РомантЕГа, или Разрушь свою жизнь красиво

Aug 13, 2017 23:07

Странные все-таки эти современные (вторая пол. 20 в. и далее) понятия о «романтике». Нет, против настоящей романтики - путешествий, приключений, исследований, в том числе в обществе любимого человека или лучшего друга (особенно если тот и другой - одно лицо, как у меня) - я ничего не имею, даже наоборот. Но то, что в последние лет 70-100 называется этим словом применительно к М+Ж - чаще всего нечто весьма неудобоваримое и непонятно из какого мира пришедшее.

Вот читаю предисловие к повести Шолом-Алейхема «Стемпеню» (русский перевод, изд. 1959 г.): мол, ахахах, трагедия несбывшейся Любви, главная героиня Рохеле не смогла преодолеть окружающую ее «пошлость» и вместо того, чтобы бросить все и пойти за Великой Любовью, «окончательно погрязла в обывательском болоте», оставив главного героя Стемпеню на растерзание бездуховной жене (которую он, кстати, сам выбрал, а до этого - соблазнил). Трагический финал, читатели рыдают, девушки принимают решение не быть как слабовольная мещанка Рохеле и непременно найти своего Стемпеню.

А ведь если посмотреть на повесть не через призму предисловия: это ведь рассказ не о «слабовольной мещанке», а о сильной и цельной женщине, которая борется с депрессией, семейным насилием и всякими сопутствующими этому искушениями почти суицидального типа. И конец там вовсе не трагический, а счастливый: Рохеле побеждает! И не просто сама побеждает, но и вытаскивает из той же беды любимого (сюрприз-сюрприз - это не Стемпеню, странно, что те критики не заметили), помогает ему отделиться от нарциссической матери, и они теперь вместе строят свою жизнь так, как хотят сами. Недаром и долгожданный ребенок у Рохеле рождается именно в финале повести, уже после ее победы, как символ новой жизни.

Ну, а Стемпеню… Вот что бы с ней было, если б она исполнила желание критиков и «все бросила ради него»? Стемпеню-то - и сам типичный нарцисс. Да, талантливый музыкант, ну так многие великие люди искусства были нарциссами, одно другому не помеха. И что бы ждало Рохеле с ним? Да то же самое, что очень и очень многих жен и любовниц нарциссов (оглянитесь вокруг): за стадией идеализации и превознесния до небес последовало бы жесточайшее обесценивание, втаптывание в грязь, а потом Рохеле просто оказалась бы беспардонно брошена ради нового «идеала». Собственно, автор прямо говорит, что до Рохеле Стемпеню так поступал уже со многими девушками. А все его песни про «они все были не такие, как ты, поэтому я их и бросил, а ты лучшая, с тобой у меня все будет иначе» - это же тоже типично до невозможности. Все жертвы нарциссов вспоминают точно такие же песни в самом начале… И вот Рохеле осталась бы одна - униженная, брошенная, с клеймом «падшей женщины» (это же консервативное общество 19 в., а она - замужняя любовница женатого мужчины), и хорошо еще, если без внебрачного ребенка (хотя какое «хорошо» - тут и без ребенка положение тяжелее некуда). Наверняка безнадежно тоскующая по мужу, которого, несмотря на ее депрессию и его зависимость от «удушающей любовью» мамаши, любила по-настоящему (автор это очень тонко описывает, такими нежными штрихами - первую девичью любовь). Возможно, оказалась бы на панели (на что ей жить?) или просто умерла бы где-нибудь в грязном сарае, от голода и холода. Романтика?

А вот для Стемпеню, да, все действительно кончилось плохо. Но, честно говоря, его не особенно жалко. Точнее, жалко - его талант, который оказался в такой неподходящей нарциссической оболочке. Но вот все остальное, что с героем произошло - что, как не закономерный результат его собственного, мягко говоря, некрасивого поведения? Он забавлялся, соблазняя девушек, чтобы попользоваться и бросить - а потом одна из них оказалась ему под стать и сама на всю катушку попользовалась им. Как говорится, «эпическая справедливость мироздания», нашла коса на камень, и всякое такое. Как ты - так и с тобой, и больше ничего.

Ну, а Рохеле преодолела свои искушения и счастлива. Да, она осталась обычной домохозяйкой, не пошла в науку, искусство или политику - но давайте смотреть на вещи реально, в то время в том месте это для женщины из народа (да и не из народа тоже, за редкими исключениями) было в принципе невозможно. Зато она поняла свою силу, стала самостоятельной личностью и живет так, как сама считает нужным жить. Из вечного объекта стала субъектом. У нее есть любовь, семья, есть свой дом. У нее есть она сама и своя, а не чья-то чужая, выстроенная по чужим лекалам, жизнь. Что же здесь похожего на трагический конец?

я устал - я укушу!, идиш, евреи, достали-2, книги

Previous post Next post
Up