Где бы я ни была, всегда стараюсь посетить городской музей. Краеведческий, художественный, политехнический - такой, какой есть. После их посещения остается ощущение тепла и света.
Провинциальные музеи - это сокровищницы, в которых сохранились душа и человечность. Не располагая экспонатами мирового значения, не имея возможности перевести все в цифровой и интерактивный формат, они остаются ретро-островками, вызывающими уважение и умиление.
За искреннюю любовь к истории и очаровательную непосредственность, которой дышит каждая витрина, я их очень люблю.
У нас в Кранце тоже есть краеведческий музей. Очевидно, что основная часть экспозиции посвящена не русской, а прусской истории.
Мне было интересно не только посмотреть на каменные ножи эпохи неолита и костяные иглы эпохи викингов, но и побывать внутри виллы Макса Крелла, известного местного адвоката и нотариуса начала ХХ века. Здесь находились его контора и жилые помещения, поскольку тогда было принято жить и вести практику в одном здании.
До переезда в Кранц Макс Крелл был мэром Мемеля (сейчас это Клайпеда).
На этот пост он избирался дважды. Отойдя от активной общественной деятельности, он поселился здесь, на Кёнигсбергерштрассе, со своей семьей и жил счастливо. Дом, выстроенный по индивидуальному проекту, завораживает гармоничным сочетанием стилей.
Парадный вход был предназначен для клиентов. Домочадцы входили со двора, минуя площадку для тенниса.
Вилла сохранила в первозданном виде не только внешний вид и внутреннюю планировку, но и значительную часть интерьера, поэтому представить, как здесь обитали люди, совсем несложно.
Двери, окна, радиаторы отопления с ручками регуляторов - все они подлинные.
И изумительная кафельная плитка при входе в жилую зону - посмотрите, как она прекрасна!
Эти милые сюжеты видели люди, жившие здесь более ста лет назад. Интересно, какие мысли у них возникали?
А вот перила лестницы, ведущей на второй этаж. Представляете, сколько рук прикасалось к этому шарику? Тех рук давно нет, но перила хранят их прикосновения, и если потрогать этот шарик, то можно пожать руку жителям Кранца.
В ванной комнате, в которой мылась вся семья, можно почувствовать быт того времени. Сто лет назад Кранц был вполне благоустроенным городом, имел отличное водоснабжение и высокие гигиенические стандарты.
Сейчас ванная используется как одна из туалетных комнат для посетителей.
Мне нравятся эти «домашние» объявления, адресованные современной публике.
Увы, но в главной спальне сейчас действительно находится военная экспозиция.
В нескольких залах представлена история Пруссии от VIII до XX века, однако я, как и Берти Вустер - герой моего любимого сериала «Дживс и Вустер» - не увлекаюсь древними наконечниками.
Археологические экспозиции вызывают у меня поверхностный интерес, но многим они нравятся. Для тех, кто любит окаменелости,
Мне ближе курортная жизнь.
Вот, например, посуда из местных отелей. Как она изящна!
Обратите внимание на номер 5 - брелоки от ключей, которые выдавались отдыхающим в престижных отелях Кранца, одного из первых европейских курортов.
Очень трогательно выглядит старый молитвенник. Представляю, сколько чувств вкладывал владевший им человек в чтение, с какой надеждой смотрел на эти страницы.
Блестящая репутация Кранца была результатом удачного сочетания солнца, минеральных вод, морского воздуха и грязевых ванн, которые, с точки зрения медицины первой половины XIX века были универсальным средством для профилактики и лечения большинства заболеваний.
Вот так выглядели эти отдыхающие.
Каждый, кто прибывал на отдых, оформлял курортную карточку и оплачивал курортный взнос. Вот так выглядели эти карточки. Кстати, с 2022 года планируется возобновить прусскую практику и взимать с туристов 100 рублей (с каждого).
Быт - самое интересное, даже если он не относится непосредственно к курортной инфраструктуре, а иллюстрирует повседневные привычки местных жителей. Мне очень нравится изящество утилитарных вещей. Оно свидетельствует о культуре быта и отношении людей к жизни.
В нашем музее очень много экспонатов, но я покажу вам одну витрину, которая произвела на меня сильное впечатление.
Вещи, которые были с человеком в минуты опасности и лишений. Могли их владельцы предположить, как сложится судьба этих вилок, чернильниц и флаконов для полоскания?
Что мне очень понравилось в музее, так это отсутствие бдительных смотрителей, ограждающих лент, стеклянных колпаков и прочих препятствий, создающих дистанцию между посетителями и историей.
На мой взгляд, достаточно напомнить о запрете прикасаться к экспонатам.
И стенды, выполненные руками сотрудников музея, мне тоже нравятся больше изготовленных на заказ по самым прогрессивным технологиям. Я не против цифровизации музейного дела, но именно в таких аппликациях сохраняется что-то настоящее и честное.
Вот такие светлые и яркие впечатление. О них, но в двух словах, я написала в книге отзывов.
Удивительно, но несмотря на глобальные исторические перемены, жизнь в Кранце изменилась очень мало. Возможно, благодарить за это надо архитектуру, которая поддерживает тот культурный код, который был заложен в городе, но я думаю, что не только в ней дело.
Наш город - удачное попурри прусской и русской культуры. Здесь сохраняется прежняя атмосфера, темп жизни, многие привычки и традиции.
Связь времени и поколений в Кранце чувствуется во множестве деталей, и одна из них - наш краеведческий музей, уютный и по-домашнему теплый.