Почему не вдохновляют святые

Jun 15, 2021 18:59

Современного человека, наверное, не очень вдохновляют святые.

Чудеса...кто-нибудь верит в них? Или, может быть, они просто уже не нужны. Точнее, так. Не то, чтобы современным людям чудеса не нужны; а люди сейчас хотят каких-то совсем других чудес. Не тех, которые описаны в "житиях" (тем более, если эти чудеса вымышленные...).

Реальное же житие святых и вовсе мало кого вдохновляет.

"Во время стояния на столпе, по словам жития, Симеон был искушаем дьяволом, который явился ему в образе ангела на огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги Симеон подобно пророку Илии будет живым вознесён на небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением, и видение исчезло. Раскаявшись, Симеон год простоял на той ноге которой хотел встать на колесницу. Житие сообщает, что дьявол поразил ту ногу язвой и «загнило на ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями. Один юноша по имени Антоний собирал червей, падающих на землю, и, по повелению святого страдальца, опять носил их к нему на столп. Святой же, перенося болезнь с великим терпением, как второй Иов, прикладывал червей к ране, говоря: „ешьте, что вам Бог послал“». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA

"Перед тем как принять Арсения в число братии, Иоанн решил испытать его смирение:

Братия села за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз… Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: «Ешь, если хочешь».

Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец - ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пёс». И наклонившись до земли, он пошёл на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошёл с ним в угол и там съел его лёжа на земле.

Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: «Он будет великим подвижником».

- Димитрий Ростовский. Жития святых (8 мая)" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9

"Преподобный Тихон Калужский (Медынский) родился в Киеве в начале XV века. В юности постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве. Святой не хотел жить в мирской жизни, и через некоторое время удалился в Калужские леса Малоярославецкого княжества. Он поселился на берегу речки Вепрейки, впадающей в Угру. На истоке этой реки преподобный вырыл святой кладезь. Келией святого стало дупло исполинского дуба, ствол которого хранился в монастыре до 1918 года. В нем святой прожил 17 лет. За время отшельничества, к преподобному стали стекаться ученики, и образовалась монашеская община. Старец обладал многими дарами, в том числе прозорливостью, целительством и чудотворением." https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Они мёртвых воскрешали, пожары гасили чашами вина, исцеляли, предсказывали будущее... И во всё это не очень верится. Либо, иногда, такое могло быть (например, предсказание будущего), но это не очень-то чудо.

А вот прожить в дупле 17 лет, сейчас, наверное, мало кого вдохновит. Не говоря уж о других непотребствах... Таких, как разведение в ранах червей. И прав Невзоров. Больше всего это напоминает симптомы психических расстройств, чем что-либо другое.

Мазохисты, психопаты, полусумасшедшие люди... И они приняты за культурный эталон. Эталон святости.

Совершенство в добродетели
"5. Об Александре

Рассказывал мне этот писатель Дидим об одной служанке, по имени Александра. Оставив город, она заключилась в гробнице и получала что нужно через отверстие, а сама не показывалась на глаза ни мужчинам, ни женщинам около десяти лет. В десятое лето почив, сия блаженная, говорят, сама себя приготовила к [10] погребению. Женщина, которая к ней ходила, пришедши по обыкновению, не получила ответа и сказала нам об этом. Мы отправились, открыли вход в пещеру гроба, вошли туда и увидели, что она почила.

Говорила нам о ней и приближенная Мелания Римляныня (о которой в свое время и в своем месте расскажу). «Не могла я, - говорит она, - видеть сию блаженную в лице, но, ставши у отверстия, просила ее открыть причину, по которой оставила она город и заключила себя во гробе. Она отвечала мне через отверстие: ”Один человек сходил с ума по мне. Чтобы не огорчать и не бесчестить его, я лучше решилась заключить себя живою в этой гробнице, нежели соблазнить душу, созданную по образу Божию”. Когда я сказала ей: ”Как же ты, раба Христова, выносишь это, что совсем никого не видишь, а одна ратуешь против скорби и помыслов?” - она отвечала: ”С самого утра, часа до девятого, я молюсь и с час пряду лен, в остальные часы припоминаю себе сказания о вере святых отцов и патриархов, о подвигах блаженных апостолов, пророков и мучеников. Когда наступает вечер, я, принесши славословие Господу моему, ем свою долю хлеба, а ночь всю провожу в молитве, ожидая конца своего, когда разрешусь отселе с благою надеждою и явлюсь лицу Христову”».

Расскажу теперь и о тех, которые, имея вид благочестия, жили в небрежении о душе своей, - (расскажу) к похвале достигших совершенства в добродетели, и для предостережения читателей." http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/V/420-440/Palladius/text1.htm

Проще говоря. Некий человек мужского пола влюбляется в молодую, красивую девушку. А эта девушка "чтобы не огорчать и не бесчестить его", уходит из города и поселяется в гробу. И так вот живёт в гробнице. Наверное, в лежачем и полу-лежачем положении проводит там всё время. Питается через отверстие тем, что принесут. Проводит время в молитве, в воспоминании подвигов апостолов. И ожидает своего конца. Через 10 лет умирает.

Кто-нибудь хотел бы повторить её подвиг..? И прийти к совершенству в добродетели.

Почему это удручает, а не вдохновляет? Такого рода подвиги. Меня лично удручают - бессмысленностью.

Даже если исключить версию психического и психопатологического расстройства этих святых людей. А, допустим, их так вера воспламенила. Они глубоко уверовали. И нам сейчас это плохо понятно...

Но кому всё это надо? Разводить в ранах червей. Похоронить себя во гробу заживо. И прожить 10 лет в гробнице. Или десятилетиями вериги носить, как, тоже, в православии принято. Кому это всё надо? Кому стало лучше от этого..? Или что от этого улучшилось в мире...

Когда Александр Матросов закрыл грудью ДЗОТ и героически погиб, вероятно, в этом был какой-то смысл. Он товарищей спас, помогая им выиграть секунду времени. Да. И способствовал выполнению боевого задания, что - в то время, было гораздо важней. Спорный вопрос, стоило ли это жизни. Но, по крайней мере, в этом поступке был какой-то смысл, и поэтому он воспринимается как героический.

Жертва Христа ведь была осмысленной. В ней вполне определённый религиозный, метафизический смысл.

А это всё что..? Жизнь в дупле. Ношение каменной шляпы.

Молодая красивая девушка, вместо того, чтобы выйти замуж, родить детей, жить радостно, поселяется в какой-то пещере, из которой не выходит, пока не умирает. Влюблённому в неё мужчине от этого стало лучше..? Или кому..? Или всё это, действительно, надо Богу..? Вот такие странные жертвы.

Это моя гипотеза. Почему эти люди, которых причислили к лику святых, демонстрировали такое странное поведение. Всё-таки не думаю, что это поведение - следствие психических расстройств. Хотя, наверное, современный психиатр рассматривал бы всё именно в таком ключе. Может быть, среди них и были не вполне психически здоровые люди... Но всё-таки не в этом дело, я думаю.

Если Бог коснулся души...правда, само это явление сейчас могут счесть не вполне здоровым. Метафизической интоксикацией могут счесть.

Ну, допустим, в религиях считают иначе. В православии. Бог открыл Себя тому или иному человеку. Человек, может быть, был атеистом, и уверовал. Или перешёл в христианство из оккультизма. Или просто ощутил реальность тонкого мира, духовного мира (не обязательно это христианин).

Это, конечно, меняет мировосприятие. Человек как бы пробуждается. И острее воспринимает несовершенство...и своё личное, и окружающего мира. "Всё не так, как надо", - как Высоцкий пел. При этом, меняться - это огромный труд. Что-то изменить в мире - тем более...

В каком-то смысле, психологически проще впасть в безумство вместо того, чтобы сделать реальное, полезное (хотя бы для себя лично) дело - с Богом, с Божьей помощью. Занимаясь самоистязанием, патологическим самоуничижением, человек сбрасывает внутреннюю энергию. И таким образом восстанавливает внутренний, душевный комфорт, хотя, на самом деле, это псевдокомфорт. Потому что энергия уходит на бессмысленную и даже патологическую деятельность - наподобие лупить себя плёткой, расковыривать раны, чтоб черви питались "чем Бог послал" или не мыться годами, терпеть чесотку и кормить вшей. Но от всего этого как бы на душе становится легче. Тем более, всё это "во имя Бога". Или эти все бессмысленные мучения "ради Христа". При этом, в жизни самого человека, и в окружающем мире, особенно-то ничего не меняется.

По крайней мере, такого рода подвигов описано много. Но чтобы кому-то от этого становилось лучше...что-то незаметно.

Святая Русь провалилась...вместе с этими святыми. Как потомок, я испытываю чувство горечи, узнавая и об этих подвигах, и о неправдоподобных чудесах. Пищи для души в этом мало. Радости ещё меньше. Больше всего - ощущения бессмысленности их безумств. Если, конечно, есть хотя бы какая-то толика веры в церковь...Наверное, в чём-то эти люди, действительно, продемонстрировали нравственное совершенство, за что их причислили к лику святых. Хотя бы чем-то полезен их опыт..??? Или их пример..?

человек, церковь, мысли, святые

Previous post Next post
Up