Как невозможно было, будучи в Бадене, проехать мимо Маиерлинга, так и уж совершенно невозможно было не заехать в самый-самый австрийский монастыръ. Хаилегенкроиц. Который сохранился в памяти с той давней поездки тумынными отрывками, которые как кусочки пазла никак не хотели складываться в картинку.
Расположенное в нескольких километрах от Бадена аббатство Хайлигенкройц - непременный «маст-си» региона. Причин для его посещения несколько: во-первых, оно принадлежит редкому ордену цистерцианцев, в основе философии которого - аскетизм, созерцание и полное отсутствие ненужной красоты в окружающей жизни. Во-вторых, это одно из самых старых и крупных аббатств Европы - свою историю оно ведёт с 1133 года. Ну и наконец, в стенах Хайлигенкройца хранится ценная реликвия - крест с фрагментами Креста Господня. <
.....>
Аббатство Хайлигенкройц (нем. Stift Heiligenkreuz, монастырь Святого Креста) - католический монастырь в австрийском посёлке Хайлигенкройц (федеральная земля Нижняя Австрия). Находится в южной части Венского Леса, примерно в 25 километрах юго-западнее центра Вены. Монастырь принадлежит ордену цистерцианцев, основан в 1133 году, один из самых старых и крупнейший из действующих цистерцианских монастырей Европы.
Хайлигенкройц - один из самых больших сохранившихся средневековых монастырских архитектурных комплексов мира.
Попробуем разобраться сначала с хозяевами монастыря - цистерцианцами.
Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы - католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой
Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Кстати сказать, Бернард Клерво является и духовным отцом ордена темплиеров.Все помним - Ден Браун, приоре де сион? Орден цистерциенцев, как исходная точка, толчок для темплиеров уже давно неоспоримый факт.
Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.
Хайлигенкройц - действующий цистерцианский монастырь. Монашеская братия насчитывает около 70 человек. Посещение туристами монастыря разрешено в ограниченном порядке. Основанный в 1802 году Богословский институт в 1976 году был преобразован в Философско-Богословскую Высшую школу. В настоящее время это заведение насчитывает более ста студентов как из числа монашествующих так и из мирян. Кроме Высшей школы при монастыре существует также колледж, выполняющий функцию семинарии. В Хайлигенкройце проходят обучение и новициат многие монахи из других монастырей Европы и мира.
На протяжении веков Хайлигенкройц считался одним из важных центров богословской мысли и григорианского пения. Традиции григорианского хорала в монастыре тщательно сохраняются, в 2008 году на студии «Universal Classics» был записан диск под названием «Chant - Music For Paradise» с григорианским пением монахов Хайлигенкройца.
Даже когда церковь закрыта для посещений , она не закрыта окончательно - через обычную решетку можно наблюдать за монахами и слушать богослужения. Песнопения - не побоюсь этого слова - ангельские. В высоких сводах собора акапелла вызывает на коже серию мурашек, не прекращающихся до самого конца службы.
Цистерциа́нцы, члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. 1-й монастырь ордена в Сито (лат. Cistercium) (ок. Дижона, Франция). С 12 в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден цистерцианцев имел в Европе ок. 700 монастырей (мужские и женские).
Цистерциа́нцы, католический монашеский орден, основанный в 1098 в Сито (лат. Cistercium - отсюда название) в Бургундии. Оформился как орден в 1118 и благодаря усилиям и авторитету св. Бернарда Клервоского к середине 12 в. распространился по всей Западной Европе. Цистерцианцы активно участвовали в христианизации и военной колонизации западнославянских земель, Прибалтики и Испании. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации монашества - орден. «В пустыне» - в еще не обжитых человеком местах - в простоте и бедности они надеялись в полной мере осуществить устав св.
Бенедикта Нурсийского. Идеал бедности зримо отражали белые, дешевые (без красителя), «ангелические» одеяния, а также строгие, лишенные излишеств архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей. В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родственное отпочкование): по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашеского идеала не смягчалась, посылал часть братьев для основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители регулярно посещал. Из Сито были основаны четыре крупнейших аббатства цистерцианцев: Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримонд, к которым восходили все филиации ордена.<
.....>
Все обители ордена объединены в конгрегацию, управляемую генеральным капитулом, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; капитул назначает ответственных за ежегодную инспекцию всех монастырей.
Конституция ордена носит название «Хартия милосердия» (Carta caritatis), её составителем по традиции считается третий аббат Цистерцианского монастыря святой Стефан Хардинг (умер в 1134).
Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в котором они видели средство воспитания смирения и обуздания «духа соблазна», а также гарантию независимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате они поначалу больше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории, школе или храме за богослужением, которое в страду могло быть и опущено. Цистерцианский культ труда, интенсивное освоение цистерцианскими монахами лесов и пустышей, осушение болот, внедрение всевозможных технических новшеств значительно способствовали внутренней колонизации Западной Европы 12 в. Им отчасти принадлежит и заслуга в нравственной апологии трудовой деятельности. Очень скоро занятия физическим трудом были переданы конверсам (лат. conversi - обращенные), выходцам из сельской бедноты, которые хотя и принимали монашеские обеты, но жили отдельно от основной братии. Интенсивное высокорентабельное товарное хозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобны Ноеву ковчегу, на который братья собрали все богатства, оставив снаружи запустение.
К концу 12 в. цистерцианцы, с их радикальным неприятием мира, противостоянием городской жизни, все более оттеснялись богатыми монастырями на периферию духовной жизни. Лишь в 17 в. в ответ на обмирщение культуры и растущий моральный релятивизм вновь приобрела значимость первоначальная строгость цистерцианского уклада. По инициативе А. Ж. Бутиллье де Рансе (1626-1700), с 1664 аббата монастыря Ла Траппе во Франции, оформилось строгое ответвление цистерцианцев - трапписты, которые на рубеже нашего века стали самостоятельным орденом (лат. ordo cisterciensium strictioris observantiae), в отличие от «святого ордена цистерцианцев» (лат. sacer ordo cisterciensium), объединяющего монастыри, не принимающих аскетической суровости траппистов.
Хотя цистерцианцы ведут преимущественно созерцательную жизнь, они принимали участие и в миссионерской деятельности, особенно в Южной Франции (среди еретиков-альбигойцев) и в Восточной Европе. На протяжении всего Средневековья цистерцианцы очень много сделали для развития и распространения готической архитектуры. Кроме того, они применяли передовые сельскохозяйственные технологии, поднимая целинные земли и используя для осуществления этих проектов сотни братьев-мирян. Облачение цистерцианцев - белое одеяние с чёрным скапулярием, чёрным капюшоном и чёрным шерстяным поясом.
В 2012 году цистерцианцы насчитывали 1 709 монахов, из которых 731 священник. Ордену принадлежало 88 обителей
В XVIII веке начались правительственные меры против цистерцианцев: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции - национальное собрание в 1790. Однако орден сумел избежать уничтожения и в XIX и XX веках число цистерцианских монастырей вновь приблизилось к сотне. В конце XX - начале XXI века число цистерцианцев выросло с 1353 в 1990 году до 1709 в 2012 году. В настоящее время наибольшее число обителей этого ордена находится в Европе (особенно во Франции, Германии, Австрии, Испании), и США. По одному монастырю есть в Австралии и Новой Зеландии.
Как стать цистерцианским монахом? Возрастной ценз для принятия составляет 18 лет. Кандидат, который просит о принятии, должен сдать экзамен на аттестат зрелости или иметь специальное образование. Знания латыни желательны, все же, латынь можно доучитъ также во время кандидатуры. Собрание братьев на Торжественной профессии голосует, принимается ли претендент в послушание или нет. <
.....>
Зачем монахам латынь? А вот оказалось, что, невзирая на запрет очередного Папы проводить службы на латыни, здесь продолжают читать мессы так, как это делала католическая церковь в 11-12 веке.
Аббатство Хайлигенкройц было основано в 1133 году представителем знатного австрийского рода по просьбе сына, которому наскучила сладкая, но скучная жизнь богача. Существующие на тот момент монастыри юношу не устраивали - казались недостаточно аскетичными - и тогда он решил основать свой, благо средства позволяли. Новый монастырь был наречён в честь Святого Креста - Хайлигенкройц. Освящён монастырь был 11 сентября 1133 года и назван во имя Святого Креста. В 1187 году была освящена построенная монастырская церковь.
Полувеком позже аббатство обзавелось собственной реликвией - частицей Животворящего Креста, и процветало вплоть до 17 века, когда его основательно разрушили турки.
В 18-19 веках Хайлигенкройцу удавалось сводить концы с концами, в 20-ом над ним нависла угроза конфискации имущества немецкими национал-социалистами, но после Второй мировой дела пошли на лад - и сегодня аббатство может похвастать отреставрированными помещениями, всё той же реликвией и славными традициями григорианского пения, «задокументированными» Universal Classics. <
....>
Полстолетия св. Бернар «управлял» христианским миром Запада. Он стал невероятно популярен и влиятелен. Не было в те времена хоть сколько-нибудь значимого начинания, в котором не принял бы участия Бернар. Он знал, как надо жить, верить, работать, воевать, строить храмы.
Впрочем, «наставник мира» не столько рассказывал о том, как надо строить храмы, сколько осуждал тех, кто строил не так, как следовало. Он бичевал новую архитектуру Сен-Дени за чрезмерную высоту: стремление архитектурных объемов и деталей ввысь трактовалось как проявление гордыни. С возмущением говорил Бернар об излишней длине храмов, о «чрезмерной просторности, роскошном убранстве и росписях, вызывающих любопытство молящихся, отвлекающих внимание, не позволяющих сосредоточиться». Их ложный, с точки зрения Бернара, эстетический облик суть порождение греховной этики создателей: «Зачем нищим, если вы поистине нищие, все это золото, которое сияет в ваших храмах?» Нельзя сказать, что Бернар не понимал, что архитектура, живопись, скульптура могут приводить паству к благим чувствам и мыслям, но он презирал этот путь, полагая, что «произведения искусства суть идолы, отвращающие от Бога, они способны возбуждать благочестие лишь слабых и мирских душ». Не случайно вскоре после того как святой Бернар стал пользоваться влиянием в цистерцианской конгрегации, белое монашество перестало украшать книги иллюстрациями. Строить соборы надо, соблюдая «строгие линии, прочерченные… отцами», - говорил друг Бернара, Гийом из Сен-Тьерри (1085-1148). Романская архитектура цистерцианских церквей не порывала с традицией, а продолжала ее.<
....>
В аббатстве Хайлигенкройц первым делом стоит отправиться в церковь. Она была построена в 12-13 веках и интересна смешением романских и готических элементов, а колокольня являет собой яркий образец стиля барокко. Внутри обратите внимание на чудесный оригинальный витраж и готические хоры - и то, и другое 13 века. В остальном же архитектурных украшений здесь минимум: цистерцианская идеология отрицает излишества. Скульптуры на территории Хайлигенкройца и колонна Святой Троицы во дворе принадлежат резцу венецианского мастера Джулиани - кстати, по завершении заказа он вступил в орден и прожил в аббатстве до кончины.Похоронен он в монастырском храме.
Известные художники как Михаэль Роттмайeр, Мартино Альтомонте и Георг Андреас Васхубер также трудились для монастыря. Джулианни и Альтомонте погребены в монастырском храме.
Вообще в Хайлигенкроице творило и работало множество известных личностей: кроме упомянутого художника и скульптора Джиовани Джулияни (1663-1744), здесь побывали художник Мартин Алтомонте (1657-1745), композитор XVII в. Альберих Мазак (1609-1661), католический теолог Вильгельм Нойманн (1837-1919), расовый теоретик, ариософ и учредитель ордена Новых Тамплиеров Йорг Ланц фон Либенфелс (1874-1954).
Архитектура монастырской церкви XII-XIII веков содержит в себе элементы как романской, так и готической архитектуры. Фасад, неф и трансепт - самые старые части здания храма - романские, и представляют собой редкий пример романской архитектуры в Австрии. Хоры храма - готические, датируются XIII веком. На хорах сохранился витраж XIII века. Фасад церкви выходит на запад, три окна фасада символизируют Святую Троицу. Внутренний интерьер, как и в большинстве цистерцианских храмов предельно строгий, без росписей и орнаментов. Обычно в цистерцианских церквях отсутствует колокольня, однако в Хайлигенкройце она была построена в XVIII веке в северной части в стиле барокко.
Своей таинственной замкнутостью, строгой симметрией, уравновешенностью романские храмы, кажется, охраняют мир, в котором нет места волнениям и суете, сомнениям и переменам - мир Начал, Сущностей, Неизменностей. Однако рождение такого образа и самих храмов, как это ни удивительно, во многом явилось результатом жестких разногласий, суетных устремлений и непримиримой борьбы. В центре этих далеких от нас событий стоял цистерцианский монашеский орден и самый почитаемый из его аббатов - Бернар Клервоский. <......>
Здесь хочется обратить внимание на скамьи. Шедевр. Лучше, великолепнее, изящнее и богаче я ничего не видела. Методика набора картин на дерево под лаком сохраниласъ, я встречалась с такой в 90-х годах в Латвии, но средневековье!
Цистерцианцы почитают святого Венедикта (†547) и святого Бернарда (†1153) своими духовными oтцами. Венедикт изображается в черной рясе с разбитой чашей и книгой, Бернард облачен в белую рясу и в руках держит крест.
Цистерцианские храмы призваны были хранить чистоту веры, противостоять греховному, внешнему, мирскому. Эта идея была воплощена в замкнутых и незыблемых романских храмах. Они, как строгий цистерцианский устав, были призваны противостоять хаотичному видимому миру, нести порядок: их формы выражены правильными геометрическими фигурами, строгой симметрией, ясной иерархичностью. Монументальный декор цистерцианских церквей был лаконичен. Центральное место отводилось в нем изображению божественного материнства. Культ Богоматери играл важную роль в религиозных представлениях XII века. К ней были обращены мистические чаяния тех, кто стремился к чистоте, и Бернар был одним из самых преданных ее слуг. Храмы, которые он закладывал, как правило, были посвящены Святой Деве.
В 1182 году иерусалимский король Балдуин IV передал в подарок герцогу Австрии Леопольду V ценную реликвию - Крест с фрагментами Животворящего Креста Господня. 31 мая 1188 года герцог даровал реликвию монастырю Хайлигенкройц, где она хранится по сей день. Этот фрагмент Животворящего Древа самый большой в Европе, лежащей севернее Альп. Монахи из Хайлигенкроца основали большое количество дочерних монастырей по всей Австрии, а также в Венгрии и Чехии. Самые известные из них:
Цветль (1138, Нижняя Австрия)
Баумгартнберг (1142, Верхняя Австрия)
Чикадор (1142, Венгрия)
Мариенберг (1197, Бургенланд)
Лилиенфельд (1202, Нижняя Австрия)
Гольденкрон (1263, Чехия)
В XV - XVI веках период расцвета сменился упадком, вызванным частыми пожарами, эпидемиями и вражескими нашествиями. В 1683 году монастырь был осаждён турецкой армией и сожжён, в огне погибла богатая монастырская библиотека. После поражения турок в битве при Вене и ликвидации османской угрозы монастырь был постепенно восстановлен и расширен. Многие строения монастыря были в этот период перестроены в стиле барокко.
В период правления Иосифа II, который распустил множество австрийских монастырей, Хайлигенкройцу угрожало закрытие, однако он избежал этой участи благодаря тому, что в монастыре в 1802 году был основан Богословский институт (согласно императорскому Указу о веротерпимости не упразднялись только те монастыри, которые способствовали делу просвещения или призрения больных). Кроме того, в начале XIX века монахи Хайлигенкройца стали опекать и епархиальные приходы за пределами монастыря, в настоящее время они осуществляют пастырское душепопечительство в 19 приходах Нижней Австрии.
Эти скамьи я помню. Тогда, много лет назад они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но запомнились почему-то как трон, одиноко стоящий посреди зала. Скорее всего все просто уже смешалось в доме Облонских, но ведь не в этом суть.
В конце XIX века из монастырской церкви были удалены все сооружения в стиле барокко (которые представляли собой поздние нагромождения на оригинал строгого интерьера) и создан ансамбль неоготических алтарей с сенью над главным престолом в центре.
Орган во время ремонта двигали по всей церкви и расположен он сейчас не там, где лучше слышно, а там, где он не загораживает вид. Наверное когда все равно все поется акапелла - это и не важно.
Здесь и именно здесь я решила выполнить обещание, данное товарищу
loboff.
Чем еще краине интересны фигура Иисуса - это тем, что она радостная. Большинство изображений - страдающий иисус, на кресте. Здесь жзе настоятель монастыря захотел увидеть вознесенного и счастливого Христа.
Среди других интересных помещений аббатства - внушительная монастырская библиотека на 50 тысяч томов. Здесь же работает и духовная семинария. Ну а подтверждением тому, что монахи Хайлигенкройца не чужды научно-техническому прогрессу, служит то, что несколько лет назад они записали альбом григорианских хоралов - между прочим, на престижном лейбле «Юниверсал». <
.....>
В эпоху барокко возникают несколько очень ценных по своему искусству построек, как, например, ризница. В 1683 монастырь был разрушен во время турецкой осады. Bместе сгорела и библиотека. В рамках восстановительных работ последовало расширение средневекового комплекса барочными архитектурными сооружениями.<
.....>
Увы, в программу экскурсий библиотека не входит, а уж без экскурсии в нее и вовсе не попасть.
Кстати и слухи о якобы бесплатности экскурсии сильно преувеличены. С цифрой могу ошибиться, но порядка червонца удовольствие стОит.
Монастырь Хайлигенкройц - древнейший цистерцианский монастырь в мире, который со времен своего основания никогда не закрывался. С 1133 года братия монастыря ежедневно семь раз в день совершает богослужение. День начинается с полунощницы (лат. "vigil" - ночное бдение) в 5:15 утра, заканчивается повечерием (komplet) в 20:15. Ночью царит безмолвие.
Цистерцианцы живут до сегодняшнего дня земледелием и лесничеством. Монастырь Хайлигенкройц - это "монастырь в Венском Лесу", поскольку название "Венский Лес" (нем.: Wienerwald, лат.: silva viennensis) упоминается уже в 1332 году в одном из документов монастыря.
В период с 1938 по 1945 год существование монастыря было под угрозой. Национал-социалисты отобрали у монастыря значительную часть территории и арестовали некоторых монахов. После окончания второй мировой войны отобранное было возвращено монастырю.
После II Мировой Войны игумен (аббат) монастыря Карл Браунсторфер (1945-1968) старался укрепить изначальный монашеский дух. Богослужение было реформировано в полном соответствии мысли II Ватиканского Собора. Tакже был издан собственный латинский часослов (Brevier). Братия монастыря до ныне неизменно следует своему намерению сохранять грегорианское пение.
В сентябре 2007 года аббатство посещал папа римский Бенедикт XVI в ходе своей поездки в Австрию.
Церковь - это, наверное, сердце монастыря. И охраняется недреманым оком. В первый раз я добралась до места уже после начала последней экскурсии и просто побродила по двору раз уж приехала. Свечи вот поставила в церкви. И вдруг - возмущенный гомон за решеткой в церкви - дамы, дамы,что случилосъ? Немецкие пенсионерки возмущались тем, что никак не могут выйти наружу, а уже пора бы и в туалет - заблудились, засмотрелись и отстали от экскурсии, а бдительные монахи тут же их и заперли. Пошла искать кого-нибудЪ с ключами. Монах недоверчиво посмотрел и с сомнением пробормотал нечто вроде - небось воровки забрались....
Экскурсия однако на этом нисколько не закончилась, я сделаю только небольшую паузу....