Отто, аббата цистерцианского монастыря Моримон. Освящён монастырь был 11 сентября 1133 года и назван во имя Святого Креста. В 1187 году была освящена построенная монастырская церковь.  <...............> Леопольд за свою жизнь, помимо монастыря Клостернойбург, основал еще две обители - Хайлигенкройц и Кляйнмариацелль.
На снимке желтые здания -Монастырская церковь Bernardi и церковь креста, конвент библиотечный тракт, гостевой тракт и тракт клириков. Этот тракт находится в юго-восточной части монастыря и был первоначально отдельно стоящим. Только при аббате Пауле Шенебнере был построен связующий тракт в начале 17-ого столетия. Гостевой тракт предлагает комнаты для желающих пожить в монастыре. Программа проживания - свободная. Каждый гость вправе определить для себя сам, что он намерен делать в монастыре и насколько желает влиться в монастырскую жизнь. Кроме пребывание как "нормальный гость" имеется возможность уйти в монастырь на время. Предложение касается юношей (с 16) и мужчин, которые интересуются духовной жизнью. Заинтересованные живут полностью интегрировано в монастырский ритм молитв и работы с монахами. Временное послушничество продолжается минимум 4 дня. Пребывание бесплатно, от послушников ожидается помощь в монастырских работах. <.............>



Монастырь Хайлигенкройц - древнейший цистерцианский монастырь в мире, который со времен своего основания никогда не закрывался. С 1133 года братия монастыря ежедневно семь раз в день совершает богослужение. День начинается с полунощницы (лат. "vigil" - ночное бдение) в 5:15 утра, заканчивается повечерием (komplet) в 20:15. Ночью царит безмолвие. Безмолвие - вообще для этого монастыря слово достаточно ключевое, я к нему еще непременно вернусь.


Бабенберги настолько поддерживали монастырь Хайлигенкройц, что у монастыря вскоре после его оснoвания появляется ряд подворий: Цветтль (1138) в Нижней Австрии, Баумгартнберг (1142) в Верхней Австрии, Чикадор (1142) в Венгрии, Мариенберг (1197) в Бургенландии, Лилиенфельд (1202) в Нижней Австрии, Гольденкрон (1263) в Богемии, Нойберг (1327) на реке Мюрц в Штирии. И сегодня братия монастыря по численности самая большая в Австрии. В 1988 году в Бохуме, в Рурской области Германии, основан даже новый монастырь под названием Штипль.


Цистерцианцы живут до сегодняшнего дня земледелием и лесничеством. Монастырь Хайлигенкройц - это "монастырь в Венском Лесу", поскольку название "Венский Лес" (нем.: Wienerwald, лат.: silva viennensis) упоминается уже в 1332 году в одном из документов монастыря. Знаменитый художник барокко XVIII века, происходящий из Венеции, Джованни Джулиани является автором почти всех скульптур и ваяний, которые сегодня украшают монастырь. Среди них колонна Пресвятой Троицы, композиции "Омовение ног" в крестовом ходе и стасидии ("сидения" для братии). Джулиани после смерти своей жены вступил в монастырь уже как член "семьи". Известные художники как Михаэль Роттмайeр, Мартино Альтомонте и Георг Андреас Васхубер также трудились для монастыря. Джулианни и Альтомонте погребены в монастырском храме.


Возле церкви - кладбище, где хоронят настоятелей и иерархически более высокопоставленных членов общины. Кладбище небольшое, могилы в разной степени ухоженные , что говорит о разной степени почитания - "возлюбляют" даже здесъ не всех ближних одинаково.  Легкий морозец к этому моменту стал ощущаться во всех имеющихся в наличии конечностях. И пскольку следующая экскурсия была в 14, требовалось командирское решение - где провести оставшиеся полтора часа. (экскурсии проходят ежедневно, в выходные и праздники в 10, 11, 14, 15 и 16 ). Единогласно было решено завернутъ в местный трактир. Не поесть, так хоть согреться.

image Click to view


В 1190 Wichard от Zebing в месте сегодняшнего ресторана монастыря основывает госпиталь к Св. Николауса, который был предназначен для мирян вне монастыря. На одной стороне этого здания располагалась капелла, на другой стороне было несколько комнат в полуподвальном этаже и верхнем этаже для больных. Госпиталь был оборудован примерно для 30 человек и использовался до 15-ого века. Сегодняшний ресторан монастыря расширился на старом фундаменте и каменной стене госпиталя в течение лет 1648/49 только на север и юг. К 1554 году относится первое документальное упоминание Таверны в связи с перестройкой больничного тракта во времена аббата Конрада Фабера (1547-1558).
В 1584 во время аббата Удалриха Мюллера  (1558-1585) по поводу прокладки нового водопровода из Праинсфельда в Хаилигенкроиц перед таверной был установлен фонтан с каменной колонной. Одновременно с ним был установлен фонтан в крестном ходе. <..............>


Меню кликабельно, перенаправит на веб-страничку трактира с их довольно длинным по сути меню


Народу в трактире - перманентная тьма. Что для нас нашелся свободный столик - чистая случайность. Но кроме столика нужно было еще и поймать за хвост одного из носящихся вечно мимо официантов.


Вот все хорошо в заведении, но засиживаться абсолютно не хочется. Абсолютно туристическое месте с соответствующими ценами и отвратительным обслуживанием. Поэтому допиваем свое "двойное" новогоднее пиво (запомним, как выглядит, хорошо бы прикупить для дома, для семьи) - нам все равно пора на экскурсию. Билеты на экскурсию продаются прямо на входе в монастырский двор. Сбор экскурсантов - в зале , вход слева от церковного портала. Я помню, что экскурсии - сами рассказы - начиналисъ уже там с разьяснениями на тему цистерцианцев, но нас попросили на выход - к чумной колонне.


Архитектура монастырской церкви XII-XIII веков содержит в себе элементы как романской, так и готической архитектуры. Фасад, неф и трансепт - самые старые части здания храма - романские, и представляют собой редкий пример романской архитектуры в Австрии.


Барочная колонна троицы стоит в середине двора монастыря. Она была сооружена в мастерской Джулиани в 1736-1739. Работа каменотесa Элиаса Хюгеля. Мастер участвовал в работе над Карлскирхе и создании зимнего дворца Евгения Савойского. Её автором является венецианский скульптор Джузеппе Джулиани. Он создал также почти все монастырские скульптуры и изваяния. Джулиани стал одним из членов ордена и продолжил свою жизнь в монастыре уже в качестве одного из монахов.

 

Хоры храма - готические, датируются XIII веком. На хорах сохранился витраж XIII века. Фасад церкви выходит на запад, три окна фасада символизируют Святую Троицу. Внутренний интерьер, как и в большинстве цистерцианских храмов предельно строгий, без росписей и орнаментов. Обычно в цистерцианских церквях отсутствует колокольня, однако в Хайлигенкройце она была построена в XVIII веке в северной части в стиле барокко.

 

По уставу цистерцианцев, храм должен быть "хвалой Богу на Земле", то есть выглядеть величественным, но без росписей и орнаментов. В архитектуре аббатства сплелось множество направлений и стилей, здания перестраивались и ремонтировались. Смесь архитектурных стилей включает в себя постройки романской эпохи, к которым относится центральная часть храма, фасад, трансепт и неф, а также готические и барочные элементы, возникшие на более позднем этапе. Витражи и хоры храма - пример готического стиля.


В 1188 году Леопльд V подарил монастырю большую частицу Креста, которую почитают и до ныне. Эта частица является самой большой частицей Креста Господня в Европе, лежащей севернее Альп.
Источником для создания реликвий, почитаемых в Западной Европе, стали Иерусалимская и Константинопольская части Животворящего Креста. Как правило, реликварии делались в форме креста, иногда богато украшенного. Частицы Животворящего Креста составляли фрагмент реликвии, либо заделывались внутрь. Происхождение четырёх таких реликвий от фрагмента Животворящего Креста, вывезенного крестоносцами из Византии документально доказано. Они хранятся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, Соборе Парижской Богоматери и кафедральных соборах Пизы и Флоренции.


При исследовании этих реликвий подтверждено, что все частицы Животворящего Креста состоят из древесины оливы. Фрагмент Креста, хранящийся в реликварии австрийского цистерцианского монастыря Хайлигенкройц, один из немногих, происходящих непосредственно от Иерусалимской части Древа. Этот фрагмент был подарен иерусалимским королём Балдуином IV герцогу Австрии Леопольду V. Наиболее известные реликвии, содержащие части Креста, хранятся также в испанском францисканском монастыре Санто Торибио де Льебана в Кантабрии, в венском Хофбурге, в Брюсселе и Венеции. <............>


Один из видов монашеского труда в этом монастыре - плотницкий (это напоминание о происхождении Иисуса, сына плотника Иосифа). Из древесины разных оттенков монахи вручную, без гвоздей и клея, собирают очень дорогую и красивую мебель. На фасадах мебели - узоры в технике маркетри, на одной дверце - до 10 - 15 оттенков одного цвета.


Архитектура и убранство довольно аскетичны, но - удивительно - одухотворенны. Немного мебели и скульптур, много камня и витражей.



Над алтарём - расписной крест, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия креста 1138 года. В церкви -  роскошый орган 1804 года. На нём играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Расположение органа слева не имеет обьяснения. Стоит там, где нашлось место. Тем более, что в службах абсолютно не используется. Все службы - практически молчаливые.


B аббатстве поддерживают католическую традицию григорианского пения 11 - 12 веков (григорианский хорал - традиционное литургическое пение римско-католической церкви, исполняется мужским хором в унисон, языковая основа - латынь). Напротив Кобер-органа расположен маленький орган хора Иоганна Вимолы 1746 года с мануалом и 11 регистрами, отреставрированный Альгоером.


К концу 12-ого века было закончено строительство трехпролетной базилики в самом чистом романском стиле. Ее средний неф шедро освещается на высоте дугообразными окнаме Обергаден. В нижней области свет от окон северного бокового продольного нефа падает косвенно разделяющие арки зоны аркад в средний неф, а в южном боковом продольном нефе относительно темно, так как к его внешней стороне трехэтажная крытая галерея примыкает. Массивные прямоугольные стенные колонны заканчиваются на уровне основания арок профилями борцов.

  

Окна обергаден - вентиляционные или полноценные окна в верхней части романской базилики.
Все нефы подразделяются на 10 пролетных конструкций равной ширины, которые покрываются в боковых продольных нефах полукруглыми горизонтальными бочарными сводами и в среднем нефе типично романским крестообразным ребристым сводом. Разделение сводов происходит всегда прямоугольными подпружными арками, которые завершаются такими же колоннами. В среднем нефе и на наружных стенах боковых продольных нефов обозначены макеты колонны только из например кусков длиной 2 м, которые опираются на мнократно поддерживаемые консоли.

  

Помещение ризницы - одно из самых шикарных в монастыре. Мебель, лепка, росписи. Помещение по сей день используется по назначению. И поскольку отоплением уже нанесли непоправимый вред мебели, топить перестали. Служба начинается в 5, значит приодят сюда монахи переодеться еще раньше - зимой здесь немногим теплее, чем на улице.


На боковых стенах в передней части ризницы, в овальных виньетках - интересные картины. Обе, и справа и слева, совершенно нехарактерны и показывают священнослужителей , отвлекающихся от молитвы - дабы смотрящие впечатлялись и ошибок подобных не совершали.


Fraterie (также Fraternei) в средневековье было производственным помещением Fratres (lat., Ez.: Брат). Так назывались миряне или конверзы аббатства, которые не были священниками и посвящали себя ремесленной или относящейся к домашнему хозяйству работе.Речь шла о группе помещений в средневековых монастырях, как Fraterie в монастыре Хаилигенкроиц. Здесъ это второе по величине после монастырской церкви помещение. Fraterie имеет 3 x 6 = 18 квадратных пролетных конструкций, которые подразделяются широкими прямоугольными поясами с подточенными листами в продольном направлении и поперечном направлении. В пределах этого помещения 10 опор несут нагрузку крестообразных ребристых сводов. Это большое помещение имеет более 3 дверей, одна из крытой галереи и 2 из других помещений и снаружи.
Fraterie был разделен тогда на различные мастерские, например, для кожевенной, пошивочной мастерской, столярной мастерской, и других. Здесь находился также скрипторий, то есть канцелярия. В этом важном помещении монахи писали книги от руки или копировали их. Он был единственным отапливаемым помещением монастыря.

  

Конверзы при поступлении в монастырь принимали на себя специфические для данного ордена обеты, но не постриг. Если для пострига требовался определённый уровень образования, то путь в конверзы был открыт в том числе и для плохообразованных людей и даже совершенно неграмотных. Конверзы никогда не посвящались ни в диаконы, ни во священники, оставаясь по статусу мирянами. Главными обязанностями конверзов была работа в принадлежащих монастырю мастерских, мельницах, фермах, конюшнях и т. д. Устав требовал от конверзов посвящать часть дня молитве, в то же время и монахи, принесшие полноценные обеты, обязывались к физическому труду. Но если монах физически трудился лишь небольшую часть дня, посвящая большую часть своего времени участию в богослужениях и индивидуальным молитвам, то конверзы, напротив, большую часть дня трудились, а молитвам отводилось существенно меньшее время.


В 1187 году освящается монастырский храм, в 1240 - монастырские сооружения. В 1295 году церковь в восточной своей части расширяется впечатляющей готической достройкой, в которой большая часть стеклянных окон сохранилась в оригинале. Сегодня монастырь Хайлигенкройц является одним из самых больших средневековых монастырских архитектурных комплексов в мире.


Крытая галерея / крестный ход, центр монастыря, прижимается в правый угол от южной стены нефа и западной стены зала для собраний и Fraterie. Он ограничивается дальше на западе стройной частью здания с соседними помещениями монастыря и на юге более новых зданий конвента. Романско-готическая крытая галерея окружает просто озелененный и заботливо ухоженный внутренний двор. Северная галерея и южная галерея насчитывают по 7 арочных перекрытий в длину, восточная и западная галерею, напротив, только по 6. Галереи подразделяются с внешней стороны простыми прямоугольными контрфорсами, которые укрепляют горизонтальные силы сводов. Промежутки, оформление которых кажется очень романским, заполняются поверх перил 4 спаренными окнами и 5 парами красных круглых колонн.


Одна часть крытой галереи называется "коридор чтения", так как здесь монахи собираются для чтения. Чтец докладывает с деревянной кафедры конвенту, который собрался на лежащей напротив стороне галереи на деревянных скамейках, часть из правил Бенедикта. Барочное оформление привнесло подлокотники на сиденьях аббата и его обоих соседей (приор и суб-приор).


Коридор чтения остеклен витражами, которые частично относятся к 13 столетию. Они не имеют цвета - по тем временам в монастырях использование цвета было запрещено, только многочисленные серые тона, украшенные живописью "Grisaille". Время не пощадило ценные витражи, их приходится реставрировать.

  

Капелла мертвецов между залом для собраний и Fraterie была в средневековье, вероятно, „Parlatorium“, единственным помещением, в котором монахи могли говорить в доме общего молчания. С 1713 узкое помещение с тремя блоками перекрытий и крестообразными ребристыми сводами стала применяться как капелла, где в открытом гробу выставляли мертвецов чтобы братья могли о них помолиться. Художественное оформление - Джованни Гиулиани. Танцующие скелеты освещают (как подсвечник) умершему собрату дорогу в вечность.
Павильон с минеральным источником в крытой галерее, непосредственно наряду с южной галереей, был единственным источником питьевой воды монастыря в средневековье. Законченое в 1295 готическое девятиугольное помещение  представляет собой великолепную капеллу с готическими окнами с красочными виттражами, на которых представлена семья Бебенбергов, с замковым камнем ребристого свода, который показывает восседающего Христа (оригинал из дуба выставлен в музее), и наконец пирамидальным источником эпохи Возрождения из свинца. Это такое эстетичное оформление банального помещения с функцией поильни и прачечной сначала удивляет. Однако, для этого имеются теологические причины. Великолепное сакральное оформление помещения должно было напоминать монахам о том, что также обычные будничные занятия происходят перед лицом Христа (замковый камень) и что они служат всегда и всюду Богу.
Я слегка поменяла хронологию, оставив самое значительное помещение монастыря на сладкое. Сейчас передохну и приступим.

image Click to view


Баден, Путешествия, heiligenkreuz, церковь, Австрия

Previous post Next post
Up